Тема четверти: «Музыка легкая и серьезная».
Тема урока: «История подлинного джаза».
Цель: раскрыть особенности возникновения джазовой музыки, ее развитие на примере образцов негритянской музыки (спиричуэлс, блюз).
Задача: подробнее познакомить с жизнью и творчеством выдающегося джазового музыканта негритянского трубача и певца Луи Армстронга.
ХОД УРОКА
Организация входа: Джорж Гершвин «Приятно мне быть с тобой» в исполнении Луи Армстронга.
Учитель: Ребята, мы вошли в
класс сегодня под несколько необычную для вас
музыку, какую?
Ученики: Это джазовая музыка.
Учитель: (Обращаясь к теме урока). Я знаю,
некоторые из вас по-настоящему увлечены джазовой
музыкой. Дома вы слушаете любимых исполнителей,
перечитываете полюбившиеся книги. Кто из вас
сможет рассказать историю возникновения
подлинного джаза?
Сообщение: История подлинно джаза
насчитывает уже много десятилетий. Родина
джаза – США. За это время он неоднократно
умирал, возрождался, переживал кризисные
процесс, причины которых не изучены полностью. В
развитии джаза отразились многие проблемы
неспокойного XX века: обострение
социально-классовых противоречий, рост
самосознания угнетенных наций и народов,
проблемы морали в буржуазном обществе. Споры до
сих пор, а что же входит в понятие джаз?
Ученики: Настоящий джаз – это:
- «музыка черных»,
- «музыкальная экзотика»,
- «музыка сытых»,
- «истинно американская музыка».
Возникновение джаза связано с периодом
рабства в южных штатах Америки. Книга Гарриет
Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Американские
негры насильственно вывезены в Америку и
обращены в рабство. Невероятно тяжела была их
жизнь, и это глубоко отразилось на их музыке.
Эту музыку составили преимущественно
спиричуэлс, в которых униженные и угнетенные
рабы пели буквально обо всем, что составляло их
жизнь. Это своеобразные мотивы, в которых они
жаловались на свою судьбу и молили о лучшей
жизни.
Учитель: Хорошо, ребята, а мы продолжаем
разговор. Негры Нью-Йорка и Нью-Орлеана никогда
до сих пор не слышавшие многоголосного пения
в протестантской церкви впервые познакомились с
хоровыми религиозными гимнами белых. Усвоили
гармонию и мелодику. Они стали вводить в хоровое
пение элементы импровизации. Так появились
спиричуэлс – духовные песни негров, за
тематикой которых скрывалось горе и гнев
обездоленного народа. Исполнялись спиричуэлс
певцом в сопровождении хора. И сейчас звучат с
эстрады в исполнении классических и джазовых
певцов, а лучшей исполнительницей их признана
замечательная негритянская певица Махелия
Джексон.
«Молитва» – в исполнении Махелии Джексон – слушание.
Учитель: Ребята, ваше
впечатление?
Ученики: Красота, поэтичность и
богатство этой музыки – представление о
необычайной музыкальной одаренности негров.
Учитель: Можно ли молитву отнести к
легкой по содержанию музыке?
Ученики: Конечно, нет.
Учитель: Обычно спиричуэлс исполнялся а
капеллой. Свежеть и неповторимость придавала
коллективная импровизация подголосков,
характерная для этого жанра.
Из всех форм негритянского вокального искусства
самое существенное влияние на формирование и
развитие джаза оказал блюз.
Блюзы исполнялись соло в сопровождении гитары
или губной гармошки. В них поется о потерянной
любви и утраченном человеческом достоинстве, о
горькой неволе и непосильном труде. Блюз –
это жалоба, крик протеста, исторгнутый из
негритянской души, сначала рабством, а затем
продолжающимся угнетением. Музыка блюза
тосклива, но не слишком.
Вопросы:
- Негр поет для того, чтобы расчувствоваться, отяжелеть от своих страданий, от несчастий или чтобы освободиться от них?
- Когда задето человеческое достоинство, негр реагирует открыто, с протестом или тонко, с юмором, осторожно?
«Блюз Западной Окраины» – слушание. После прослушивания музыки ребята дают ответы.
Учитель: Один негритянский
поэт Хьюз писал: «Блюзы на меня всегда
производили впечатление беспредельной грустной
музыки. Гораздо более грустной, чем спиричуэлс.
Это потому, что в блюзах горесть не смягчена
слезами, а наоборот, ожесточена смехом –
абсурдным, противоречивым, смехом горя, которое
рождается, когда нет веры, на которую можно
опереться. Все это можно отнести к услышанной
музыке.
Учитель: Таким образом, за диким
отчаявшимся весельем блюзов скрывалось трагедия
целого народа. (Показывает на портрете). Вы узнали
выдающегося джазового музыканта-исполнителя?
Это Луи Армстронг.
Учитель: Выписывает на доске имя.
Давайте расскажем о его жизни.
1 ученик: Родился в бедности, в Новом
Орлеане 1900 г. Дед был рабом, мать – прачкой Мэри
Энн. Любовь сына к матери. Родители разошлись.
Воспитывала бабушка по отцовской линии. Начал
играть на корнете с 14 лет, не зная нот. В 23 года –
лучший джазмен своего времени. 28 лет – серия
записей, решительно повлиявших на развитие
джаза. Удивительно, что он вышел. 1913 год – Новый
Орлеан шумно отмечал праздник торжеством и
фейерверками. Раздобыв пистолет, выстрелил в
воздух. Отправлен в колонию для малолетних
цветных. «Уэйорс Хоум». Там медный духовой
оркестр, его привлекли к творческой работе.
Руководитель – Питер Девис, он сделал его
горнистом колонии, затем научил играть на
корнете. «Эта колония для меня была скорее школой
– пансионатом, нежели тюрьмой». (Он хорошо
овладел игрой на корнете). Через 3 года отец
забрал его для нянчания (нянчил сводного брата от
второго брака отца), сбежал к матери. 16 лет –
разносил и продавал угль. Организовал маленький
оркестрик, который играл в дешевых барах и на
вечеринках.
2 ученик
- 18 лет – ведущий корнетист.
- 24 года – женился на Лиллиан Харден, пианистке из оркестра Оливера.
- 25 лет – первые грамзаписи.
- 1929 год – переехал в Нью-йорк. 17 лет был солистом большого оркестра. Ведущий представитель нового вида искусства, известного во всем мире. Много гастролировал. Челюсти стали железными. Длительная гастрольная поездка по Европе.
- 1946 год – эпоха свинга внезапно оборвалась, стал петь после 1950 года. «Хелло, Долли», «Мэки Найф».
Учитель: Ребята, спасибо за
исчерпывающее сообщение, садитесь. Для многих
загадка: в чем же неповторимость игры Луи
Армстронга?
Ученики: Виртуозное владение
инструментом. Именно он привнес в джаз игру в
высоком регистре, обогатил палитру джаза
уникальными звуками. Чувствовал форму
музыкального произведения. Мог быть прекрасным
архитектором или драматургом. Его лучшие
работы – драматические миниатюры. Заслуга:
превратил джаз из коллективной музыки в
искусство сольной игры.
Учитель: В чем мастерство Луи
Армстронга на примере «Блюза Западной Окраины»?
Ученики: Мы услышали сочетание
блестящего звучания трубы в
самых высоких регистрах с низким хрипловатым
голосом Армстронга.
Учитель: На протяжении всей истории
своего развития джаз породил множество разных
школ, направлений, стилей.
(Запись в тетрадях).
- Традиционный джаз и период свинга.
- Современный джаз. (Обе линии продолжают развиваться.)
- Родился на юге США и окончательно сформировался в Новом орлеане. Коллективная импровизация.
- С 1917 года негритянские музыканты в поисках работы стали переселяться по Миссисипи на север в Чикаго, где неграм жилось намного лучше. Центр джаза переселился из Нового Орлеана в Чикаго.
- С 1926 года – там стал выступать Луи Армстронг.
- К концу 20 – х годов – волна экономического кризиса. Многие негритянские ансамбли прекратили свое существование. На смену оркестры, руководимые белыми музыкантами.
Период создания оркестров, руководимых белыми музыкантами – период свинга. «Роллем Пит» – слушание. (Запись в наше время на фестивале американских народных блюзов).
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы познакомились с особенностями возникновения джазовой музыки, представителем «звезд» американского джаза Луи Армстронгом.
Домашнее задание: подобрать материал об американском композиторе Джорже Гершвине (жизнь и творческий путь).
Под музыку «Роллем Пит» учащиеся уходят с урока.