Тема урока: Избыточный спрос и избыточное предложение.
Тип урока: комбинированный, т.к. включает в себя повторение ранее изученного и усвоение нового материала.
Цели урока:
- Образовательная: усвоение новых экономических категорий по теме «Рыночное равновесие»: избыточный (неудовлетворенный) спрос и избыточное предложение.
- Развивающая: развитие навыков математического анализа экономических явлений, умение анализировать варианты отклонения от равновесной цены.
- Воспитательная: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Материалы к уроку: магнитные карточки с обозначениями экономических понятий (P, Q, s, D, Qd, Qs, Qe, Pe, E), график, отображающий математическую модель рыночного равновесия, карточки с упражнением «Анализируем ситуацию на рынке помидоров».
Этапы урока:
- Сообщение темы и задач урока.
- Активизация знаний учащихся
- Воспроизведение знаний учащихся (задача)
- Постановка новых условий задачи для подведения к пониманию новых экономических категорий «Избыточное предложение» и «Избыточный спрос»
- Первичное закрепление материала (упражнение на анализ рынка)
- Выводы по уроку
- Оценки, домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Проверка готовности к уроку (карандаши, линейки, ручки, тетради, дневники)
Запись темы урока.
Знакомство с планом урока.
Учитель: «Сначала мы с вами вытащим из тайников нашей памяти кое-что ценное и восхитимся нашими глубокими знаниями. А для этого повторим тему «Рыночное равновесие». Затем ответим на вопрос (и это наша главная задача на сегодня): «Какие ситуации могут сложиться на рынке, если цена отклоняется от равновесной?». Потренируем мозги, а для этого заглянем на рынок помидоров. И, наконец, подведем итоги нашего приятного и плодотворного общения».
2. Активизация знаний
На доске – графическая модель рыночного равновесия, но на ней не все обозначения.
Рисунок 1.
Учитель показывает карточки, ученики обозначают на графике и отвечают на вопросы:
- P, Q, S, D – обозначить на графике, сказать, что такое спрос, что такое предложение
- Qd = Qs – что означает равенство? Что такое рыночное равновесие?
- Е – что такое точка равновесия ?
- Pe – какая цена называется равновесной ценой?
- Qe – что такое равновесное количество?
– Как можно найти равновесное количество и равновесную цену? (Аналитически – решая уравнения и графически – построив графики спроса и предложения.)
3. Задача
Спрос задан уравнением Q d = 7 – P, предложение Qs = – 5 + 2P, найти равновесную цену и равновесное количество.
1 способ: аналитический:
Qd = Qs
7 – P = – 5 + 2P
12 = 3P
Pe = 4 руб.
Qe = 7 – 4 = 3 ед.
Ответ: Pe = 4 руб; Qe = 3 ед.
2 способ: графический:
Qd = 7 – P
Qe = – 5 + 2P
P |
1 | 3 |
Qd | 6 | 4 |
P | 3 | 4 |
Qs | 1 | 3 |
Рисунок 2
Новые условия:
А если цена на рынке будет равна 5 рублям?
Р = 5 руб., т.е. Р > Ре
Спрос Qd = 7 – 5 = 2 - могут купить
Предложение Qs = - 5 + 25 = 5 - могут предложить
Сколько будет продано? Qпродаж = 2
Qs > Qd
Qsизб.= Qs – Qd = 5 – 2 = 3
Рассмотреть на графике.
Если Р > Ре, то Qs > Qd => избыточное предложение
Если цена на товар установилась выше равновесной, то величина предложения становится больше величины спроса и это приводит к ситуации избыточного предложения.
Новое условие:
Р = 3 руб., т.е. Р < Ре
Спрос Qd = 7 – 3 = 4 – могут купить
Предложение Qs = - 5 + 6 = 1 – могут предложить
Qпродаж = 1
Qd > Qs
Qdизб. = Qd – Qs = 4 – 1 = 3
Рассмотреть ситуацию на графике.
Если Р < Ре, то Qd > Qs =>неудовлетворенный спрос(дефицит)
Рисунок 3
4. Первичное закрепление материала
Упражнение «Анализируем ситуацию на рынке помидоров».
Даны шкалы спроса и предложения на рынке помидоров:
Цена за 1 кг (в руб.) |
Величина спроса Qd (млн.кг в год) |
Величина предложения Qs (млн.руб.) |
40 |
10 |
3 |
42 |
9 |
4 |
44 |
8 |
5 |
46 |
7 |
6 |
48 |
6 |
7 |
50 |
5 |
8 |
- Начертить кривые спроса и предложения и найти равновесную цену и равновесное количество.
- Какая ситуация сложится на рынке, если цена будет равна 43 руб?
- Какая ситуация сложится на рынке, если цена будет равна 50 руб?
- В каком направлении будут меняться цены в условиях дефицита? В условиях затоваривания?
5. Подведение итогов
Какие ситуации могут складываться на рынке при отклонении цены на товар от равновесной? Когда?
6. Оценки. Домашнее задание
1) На карточках: показать на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если:
– Министерство здравоохранения России
предупредит, что от потребления помидоров
краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь?
– Правительство в порядке поддержки с/х-ва
введет субсидию на каждый кг выращенных
помидоров?
2) Рабочая тетрадь: стр. 117-118 № 1 и № 3.