Виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:
- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
- по месту проведения: урочные, внеурочные.
- по времени: кратковременные или долговременные.
- по теме: предметные, свободные.
Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний других учащихся новыми сведениями, умение оценки и самооценки результатов исследования.
Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования.
- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории.
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учащихся.
- выступления для своих одноклассников, учащихся параллельных классов заинтересованных данной темой - представление доклада с целью сообщения новых знаний.
Анализ исследовательской деятельности.
В сентябре месяце мы с ребятами решили заняться исследовательской деятельностью.
Мы выбрали тему исследования "наша школа - это:..". Эта тема актуальна, т.к школе исполняется 75 лет.
Я предложила ребятам составить вопросы о нашей школе. Один ребёнок из этих вопросов составил анкету.
Составленную анкету он провёл в классе в октябре месяце.
Цель анкеты выяснить, что его одноклассники знают о своей школе.
Результаты, полученные при обработки анкеты, мы занесли в таблицу.
2-ой анкетный опрос он провёл в конце декабря. Ребята 2 месяца самостоятельно занимались исследовательской деятельностью, искали ответы на вопросы анкеты. Ребята посещали школьную и районную библиотеки, посещали и занимались в школьном музее. Собирали информацию о школе из газет нашего города.
На основе показаний анкет можно сделать вывод, что исследовательская деятельность необходима в начальной школе, т. к. развивает познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Но на этом исследовательская деятельность не заканчивается. Ребята сами изъявили желание продолжить эту деятельность и изучить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов и кабинетов), изучить архитектурный дизайн школы, узнать традиции школы, её выдающихся учеников и учителей, сколько медалистов и кем они стали.
Исследовательская деятельность осуществляется по следующим направлениям:
1. Работа с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация.
Тема исследования "Наша школа-это..."
Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы.
Задачи исследования: найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов, кабинетов), изучить строение школы, архитектурный дизайн.
В соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение.
С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определённого направления. Учащиеся имеют возможность выбора наиболее интересной для них задачи.
2. Учащиеся проводят опросы, анкетирования.
Анкета "Моя школа".
- Назовите номер своей школы.
- В каком районе находится твоя школа?
- Назовите адрес своей школы.
- Сколько лет твоей школе?
- Назовите фамилию, имя, отчество директора.
- Назовите фамилию, имя, отчество первого директора.
- На каком этаже находится кабинет директора?
- Чьё имя носит школьный музей?
- Как называется школьная газета?
- На каком этаже находится медицинский кабинет?
- Сколько спортивных залов в школе?
- Где находится библиотека?
НОМЕР ВОПРОСА | ОТВЕТЫ ДО ИССЛЕДОВАНИЯ | ОТВЕТЫ ПОСЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
1 | 18 | 18 |
2 | 2 | 18 |
3 | 10 | 18 |
4 | 5 | 13 |
5 | 12 | 17 |
6 | 0 | 9 |
7 | 18 | 18 |
8 | 4 | 12 |
9 | 6 | 14 |
10 | 18 | 18 |
11 | 17 | 18 |
12 | 18 | 18 |