Электризация тел при соприкосновении. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель урока: познакомить учащихся с явлением электризации тел. Доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие

Оборудование: стеклянная и эбонитовая палочки, мех, бумага, линейка, металлическая гильза, линейка на игле.    

ХОД УРОКА

I. Введение

Сегодня на уроке мы переходим к изучению нового раздела: электрические явления. История изучения электричества интересна и поучительна. Давайте обратимся к истории изучения электрических явлений. (Приложение 1).

Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624-547 гг. до нашей эры, открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы — пушинки, соломинки и т.п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово «электричество».

Рождение учения об электричестве связано с именем Уильяма Гильберта (1540-1603, Англия). Он был одним из первых ученых, утвердивших опыт, эксперимент как основу исследования. Он пока­зал, что при трении электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металлы, дерево, листья, камешки и даже воду и масло.

Следующим этапом в развитии учения об электричестве были опыты немецкого ученого Отто фон Герике (1602-1686). Он по­строил первую электростатическую машину, основанную на трении. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что кроме притяже­ния, существует и электрическое отталкивание.

1729 г. – Грей Стефан (англ. физик) открыл явление электропроводности, ввёл понятие проводников и непроводников, рассмотрел распределение заряда по поверхности тел.

1733 г. – Дюфе Шарль (фр. физик) открыл два рода электричества («Стекольное» и «смоляное»), первым получил искру.

1746 – 1754 гг. – Франклин Бенджамин (американс. физик) изобрёл молниеотвод, ввёл понятие положительного и отрицательного зарядов; сформулировал закон сохранения заряда.

1740 – 1760 гг. – Михаил Ломоносов (рус. физик) изучал атмосферное электричество.

1785 г. – Кулон Шарль (фр. физик) открыл закон взаимодействия зарядов.

1799 г. – Вольта Алессандро (итал. физик) открыл первый источник тока и др.

1831 г. – Георг Ом (нем. физик) открыл закон постоянного тока.

1852 г. – Фарадей Майкл (англ. физик) ввёл понятие о поле, силовые линии.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что электрические явления изучаются издавна. До XVII века существовали лишь примитивные представления. Знания об электрических явлениях получены усилиями учёных разных стран.

II. ИНМ

Что же такое электризация? Для ответа на этот вопрос обратимся к опыту.

Опыт 1. Натираем эбонитовую и стеклянную палочки, притягиваем мелкие предметы, линейку.

    • Как можно определить, заряжены ли тела?
    • Как показать, что при соприкосновении электризуются оба тела?
    •  Назовите вещества,  электризацию которых  вам приходилось наблюдать в домашних условиях. При каких обстоятельствах это происходило?

Итак,

Электризация – это явления,  в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела; в    электризации    всегда    участвуют    два    тела.    При    этом электризуются оба тела. Электризация происходит при соприкосновении.

Выясним, одинаковые ли заряды имеют разные тела.

Опыт 2. Наэлектризовать гильзу. Попеременно подносить наэлектризованную стеклянную и эбонитовую палочки.

Вы видите, что в одном случае гильза оттолкнулась, а в другом – притянулась.

Существуют два рода электрических зарядов — положитель­ные и отрицательные.
Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, вза­имно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противополож­ного знака, взаимно притягиваются.
Заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно назва­ли положительным, а эбонитовой (янтарной) — отрицательным.

III. Закрепление

1. Какие опыты доказывают, что существуют электрические за­ряды двух видов?
2. Иногда при окраске пульверизатором металлической поверх­ности ей сообщают заряд одного знака, а капелькам краски – заряд противоположного знака. Для чего это нужно?
3. Возьмите пластмассовую линейку и потрите ее о сухой лист бумаги. Докажите на опыте, что линейка наэлектризована. В чем это проявляется?
4.  Как взаимодействуют между собой:
а) две эбонитовые палоч­ки, натертые мехом?
б) эбонитовая палочка, натертая мехом и стеклянная палочка, натертая шелком?

ЛИ № 1169, 1171, 1172, 1178 – 1182.

IV. Домашнее задание

§ 25, 26. Экспериментальное задание: в сухом помещении потрите сухой рукой надутый воздушный шар, а затем поднесите его к какому-либо предмету. Что вы наблюдаете? Опишите в тетради.