Программа кружка "Когда качало меня солнце… Путь юного художника к постижению северного края"

Разделы: МХК и ИЗО


Я все-таки надеюсь, что залечит
свои раны земля. Восстановится
природа, где это будет возможно.
А местные коренные жители, как
и в прежние времена, будут
чувствовать себя хозяевами этой
земли. А с высоты небес донесется
до них волнующая журавлиная
мелодия.
Петр Бахлыков

Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития личности человека. Но главное, что можно достичь с помощью изобразительного искусства - научиться видеть, чувствовать и ценить красоту окружающей нас природы. На уроках изобразительного искусства, есть возможность изучать историю народностей нашего края, историю ремесел, быта, современный уклад жизни, национальный фольклор, то, обуславливает историческую неповторимость этносов ханты и манси, и то, что роднит их с другими народами Земли. Народное искусство ханты и манси, обладающее специфическими, художественно-образными средствами воздействия на личность имеет огромный воспитательный, образовательный и развивающий потенциал.

Умение ценить красоту приходит не сразу, этому надо учиться с самого раннего детства. Эмоциональное отношение к миру, творческой деятельности человека зарождается в отеческом доме, поселке, регионе, где решающую роль играет культурный потенциал предков.

Геннадий Райшев.: Есть картины художника, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника. Тончайшая гармония мягких цветовых отношений - неба, земли, воды, деревьев - рождает ощущение невидимого движения воздуха.

В пейзажах художник Геннадий Райшев делится со зрителем радостью общения с природой, учит видеть красоту родного края.

Из сурового детства Геннадий Райшев вынес упорство в достижении цели, самоуглубленность и созерцательность. Мир старого хантыйского поселка, людей, живущих единой жизнью с природой и одухотворившей ее своей фантазией, навсегда остался перед мысленным взором художника.

"Я знаю, на какой земле я родился, как первый солнца луч меня осветил, дал собственное зрение видеть кругом. То, что встретило меня в этой жизни, стало источником любви. Вода, трава и утки, облака и люди. Это основа, на которую можно опереться в творчестве". Хочу, чтобы мои ученики когда - нибудь сказали так же: "Это было, когда качало меня солнце :в моей любимой Югре!"

Образы Райшева сочетают достоверность с яркой метафоричностью. Порой они приближаются к символическому знаку, и вся композиция приобретает орнаментальный характер. Но художник не заимствует народные узоры, а находит их в силуэтах бора, кронах осин, рельефах земли или ряби на воде, как на картинах "Две осины и облас", "Осины в большом пространстве". Природа и цивилизация - главный нерв искусства Райшева. Представитель малого народа, он, может быть, особенно остро почувствовал необходимость бережного отношения ко всей планете.

С природы начиналась любовь к родине. И поэтому пейзаж сыграл во многих европейских странах такую огромную роль если не в формировании, то в пробуждении национального сознания. Передавая характер местности, тем самым передаешь эмоциональное отношение - добрых, трудолюбивых, мудрых и щедрых людей, познаешь любовь и преданность родной земле, нелегкий быт коренного народа.

Грамотно нарисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И даже если человек не ставит перед собой цель стать профессиональным художником, он узнает в процессе обучения цену точности линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудоемка работа художника. Кроме того, элементарное умение владеть карандашом и кистью очень пригодиться в жизни. Поэтому роль учителя изобразительного искусства заключается: Обучение учащихся элементарной грамотой изобразительного искусства; пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнении и вкусов; формирование художественного вкуса учащихся, овладение образным языком изобразительного искусства по средствам накопления художественно-эстетических знаний, умений и навыков.

Деятельность учителя изобразительного искусства заключается:

  • Самоопределение в видах художественного творчества.
  • Реализации совместных творческих идей в проектной деятельности.
  • Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
  • Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих позиции:
  • Воспитание эстетического отношения в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества.
  • Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, умение использовать жизненные наблюдения в творческих работах.
  • Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, спосбности воспринимать их исторические и национальные особенности.

В совместной деятельности с учащимися был проведен ряд дополнительных занятий: беседы об изобразительном искусстве, знакомство с произведениями выдающихся художников Югры; выполнение набросков и эскизов, изображение с натуры и по памяти отдельных фрагментов природы; изображение с натуры и по памяти пейзажных композиции Югорского края. Была проведена взаимосвязь с другими учреждениями.

Творческий путь обучающихся через фотоработы показал, что дети научились видеть, чувствовать и ценить красоту окружающей нас природы. Созданная атмосфера творческого поиска через объектив фотоаппарата помогла ученикам стать творцами.

От объективной фотокамеры - к кисти и краскам. Творческий путь юных художников - моих воспитанников - прошел по городу Нефтеюганску, по дачам округи. Учащиеся показали в своем творчестве любовь и бережное отношение к родной земле, эмоцональное отношение к своему краю. А главное - доказали себе, что научились видеть, чувствовать и ценить красоту окружающего мира. Сорокина Анастасия, Матиешина Дарья, Зайцева Анастасия показали в своих работах "Ночная вахта", "Городская библиотека", "Зимний вечер", что обычная жизнь - действительно поэтична, а зарисовка обычного станет искусством, если вложена душа. Может поэтому работы этих юных художниц заслужили высокой оценки на городских конкурсах?! Может поэтому Зайцева Анастасия, скромно рассказывая о том, как создавала пейзаж "Зимний вечер", стала читать стихи:

Февральских дней метели ледяные
Тебя ломают, всюду белый дым.
Но видят утром косачи седые-
Ты из - под снега шлешь улыбку им.

А летом зеленеешь, как сосенка,
И бережешь от ястреба утят,
И привечаешь рыжего лосенка,
Который маму потерял опять.

Я сам люблю твои в июне кущи,
Утрами каждый стебелек поет.
Когда прольются грозовые тучи,-
В твоих просторах радуга цветет.
Андрей Тарханов.