Цели урока:
- обобщение и контроль знаний учащихся по теме "Важнейшие классы неорганических соединений", "Простые и сложные вещества";
- проверка умений классифицировать, давать названия неорганическим соединениям, составлять уравнения реакций с их участием;
- актуализация умений учащихся решать задачи по химическим формулам, расшифровывать схемы превращения вещества.
- межпредметная связь, где учащиеся показывают свои знания в области биологии, химии, географии.
Оборудование: растворы: СuSО4, NаОН, Н2SО4, HCl, FеСl3, пробирки, таблички с химическими формулами, периодическая таблица Д.И.Менделеева, рисунки растений: крапива, подорожник.
Тип урока: контрольно - обобщающий.
Подготовительный этап
Класс делится на 2 команды. Каждая команда дает
название, выбирают капитана команды. Для
повторения темы учащимся предлагается ответить
на вопросы, за правильный ответ команда получает
еловую шишку. Какая команда наберет больше шишек,
та и выигрывает.
Учащиеся показывают свои знания в области химии,
биологии.
В течение 1 мин. каждой команде необходимо правильно ответить на наибольшее число вопросов из различных областей знаний. Каждый правильный ответ 1 балл.
1 тур
Разминка
Наука, которая изучает вещества и их превращения (химия).
Спит ли зимой пчела? (нет).
Массовый сброс листьев у деревьев (листопад).
Животное, у которого орган слуха на ногах (кузнечик).
Живые существа, питающиеся кровью теплокровных животных. (вампиры).
Самый легкий газ (водород).
Животные, спящие с открытыми глазами (змеи и рыбы).
Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа (фотосинтез).
Газ, который применили в качестве химического оружия во время первой мировой войны (хлор).
Единственный жидкий металл (ртуть).
Сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород (оксиды).
Биологически активное вещество регулирующее работу органов и тканей человека и животного (гормон).
Оксид водорода (Н2О).
Какими химическими элементами богата морская капуста (йод).
Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).
2 тур
"Кто быстрее и больше"
Используя периодическую таблицу элементов, необходимо написать названия элементов, оканчивающихся на букву Н (всего 10 элементов: титан, силен, молибден, неон, аргон, криптон, ксенон, радон, лантан, уран).
3 тур
"Третий лишний"
В полученной карточке за 1 минуту подчеркните формулы веществ, которые соответствуют логической цепочке:
1. ВаО, СО2, СаО, НNО3, НС1, Н2О
2. Na2SO4, H2SO4, BaCl2, Ca(OH)2, AL(OH)3, Al(NO3)3.
4тур
"Логикон"
Расшифруйте за 1 минуту, что означают сокращённые слова.
1. Na2SO4 K2CO3 FeCl3
н.р.с. щ.р.с. к.р.с.
2. Na3PO4 Ca(HCO3)2 Fe(OH)2Cl
с.с. к.с. о.с.
5 тур.
"Угадай химический элемент"
За каждую подсказку отбирается атом.
1.
а) В организме человека его содержится около 3г, из них примерно 2 г. - в крови.
б) По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
в) Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде.
г) Первобытный человек стал использовать орудие из этого вещества за несколько тысячелетий до нашей эры.
д) В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории. (железо)
2
а) Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее, действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
б) Он входит в состав некоторых гербицидов, несиктизидов и пестицидов.
в) Соответствующее простое вещество получают живым образом в результате электролиза солей.
г) Войска Антанты и германские войска применили это вещество в боевых действиях.
д) Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды плавательных бассейнов. (хлор)
3. Металл, вызывающий лихорадку (золото) !
4. Этот элемент академик Ферсман назвал "элементом жизни и мысли" (фосфор)
5. Мягкий металл красного цвета, хороший проводник электричества, (медь
6. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (йод)
"Сад и огород"
1) С какой целью весной стволы деревьев белят известковым раствором? (предохранить от солнечного ожога)
2) С какой целью овощеводы удаляют пасынки с растений томатов? (ускорить созревание плодов и увеличить урожайность)
"Фитотерапия"
1. Это растение - сорняк, но область его применения широка, так как он содержит много витаминов и микроэлементов. Из его листьев варят суп, а так же оно может быть эффективным средством для укрепления волос. Сбор этого растения проводят в рукавицах.
(Крапива)
2. Листья этого растения прикладывают к ранам и нарывам, оно обладает кровоостанавливающим действием. Индейцы метко назвали его "след белого", т.к. семена попали в Америку вместе с грязью на сапогах завоевателей и первых поселенцев. Растение чаще всего встречалось вокруг их жилищ и у дорог, по которым они проходили. (подорожник)
6 тур
"Эксперимент"
Даны реактивы, необходимо получить растворы, используя выданные вещества.
Сначала осуществить цепочку превращений, записать уравнения и продемонстрировать опыт.
1. СuSО4 - Си(ОН)2-СuС12
Даны: СиSО4, NаОН, Н2SО4, НС1,СuО.
2. FеСl3-Fе(OH)3-Fе2(SО4)3
Даны: FеС13,NаОН, Н2SО4, НС1.
3. Металл, вызывающий лихорадку (золото)
4. Этот элемент академик Ферсман назвал "элементом жизни и мысли" (фосфор)
5. Мягкий металл красного цвета, хороший проводник электричества. (медь)
6. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (йод)
"Знаешь ли ты"
1. Флюс - это материал, вводимый в шахту для образования шлака, воспаление надкостницы или десен, сопровождается отеком окружающей ткани.
2. Ерш - щетка для мытья химической посуды, рыба, семейства окуневых.
3. Бор - химический элемент, сосновый лес, стержень со стальной или алмазной головкой.
4. Моль - единица количества вещества, вид мелких бабочек.
5. Пестик - фарфоровый стержень для измельчения чего-либо в ступке, главная часть в цветке.
6. Термит - горючая порошкообразная смесь, отряд насекомых.
Поведение итогов.