Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей через проектную деятельность

Разделы: Работа с родителями


Цель: привлечение родителей к созданию позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может творчески организовать совместную деятельность (праздники, спектакли, занятия и т.д.), просветительскую деятельность, получить консультации, рекомендации специалистов детского сада, психолога, медицинского работника.

Задачи:

  • познавательная - формировать представление родителей о содержании работы ДОУ, направленной на физическое, психическое, социально-нравственное, познавательно-речевое развитие ребенка;
  • воспитательная - создавать условия для участия родителей в составлении индивидуальных программ (дополнительное образование, коррекционная работа, индивидуальная помощь, консультирование родителей и т.д.);
  • развивающая - знакомить родителей с результатами диагностики ребенка на разных возрастных этапах, перспективой его дальнейшего обучения и воспитания;
  • социальная - оптимизировать работу с родителями с помощью разнообразных методов и приемов, продолжить традиции взаимоотношений "Детский сад - семья";
  • здоровье-сберегающая - обучить родителей конкретным приемам и методам оздоровления, закаливания, развития ребенка в разных видах деятельности.

Предполагаемый результат: создание необходимых условий для привлечения родителей к сотрудничеству: организация клубов для родителей и детей, выставок творческих работ, информационных стендов, творческих встреч и др.

Сроки реализации:

Сентябрь 2009г - июнь 2010г

Участники: воспитанники ДОУ, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.

Актуальность

Гуманистическая направленность современного дошкольного образования предполагает сотрудничество с семьями воспитанников. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открывается жизнь ребенка в детском саду, а сотрудники ДОУ стремятся вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий. Дошкольное учреждение располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье воспитывать и развивать ребенка, поддерживать и укреплять родственные связи, приобщать к общечеловеческим ценностям. От того, насколько воспитательно-образовательные услуги ориентированы на интересы семьи, во многом зависит эффективность педагогической работы. Задача коллектива - увеличить помощь семье и одновременно усилить ее ответственность за воспитание подрастающего поколения.

1 этап

Подготовительный.

  • Целеполагание: обоснование, цели и задачи, исходя из интересов и потребностей детей и взрослых (или обеих сторон), социозапросы.
  • Разработка проекта: планирование мероприятий с учетом цели, с вовлечением родителей, детей, специалистов.
  • Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

2 этап

Основной.

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Осуществление практических дел, предусмотренных в проекте (мероприятия, игры, эксперименты, опыты, конкурсы)

3 этап

Заключительный.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Защита проекта. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Презентация проекта: творческие отчеты перед родителями, детьми (выставки, досуги, праздники, сказки, акции). Самостоятельные творческие работы детей, родителей и детей (поиск материала, поделки, рисунки и др. практические дела).

Этапы Мероприятия Сроки реализации Ответственные
1 Проведение анкетирования для выявления потребностей родителей в разнообразных образовательных услугах.

Создание творческой группы "Вместе дружная семья"

Сентябрь

Сентябрь

Воспитатели

Заведующая, зам.зав.по ВР

2 Общие родительские собрания:

"Окружающий мир и наши дети".

"Проект - это интересно!"

Участие в управлении образовательным учреждением:

Создание и работа Совета учреждения.

Работа семейных клубов:

"Диалог" (коррекционная направленность).

"Мастерица" (совместное с детьми изготовление театральных костюмов и атрибутов).

Работа в воспитательно-образовательном процессе:

Презентация работы творческой группы "Портфолио дошкольника"

Проведение совместных праздников: "Веселые старты!", "Наши мамы - краше всех!", "Встречи с интересными людьми" и др.

Совместное издание стенгазеты "Сибирячок"

Конкурсы:

"Мой сказочный край"

"Мир игры"

"Мой любимый город"

"Зимняя планета детства"

Сентябрь

Ноябрь

Сентябрь-май

Октябрь-май

Сентябрь-май

Март

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Ноябрь

Февраль

Февраль

Февраль

Заведующая, зам.зав.по ВР

Заведующая

зам.зав.по ВР, руководители клубов

Руководители творческих групп

Музыкальные руководители, инструктор по ФК, хореограф, зам.зав.по ВР, воспитатели

3 Итоговый педсовет с участием родителей

Итоговое заседание Совета учреждения

Выставки, созданные при взаимодействии детей и родителей:

"Овощное ассорти"

"Огонь-друг, огонь-враг"

"Осенний натюрморт"

"Эти волшебные макароны!"

"Чудесные игрушки для елочки"

"Я пеку, пеку, пеку:" (поделки из соленого теста).

"На защите Отечества"

"Портрет моей мамы"

"Пасхальные мотивы"

 

Май

Май

Сентябрь-май

Заведующая, зам.зав.по ВР

Заведующая

Воспитатели

В результате создан позитивный микросоциум, в процессе деятельности которого оказывалась помощь в воспитании детей, осуществлялось консультирование по коррекционно-развивающему направлению, информирование о работе педагогов и всех служб ДОУ: психологической, логопедической, оздоровительной, валеологической, художественно-эстетической, даются рекомендации специалистов, создается возможность родителям окунуться в атмосферу педагогического процесса и применить полученный опыт на практике.