Цели:
- Обучающие: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.
- Воспитательные : воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
- Развивающие : формирование и развитие мышления, развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.
Оборудование:
- Таблицы, картины с изображением природы осенью и летом.
- Осенние ветки лиственных и хвойных растений, плоды и семена, листья.
- Фрагменты фильма об осени, перелетных птицах.
- Учебник А. А. Плешаков "Мир вокруг нас" 2 класс (1 часть).
- Картинки с изображением тучки и солнышка у каждого учащегося.
Ход урока
I. Орг.момент.
- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними.
II. Сообщение темы и целей урока.
Наш урок посвящен времени года, про которое А. С. Пушкин говорил:
Унылая пора.
Очей очарование!
(Осень)
Итак, сегодня мы подведем итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениях в неживой и живой природе, о приметах осени и о том, как разные животные осенью готовятся к наступлению суровой зимы. А, кроме того, мы еще сможем и посоревноваться.
Для этого мы заранее разделились на 2 команды. И каждой команде было дано задание придумать название, связанное с природой. А теперь послушаем, как вы с этим справились? ("Капельки", "Опятушки")
III. Проверка домашнего задания.
1 задание:
а) - Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; осадки,
без осадков; ветрено, безветренная погода; температура воздуха).
б) Диктант у доски (по одному участнику с команды).
- Запишите условными знаками:
семь градусов тепла;
тринадцать градусов выше нуля;
нуль градусов;
десять градусов мороза;
четыре градуса ниже нуля.
IV. Работа над темой урока.
2 задание:
- Назовите предметы, относящиеся к неживой природе? (команды отвечают по очереди)
- Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода и т.д.
Показ преподавателем таблицей "Осень", "Лето". Делаются общие выводы:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
Физкультминутка.
Преподаватель с детьми читает стихотворение - загадку:
Почему повсюду лужи?
(Дети разводят руки в стороны и пожимают плечами.)
Мама зонтик свой берет.
(Имитируют движение.)
Почему же? Почему же?
(Движение, как в 1-ой строке.)
Потому что:
(Хором: "Дождь идет!")
Рассматривание иллюстраций учебника (стр. 24-25). Рассказ преподавателя.
Осень - перемен восемь.
- Почему так говорят?
Потому что она бывает ранней, золотой, поздней. С понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет все интенсивнее, потому что, сбрасывая листья, они спасаются от физиологической засухи. Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей, и по этому, им не грозит опасность засохнуть.
- Ребята, больше или меньше стало насекомых с приходом осени? Где они прячутся?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением ее окружающей среде. Часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С ними тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
Физкультминутка.
-А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
V. Закрепление
- А теперь, ребята, давайте посмотрим фрагмент фильма об изменениях в живой природе осенью. Смотрите внимательно, так как у нас будут еще конкурсы по содержанию фильма.
Просмотр фрагмента фильма.
3 задание. Каждая команда получает листочки трех деревьев.
- Узнайте, какие это растения.
4 задание (по одному человеку с команды). Участники вытягивают карточки с заданием.
Карточка №1. Назови 5 перелетных птиц.
Карточка №2. Назови 5 зимующих птиц.
Карточка №3. Назови 5 лиственных деревьев.
Карточка №4. Назови 5 хвойных деревьев.
Чтение детьми вывода из учебника (стр. 27-28).
VI. Награждение учащихся.
- Нам сегодня осень принесла свои гостинцы. Но вы их сможете взять только в том случае, если правильно разгадаете загадки.
- Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла. (Картофель.)
- Был ребенок - не знал пеленок, стал стариком - сто пеленок на нем. (Капуста.)
- Что без боли и печали приводит в слезы? (Лук.)
- В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар из нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (Свекла.)
- Маленький, горький, луку брат. (Чеснок.)
Я красна, да не девица.
Зелена, да не дубрава.
С хвостом, да не мышь. (Морковь.)- Маленький мужичок, костяная шубка. (Орех.)
- Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (Слива.)
VII. Подведение итогов урока.
- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
- Спасибо всем. Урок закончен.
Домашнее задание
Выполнить задания 1, 2 и 6 в тетради "Проверим себя".