Преподавание в начальной школе

Разделы: Начальная школа


ПРЕДИСЛОВИЕ

Здоровье закладывается в детском возрасте. Здоровые дети – это благополучие общества, без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.

Начальной школе в этом отводится значительная роль, ведь именно здесь закладываются основы здоровья школьников. Однако усилий одной лишь школы явно недостаточно для формирования здорового образа жизни, без активной позиций семьи невозможно решить эту проблему.  По моему мнению, к большому сожалению, во многих  семьях слишком мало внимания уделяется умению ребенка  с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Конечно, стремление многих родителей максимально развить ребенка духовно и интеллектуально весьма похвально,  но очень часто это делается в ущерб его физическому развитию. Привить ребенку элементарные навыки гигиены и правильного питания, личный пример родителей в занятиях физической культурой и спортом – вот основная задача семьи, которая позволит воспитать гармонично развитого, здорового ребенка.

Ни для кого не секрет, что учащиеся начальной школы больше всего болеют простудными заболеваниями. Однако болезнь проще предупредить, чем лечить. Но что для этого делать, как и какими способами и средствами? Что об этом знают мои школьники, кроме той информации, которая получена ими на уроках?

С этой целью детям было предложено совместно с родителями подготовить исследовательские работы по этой тематике. Кроме того, работа преследовала своей целью развитие творческого потенциала учащихся, привлечение их к активной исследовательской деятельности.

Для выяснения заинтересованности детей этим вопросом и степени важности  его для родителей работа не носила обязательного характера.

Предварительно была проведена подготовительная работа:

  1. Провели анкетирование «Мое здоровье»:
    • соблюдение режима дня
    • выполнение утренней гимнастики
    • спортивные кружки и секции
  2. Провели опрос родителей  о влиянии режима на  здоровье учащихся.
  3. Получили данные о медицинском обследовании учащихся класса.
  4. Подготовили статистику о пропусках занятий по причине простудных и других заболеваний.

Эти данные, наряду с рекомендовано литературой [2] и [3], были представлены детям. Кроме того, учащимся вместе с родителями было предложено воспользоваться другими источниками для подготовки исследования.
В результате работы представили 13 из 25 учащихся, или (52%) от количества учащихся класса.

Вашему вниманию предлагается работа учащейся нашего класса Савельевой Анастасии «Влияние минералов на мое здоровье», одна из лучших  в классе с моей точки зрения.

Влияние минералов на мое здоровье

(Исследовательская работа Савельевой Анастасии, учащейся 3В класса МОУ СОШ № 145, г. Самара)

Введение

Всем хорошо известно, что с наступлением холодов люди начинают заболевать простудными заболеваниями такими, как грипп, бронхит, ларингит и т.д. Если раньше люди просто болели простудными заболеваниями, то теперь болезни приняли устрашающий вид, много людей получают осложнения, есть случаи и смертельного исхода.
У кого какой иммунитет тот так и переносит эти заболевания, начиная принимать всевозможные таблетки, биодобавки, витамины, антибиотики. Меня заинтересовал вопрос, как избежать заболевания гриппом, с помощью чего и возможно ли это.

Актуальность темы: Узнать, насколько серьезны простудные заболевания, как с этими проблемами справляются в современном мире, как  самой не заболеть ими и что поможет победить болезнь.

Цели и задачи исследования: изучить особенности сопротивления гриппу, провести статистическое исследование в своем классе по заболеваемости простудными заболеваниями.

Основная часть

Изучив литературу [2], [3], просмотрев некоторые выпуски эфиров телепрограммы «Здоровье» я выяснила, что болезнь вызывается определенными вирусами. Оказывается, они находятся в нашем горле постоянно, но атакуют когда падает сопротивляемость нашего организма.

В повседневной жизни происходит обмен микробами между людьми. При одном рукопожатии передается 32 миллиона микробов! Поцелуй приводит к аналогичным результатам. Происходит взаимообмен полезных и вредных микробов, и если иммунитет слабый, то человек заболевает. Простудные заболевания, легко передаются от человека к человеку, называются заразными. Они могут вызывать эпидемии, когда в определенной местности заболевает сразу много людей. Некоторые инфекционные заболевания, например свиной грипп, куриный грипп, передаются животными-переносчиками инфекции.

Человек заболевает не тогда, когда на него подул холодный ветер, а задолго до этого. Если неэффективно работают системы выделения, то в организме накапливаются шлаки и ослабляют его. Организму человека постоянно угрожают болезнетворные бактерии и вирусы. Достаточно надежную защиту от них обеспечивает иммунная система.

Иммунная система обычно обнаруживает вирус и уничтожает их. Справиться с тяжелыми инфекциями помогают антибиотики.

Одним из важных способов борьбы с инфекциями является вакцинация. Благодаря вакцинации иммунная система приобретает способность быстро реагировать на определенный особо опасный вирус. Человеку вводят вакцину, содержащую этот вирус в очень ослабленной форме. Иммунная система вырабатывает к нему антитела. Если позже в организм проникнет такой же, но дееспособный вирус, то иммунная система ответит на него немедленно. Вакцинация заметно снизила уровень инфекционных заболеваний во всем мире. В 1975 г. была, например, полностью ликвидирована оспа.

Но самое интересное, борьба с простудными заболеваниями состоит не в том, чтобы полностью оградить себя от воздействия внешних факторов и контактов с микроорганизмами, а в том, чтобы быть сильнее их. И какой-то один путь оздоровления в обычных условиях не в состоянии уберечь от заболевания. Необходимо разнонаправленное воздействие на организм. Для повышения устойчивости организма к инфекционным вирусам необходимо достаточное поступление жизненно необходимых витаминов и минералов. Но, к сожалению, современное питание, особенно при заболеваниях, а также в условиях повышенных умственных и физических нагрузок не может обеспечить организм всеми необходимыми питательными веществами.

В период инфекции желательны органические продукты, особенно яйца и куры. Пищевые добавки — витамины, минералы — необходимые каждый день даже абсолютно здоровым людям, жизненно необходимы для больных и выздоравливающих. В этой ситуации большое значение приобретают биологически активные добавки к пище (БАД), содержащие не только витамины, а и минералы.

Мои статистические исследования

В нашем классе 25 человек и все они разные, некоторые ребята очень часто болеют. И с наступлением холодных периодов учащаются простудные заболевания. Я провела анализ листов здоровья ребят, и разделила их на три группы.

В первую группу входило восемь ребят, те, кто плохо питался, или вообще не ел в школе, не принимал в течение дня фруктов, витамины. Эти ребята заболели быстрее всех.

Вторая группа состояла из шести человек, мои одноклассники ходили с небольшим насморком, но они так же были активны.

А третья группа состояла из одиннадцати ребят не испытывала дискомфорта в здоровье.

Когда обострилась эпидемия гриппа, в нашем классе до карантина посещение состояло из одиннадцати человек. У ребят был насморк разной степени, остальные были на амбулаторном лечении. Таким образом, я выяснила, первыми заболели, одноклассники со слабым иммунитетом (имея хронические заболевания). Вторыми заболели, ребята у кого иммунитет не справился, с приобретенным вирусом, а только развился. В третьей же группе начал развиваться насморк, но организм активно боролся.

Я составила диаграмму, чтобы было наглядно видно, как протекал грипп в нашем классе.

Тайны минералов

Не стоит без особых показаний прибегать к антибиотикам. Это будет не только неэффективно, но и вредно. Опыт народной медицины рекомендует применять при простуде горячее питье, растирание кожи, наружное применение горчицы, горячие ножные ванны. Но для более быстрого выздоровления и предотвращения осложнений рекомендуется сочетать с витаминно-минеральными и растительными комплексами, а также использовать биологически активные добавки с травами, обладающими, отхаркивающими, противомикробными, противовирусными и способствующими снижению воспалительного процесса свойствами [1].

Активные биологические добавки не только выполняют функции естественной защиты, но и стимулируют пищеварение.

Теперь я расскажу о витаминах  и минералах, и где они содержатся.

Витамины – это вещества, необходимые для поддерживания жизни. Ученым понадобилось 100 лет, чтобы открыть что свежие продукты содержат витамины (Приложение 1). Поскольку ученные в то время не знали точную химическую природу витаминов, они не давали им мена, просто называли по алфавиту: А, В, С, Д.

Витамин А всегда связан с жиром в животном организме. Он образуется в растениях и переходит к животным, питающимся этими растениями. Этот витамин помогает предупреждать инфекцию.

Витамин В, или «В-комплекс», регулирует обмен веществ в организме, его отсутствие вызывает болезнь «авитаминоз». Содержится в рисе, овощах, фасоли и т.д.

Другой важный витамин С, повышает устойчивость организма к инфекциям, снижает воспалительные реакции, содержится в шиповнике, смородине, и т.д.

Больше минералов – меньше болезней в нашем здоровье. Минеральные вещества предотвращают и исцеляют многие заболевания! Большинство витаминов и минералов имеют сложную систему взаимодействий, большое количество одного из них способно вызвать нехватку другого. Именно по этой причине лучше всего принимать минералы не по отдельности, а в виде комплексных витаминных и минеральных добавок и различных продуктах (Приложение 2). Нужно также помнить и о том, что любой минерал может стать токсичным, если принимать его слишком долго в слишком больших дозах.

Кальций участвует в формировании костной ткани, свертывании крови. Если классическими источниками кальция считаются молоко и сыры.

Фосфор вместе с кальцием, участвует в формировании костей и зубов, а также участвует в процессах энергетического обмена. Много фосфора и в рисовой крупе, в пшеничном хлебе с цельными зернами, в изюме, кураге. Фосфор в небольших количествах содержится во всех частях зеленых овощей, поэтому листового салата, щавелевый суп крайне полезны при недостатке фосфора.

Калий составляет основу деятельности нервных клеток, мышц, выделительной функции. При недостатке калия появляется раздражительность, невозможность сосредоточиться, нарушения сердечной деятельности. Калием богаты практически все растительные источники, но настоящие чемпионы – это картофель, томаты, капуста брокколи, абрикосы. Магний это элемент – необходим для образования энергии в каждой клеточке нашего организма. В растениях магний входит в состав зеленого пигмента – при недостатке магния эффективны блюда с петрушкой, крапивой, листами одуванчика, салатом, цельными зернами пшеницы.

Железо увеличивает уровень гемоглобина (влияет на образование красных кровяных телец и поступление кислорода в ткани). Железо способствует гармоничной работе иммунной системы. Содержится в овощах, молоке и молочных продуктах, мясе, яйцах.

Заключение

Таким образом, изучив литературу, поставленную задачу я выяснила. Можно очень много перечислять разновидности витамин и минералов, но нельзя не признать, что каждый из них полезен по-своему. Так же я узнала, много полезного о своем здоровье и как защитить себя от гриппа. Грипп мутирует с каждым годом и лекарство от него делать все сложнее. Но я все-таки думаю, что люди в дальнейшем найдут способ, как изобрести хорошую и качественную вакцину. А пока что бы меньше болеть простудой мы должны соблюдать правила гигиены, принимать витамины необходимые организму минералы.

Список литературы:

  1. Журнал «ЗОЖ» №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 2009 г., Москва
  2. Детская энциклопедия «Росмэн», 2005 г., Москва
  3. Энциклопедия «Вопросы и ответы», 2006 г., Москва