Методическая разработка урока в 8-м классе "История подлинного джаза"

Разделы: Музыка


Тема четверти: «Музыка легкая и серьезная».

Тема урока: «История подлинного джаза».

Цель: раскрыть особенности возникновения джазовой музыки, ее развитие на  примере образцов негритянской музыки (спиричуэлс, блюз).

Задача: подробнее познакомить с жизнью и творчеством выдающегося  джазового музыканта   негритянского трубача и певца Луи Армстронга.

ХОД УРОКА

Организация входа: Джорж Гершвин «Приятно мне быть с тобой» в исполнении Луи Армстронга.

Учитель: Ребята, мы вошли в класс сегодня под несколько необычную для вас музыку, какую?
Ученики: Это джазовая музыка.
Учитель: (Обращаясь к теме урока). Я знаю, некоторые из вас по-настоящему увлечены джазовой музыкой. Дома вы слушаете любимых исполнителей, перечитываете полюбившиеся книги. Кто из вас сможет рассказать историю возникновения подлинного джаза?
Сообщение: История подлинно джаза насчитывает уже много десятилетий. Родина джаза  – США. За это время он неоднократно умирал, возрождался, переживал кризисные процесс, причины которых не изучены полностью. В развитии джаза отразились многие  проблемы неспокойного XX века: обострение социально-классовых противоречий, рост самосознания угнетенных наций и народов, проблемы морали в буржуазном обществе. Споры до сих пор, а что же входит в понятие джаз?
Ученики:  Настоящий джаз – это:

  • «музыка черных»,
  • «музыкальная экзотика»,
  • «музыка сытых»,
  • «истинно американская музыка».

Возникновение джаза связано с периодом рабства в южных штатах Америки. Книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Американские негры насильственно вывезены в Америку и обращены в рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это глубоко отразилось на их музыке.  Эту музыку составили преимущественно спиричуэлс, в которых униженные и угнетенные рабы пели буквально обо всем, что составляло их жизнь. Это своеобразные мотивы, в которых они жаловались на свою судьбу и молили о лучшей жизни.
Учитель: Хорошо, ребята, а мы продолжаем разговор. Негры Нью-Йорка и Нью-Орлеана никогда до сих пор не  слышавшие многоголосного пения в протестантской церкви впервые познакомились с хоровыми религиозными гимнами белых. Усвоили гармонию и мелодику. Они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Так появились спиричуэлс  – духовные песни негров, за тематикой которых скрывалось горе и гнев обездоленного народа. Исполнялись спиричуэлс певцом в сопровождении хора. И сейчас звучат с эстрады в исполнении классических и джазовых певцов, а лучшей исполнительницей  их признана замечательная негритянская певица Махелия Джексон.

«Молитва» – в исполнении Махелии Джексон – слушание.

Учитель: Ребята, ваше впечатление?
Ученики: Красота, поэтичность и богатство этой музыки – представление о необычайной музыкальной одаренности негров.
Учитель: Можно ли молитву отнести к легкой по содержанию музыке?
Ученики: Конечно, нет.  
Учитель: Обычно спиричуэлс исполнялся а капеллой. Свежеть и неповторимость придавала коллективная импровизация подголосков, характерная для этого жанра.
Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на формирование и развитие джаза оказал блюз.
Блюзы исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармошки. В них поется о потерянной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе и непосильном труде. Блюз  – это жалоба, крик протеста, исторгнутый из негритянской души, сначала рабством, а затем продолжающимся угнетением. Музыка блюза тосклива, но не слишком.

Вопросы:

  • Негр поет для того, чтобы расчувствоваться, отяжелеть от своих страданий, от несчастий или чтобы освободиться от них?
  • Когда задето человеческое достоинство, негр реагирует открыто, с протестом или тонко, с юмором, осторожно?

«Блюз Западной Окраины» – слушание. После прослушивания музыки ребята дают ответы.

Учитель: Один негритянский поэт Хьюз писал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельной грустной музыки. Гораздо более грустной, чем спиричуэлс. Это потому, что в блюзах горесть не смягчена слезами, а наоборот, ожесточена смехом – абсурдным, противоречивым, смехом горя, которое рождается, когда нет веры, на которую можно опереться. Все это можно отнести к услышанной музыке.
Учитель: Таким образом, за диким отчаявшимся весельем блюзов скрывалось трагедия целого народа. (Показывает на портрете). Вы узнали выдающегося джазового музыканта-исполнителя? Это Луи Армстронг.
Учитель: Выписывает на доске имя. Давайте расскажем о его жизни.
1 ученик: Родился в бедности, в Новом Орлеане 1900 г. Дед был рабом, мать – прачкой Мэри Энн. Любовь сына к матери. Родители разошлись. Воспитывала  бабушка по отцовской линии. Начал играть на корнете с 14 лет, не зная нот. В 23 года – лучший джазмен своего времени. 28 лет – серия записей, решительно повлиявших на развитие джаза. Удивительно, что он вышел. 1913 год – Новый Орлеан шумно отмечал праздник торжеством и фейерверками. Раздобыв пистолет, выстрелил в воздух. Отправлен в колонию для малолетних цветных. «Уэйорс Хоум». Там медный духовой оркестр, его привлекли к творческой работе. Руководитель – Питер Девис, он сделал его горнистом колонии, затем научил играть на корнете. «Эта колония для меня была скорее школой – пансионатом, нежели тюрьмой». (Он хорошо овладел игрой на корнете). Через 3 года отец забрал его для нянчания (нянчил сводного брата от второго брака отца), сбежал к матери. 16 лет – разносил и продавал угль. Организовал маленький оркестрик, который играл в дешевых барах и на вечеринках.
2 ученик

  • 18 лет – ведущий корнетист.
  • 24 года – женился на Лиллиан Харден, пианистке из оркестра Оливера.
  • 25 лет – первые грамзаписи.
  • 1929 год – переехал в Нью-йорк. 17 лет был солистом большого оркестра. Ведущий представитель нового вида искусства, известного во всем мире. Много гастролировал. Челюсти стали железными. Длительная гастрольная поездка по Европе.
  • 1946 год – эпоха свинга внезапно оборвалась, стал петь после 1950 года. «Хелло, Долли», «Мэки Найф».

Учитель: Ребята, спасибо за исчерпывающее сообщение, садитесь. Для многих загадка: в чем же неповторимость игры Луи Армстронга?
Ученики: Виртуозное владение инструментом. Именно он привнес в джаз игру в высоком регистре, обогатил палитру джаза уникальными звуками. Чувствовал форму музыкального произведения. Мог быть прекрасным архитектором или драматургом.  Его лучшие работы –  драматические миниатюры. Заслуга: превратил джаз из коллективной музыки в искусство сольной игры.
Учитель: В чем мастерство Луи Армстронга на примере «Блюза Западной Окраины»?
Ученики: Мы услышали сочетание блестящего звучания трубы в самых высоких регистрах с низким хрипловатым голосом Армстронга.
Учитель: На протяжении всей истории своего развития джаз породил множество разных школ, направлений, стилей.

(Запись в тетрадях).

  • Традиционный джаз и период свинга.
  • Современный джаз. (Обе линии продолжают развиваться.)
  • Родился на юге США и окончательно сформировался в Новом орлеане. Коллективная импровизация.
  • С 1917 года негритянские музыканты в поисках работы стали переселяться по Миссисипи на север в Чикаго, где неграм жилось намного лучше. Центр джаза переселился из Нового Орлеана в Чикаго.
  • С 1926 года – там стал выступать Луи Армстронг.
  • К концу 20 – х годов – волна экономического кризиса. Многие негритянские ансамбли прекратили свое существование. На смену оркестры, руководимые белыми музыкантами.

Период создания оркестров, руководимых белыми музыкантами – период свинга. «Роллем Пит» – слушание. (Запись в наше время на фестивале американских народных блюзов).

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы познакомились с особенностями возникновения джазовой музыки, представителем «звезд» американского джаза Луи Армстронгом.

Домашнее задание: подобрать материал об американском композиторе Джорже Гершвине (жизнь и творческий путь).

Под музыку «Роллем Пит» учащиеся уходят с урока.