Приобщение детей младшего возраста к социальной действительности

Разделы: Работа с дошкольниками


Ознакомление ребенка с социальным миром – проблема острая  и злободневная. Она способна поставить в тупик знающего и опытного педагога, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые, педагоги? Как познакомить с ним детей? Какое отношение  к нему следует сформировать у маленького ребёнка?  Наконец, какими представлениями об окружающем мире познакомить?

«По мере развития общества постепенно возник разрыв между возможностями детей и требованиями, которые предъявляет к ним общество. Этот разрыв преодолевается за счёт особого периода в развитии человека, которые получил название «детство». Детство не просто время спонтанной и свободной активности ребёнка. Это очень важный период. Проживая этот период, ребёнок приобретает человеческие способности, которые в дальнейшем позволяет ему освоить мир взрослых», – Д.Б. Эльконин.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.

Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одни от других невозможно. Если с плохим и безразличным настроением воспитатель будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира – вряд ли он сможет вызвать у них нужные ответные чувства и отношения. Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства, знания ребёнка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Важнейшие особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста:

  • Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают мелочи, на которые вроде внимания не обратишь. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх), интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.

  • Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой способности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляется «Почему, зачем?», а потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?»

  • Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения. Иногда эти заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера.

  • На характер восприятия социального мира определённое влияние оказывает пол ребёнка. Девочки и мальчики, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают.

  • Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Через призму своих эмоций ребёнок видит, воспринимает явления.

Современный дошкольный образовательный контекст нуждается в новой целевой установке, более широкой, связанной с подготовкой ребёнка к жизни, с эмоционально – целостным отношением к себе и другим людям.

Процесс модернизации дошкольного образования во многом связан с поиском и выбором стратегии социального развития ребёнка. Дошкольное образование рассматривается как сфера социокультурной деятельности, связанная с целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности путем введения её в культуру и социум.

Добавим, что образование в дошкольном возрасте имеет чётко направленную ориентацию – развивающую. Именно развивающее дошкольное образование  должно обеспечить каждому ребёнку условия, в которых он окрепнет духовно и физически, созреет интеллектуально, получит  необходимый социокультурный  и личностный опыт.

Личностью не рождаются – её становятся, но ясно, что социализация есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяется три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самопознание.

Их общей характеристикой является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Качественной характеристикой социализации личности рассматривается социальная зрелость, «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

Если личность изолирована от среды, то не срабатывает даже  самая продуманная система воспитания дошкольника. Социокультурный подход предполагает ориентацию на социальное развитие дошкольника в соответствии  с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества.

Личностная  концепция, которая представляет культуру как актуализацию социальной природы ребёнка: как способ движения личности в социальном пространстве и времени; как систему её качеств и характеристик, важных для реализации отношений дошкольника к природе, обществу, своим телесным и  духовным потребностям.

Наиболее логичным целесообразным в настоящее время представляется строить ознакомление  с окружающим миром на основе воспитания у ребёнка таких качеств личности, как чувств собственного достоинства и уверенности в себе. Формирование таких  личностных качеств, включает в себя  множества компонентов.

Прежде всего,  это осознание ребенком  своей индивидуальности,  которая  становится очевидной  только в сравнении с другими детьми.  Индивидуальность проявляется во внешности.

Расширение знаний о себе, в частности, о собственном организме способствует  становления индивидуальности. Ознакомление с организмом человека связано с изобразительной деятельностью дошкольников.

Знания ребёнка о сложном  строении  и взаимосвязи  всех органов и систем человеческого организма составляют основу  формирования  для заботы о собственном здоровье. Соблюдение правил личной гигиены, режима дня,  понимание ребёнком беречь свой слух, зрение, бережно относится к собственному здоровью является неотъемлемой и существенной  частью подготовки  детей к школе.

Чрезвычайно важным компонентом здоровья  детей  является их эмоциональное благополучие. Этот вопрос приобретает  в настоящее время особую остроту и актуальность. Нестабильность  социально-экономического положения в стране, проблемы и стрессы, с которыми сталкиваются взрослые, оказывают  негативное влияние  на психику детей. Способность осознать свои  эмоции. Понять их причины. Попытаться изменить своё отношение к конкретной ситуации может помочь ребёнку сохранить эмоциональное благополучие. Исходя  из  собственного  жизненного опыта, ребёнок не может   определить состояние грусти, отвращения. Понимание собственных эмоций, того, как с помощью мимики, жестов, поз  человек выражает свои чувства, является условием для развития способности  сочувствовать и переживать другим людям.

Изобразительное искусство  в силу своей специфики, образного языка способно заставить зрителя  почувствовать страдания  и радость  персонажей, пережить их эмоции, чувства. Поэтому следует уделять  внимание  основам языка изобразительного искусства  и принципам понимания  художественных произведений.

Наряду  с задачами  эмоционального развития ребёнка, создать предпосылки к самовоспитанию, в частности, научить сдерживать свои эмоции. Можно использовать традиционные народные игры, правила которых  требуют не заговорить, не засмеяться, не шевелится. В принципе, любая деятельность,  направленная на формирование вольных процессов,  содействует  развитию способности  сдерживать свои эмоции.

Новые задачи, обновление  содержания  методики, увеличение объёма знаний, изменение приоритетов о воспитании  мо многом  связано с тем, что дети дошкольного  возраста не получают должного внимания в семье. Поэтому представление  о окружающем мире, правила и нормы поведения, которые ребёнок обычно узнавал, усваивал  в процессе непосредственного общения с родителями, он должен получить  в дошкольном учреждении.

Ребёнок должен уже в дошкольном возрасте  усвоить нормы  и правила общения, знать и обмениваться  приветствиями и как познакомиться с незнакомыми сверстниками, иметь представление о том , что для любой совместной деятельности требуется умение договорится, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам.  Кроме того, дошкольниками следует овладеть навыками  поведения в сложных  ситуациях, например, отняли игрушку, толкнули или произошла ссора с другом.

Становлению индивидуальности способствует  осознание ребёнком  своих интересов, предпочтений и желаний. Воспитателям важно помочь  детям познакомиться со вкусами и предпочтениям друг друга, увидеть, что они могут быть различными. Всё это составляет основу формирования способности иметь и отстаивать  собственное  мнение. Также необходимо научить дошкольника объяснять, обосновывать свой выбор, взгляды.

Одним  из компонентов, лежащих в основе формирования уверенности в себе,  является воспитание  привязанности  к своей семье,   любви и чувства долга к близким. Гордость за принадлежность к своему роду и желания стать продолжателем  лучших качеств своих предков. Безусловно, проблема ознакомления дошкольников с семьёй  достаточно сложная, требующая от воспитателя  большого такта и деликатности. Успешное её решение невозможно  без тесного взаимодействия  педагогов с семьёй, как и полное приобщение  детей  к социальному миру в целом.

Одним из условий организации работы с родителями  является доверие  и открытость взаимоотношений. Во-первых, родителей интересует личность самого воспитателя.  Во-вторых,  родителям нужно иметь представление о том,  чем и как  занимаются их дети в детском саду. Участие семьи ребёнка в ознакомлении с социальным миром необходимо.
История каждой семьи, рода связана с историей страны, родного  города  является её частью.

Нужно помочь дошкольникам помощь  увидеть своеобразие природы, её притягательную красоту, познакомить с достопримечательностями, народными промыслами  ближайшего окружения.

Средства приобщения детей к социальной действительности:

  • Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

  • Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса.

  • Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная). Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет  кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.

  • Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

  • Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

  • Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств. 

Дошкольный возраст – время активной  социализации ребенка, вхождения  в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями,  принятыми в обществе.

Успешная реализация программ по социальному развитию  возможна только при условии учета особенностей  социально-эмоционального развития дошкольников. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием каждого ребёнка.  Полезно вести записи в дневнике – отмечать успехи и затруднения в развитии контактов со взрослыми и сверстниками, типичные трудности поведения и  общения, преобладающее эмоциональное состояние, а также склонности, любимые занятия и игры.

В заключение подчеркнем:  нашим неизменным помощником  в социально-эмоциональном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьёй эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства  социально-эмоционального развития. Покажите родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребёнку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой ваших совместных с семьёй усилий и помощи ребёнку в налаживании контактов с социальным миром.

Методика ознакомления детей с окружающим миром в силу соей значимости  представляется  одним из наиболее приоритетных направлений  в дошкольном образовании. Особенно важны,  в этой связи является осознание воспитателями того, что современные подходы  к ознакомлению дошкольников  с окружающим миром  во многом  определяются  позицией: каждого.  Мы хотим видеть наших  детей  в будущем  в таком мире, где  мы действительно хотели жить.

«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества», – писал В.А. Сухомлинский.

Занятие по ознакомлению детей младшего возраста с социальной действительностью на основе фольклора русского народа

Тема: Ознакомление с фольклором русского народа с элементами театрализации русской народной сказки  «Козлятки и волк» в обработке К.Д. Ушинского.

Программные задачи:

  • Продолжить знакомство детей с русским народным творчеством (сказки, потешки, игры).
  • Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, используя русский фольклор.
  • На основе сказки «Козлятки и волк» воспитывать у детей добрые, уважительные отношения к матери и желание её слушаться, помогать ей.
  • Использовать игровые приемы и элементы ряженья с целью обогащения образного восприятия.

Оборудование: Домик козы, костюмы волка, козы, маски козлят, платочки.

Ход занятия:

1. Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, а что за маски вы сегодня одели? Кто же вы сегодня?

Дети: Мы козлики!

Воспитатель: Тогда давайте пойдём сегодня в лес, навестим маму козочку.

Воспитатель и дети идут в лес по тропинке под музыку «Большие ноги, идут по дороге…» и подходят к теремку.

2. Воспитатель  предлагает узнать:  Кто в теремке живёт?

Дети подходят к теремку, стучат и спрашивают: Кто в теремке живёт? Кто в невысоком живёт?

Коза сидит в домике и отвечает:  Я коза-хлопота! А Вы, кто?

Дети называют свои имена и фамилии.

Воспитатель: Мы, козлятки. Пусти нас к себе жить.

3. Коза: А знаете ли вы потешку обо мне, козе-хлопоте?

Дети рассказывают потешку:

Коза-хлопота, 
День-деньской занята:
Ей – травы нащипать, ей – на речку бежать,
Ей –  козляток стеречь, малых деток беречь,
Чтобы волк не украл, чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса их с собой не унесла.

4. Коза выходит из домикаЗдравствуйте, ребятки-козлятки!

Дети здороваются с козой.  Здравствуй, коза-хлопота!

Коза: Ой, какие молодцы знаете потешку обо мне козе-хлопоте. Заходите, детки, в теремок.

Дети входят в теремок.  Коза начинает плакать.

Воспитатель: Козочка, что случилось?

Коза: Козлятки меня не слушались, волку дверь открыли, он их и съел.

Воспитатель: Не расстраивайся коза-хлопота, мы будем твоими детками.

Коза: А вы умеете слушаться, помогать маме и дружно играть с другими козлятками?

5. Воспитатель: Давайте порадуем маму козу, станцуем для неё танец с платочками.

Пляска с платочками.

1.  Вот платочки хороши
Мы попляшем малыши.

Припев:

Ты платочек аленький покружись,
Всем ребяткам маленьким покажись.

2. Дует, дует ветерок
Очень жаркий день-денёк.
4. Нет платочков ай-ай-ай
Где платочек угадай
4. Вот платочки хороши
Поклонились малыши.

Коза сидит на стульчике и засыпает.

6. Воспитатель: Козлятки-ребятки мама устала, давайте будем тихонько играть, чтобы не разбудить мамочку!

Игра: «Козонька рогатая»

Дети-козлятки поют потешку на мотив русской народной песни «Пойду ль, выйду ль, я»:

Козонька рогатая  козонька бодатая
Убежала за плетень, проплясала целый день
Ножками коза топ-топ!  Глазками коза хлоп-хлоп/

Коза просыпается, обращаясь к детям:

Идёт коза рогатая идёт коза бодатая
Ножками коза топ-топ! Глазками коза Хлоп-хлоп!
Кто каши не ест? Кто молоко не пьёт? Забодаю, Забодаю!

Коза, улыбаясь, двигается к детям. Дети убегают и садятся на стульчики.

Воспитатель спрашивает у детей: Кто же, у вас не пьёт молоко, не ест кашу?

7. Коза: Я не буду бодаться, а пойду в лес за кормом, а вы козлятки крепко-накрепко дверь заприте  и никому дверей не отпирайте,   пока я вам песенку не спою.

Песенка козы: 

Козлятушки, дитятушки, отомкнитесь, отопритесь!
Ваша мать пришла, молочка принесла.

Коза ушла в лес.

8. Воспитатель предлагает детям сделать для мамы сюрприз   испечь пирожки, пока мама в лесу. Дети пекут пирожки и поют песенку «Пирожки».

Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай мамочка
Вкусные два пряничка,
А ребяток позову
Пирожками угощу

9. Воспитатель: Пирожки мы для мамочки испекли, а теперь давайте сделаем зарядку, чтобы быть быстрыми и ловкими, и ни какого волка нам не испугаться.

Зарядка:

Давайте козлики попрыгают, попрыгают, попрыгают
И ножками подрыгают, подрыгают, подрыгают,
И ручками похлопают, похлопают, похлопают,
И ножками потопают, потопают, потопают
На зелёный лужок сядут, травочку покушают,
Осторожно слушают, не идёт ли волк?

Появляется волк и крадётся к избушке, стучит и поёт песенку козы толстым голосом:

Вы, детушки, вы батюшки, отопритесь, отворитесь,
Ваша мать пришла, молочка принесла.

Дети:  Не откроем тебе дверь волк. Не такую мама песенку поёт и голос у тебя толстый, не мамин.

Волк уходит. Коза возвращается из леса и поёт песенку.

Песенка козы: 

Козлятушки, дитятушки отомкнитесь, отопритесь!
Ваша мать пришла,  молочка принесла.

Дети узнают голос козы, открывают ей дверь и рассказывают, что приходил волк, но ребята были послушными и дверь волку не открыли. Коза хвалит козляток, что они были послушными.

Воспитатель:  Скажите, ребята, как нужно поступать, если к вам в дом постучал чужой?

Дети отвечают. Коза угощает козляток сладостями.