Информатика, как наука, имеет прикладной практико-ориентированный характер. Именно эта ее особенность позволяет перевести обучение из плоскости знаний в плоскость деятельности.
Применение технологий проектного и кейсового обучения при изучении информатики очень эффективно. Ученик в процессе работы с материалами кейса или над учебным проектом постигает реальные процессы и объекты, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт.
Практика указывает на преимущества выполнения таких заданий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Цель класса: Создать условия для формирования навыка формулирования практико-ориентированных заданий
Знакомство со слушателями мастер-класса
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся. Я буду говорить некоторые фразы. Утверждения, к кому из Вас они подходят, те выходят в круг.
Фразы:
- Кто пришел сегодня на класс с хорошим настроением?
- Кто любит мыть посуду?
- Кто пришел сегодня в юбке?
- Кто сегодня завтракал?
- У кого есть сотовый телефон?
- У кого день рождения 7 числа?
- Кто любит мороженое?
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от класса?». Затем ответы зачитываются вслух.
Постановка задач мастер-класса
Мастер: Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
- объяснить, что такое практико-ориентированные задания;
- отличать практико-ориентированные задания от других видов учебных заданий;
- формулировать практико-ориентированные задания по заданной теме;
- видеть возможности применения практико-ориентированных заданий на своих уроках.
Шаг первый. Что это такое?
Мастер: Для начала давайте
определимся с понятием, что такое
практико-ориентированные задания (выслушиваются
мнения присутствующих).
Практико-ориентированные задания:
- являются интегрированными,
- новые ЗУН формируются и проявляются исключительно в деятельности.
Задание 1
Мастер: Предлагаю Вам темы занятий по информатике и разные виды заданий по этим темам. Выберите из предложенных заданий те, которые, по Вашему мнению, являются практико-ориентированными и обоснуйте Вашу точку зрения. (Приложение 1)
Шаг второй. Сформулируй по образцу
Задание 2
Мастер: Предлагаю Вам несколько тем из курса информатики. Выполните предложенное практико-ориентированное задание. Попробуйте составить 1-2 практико-ориентированных задания для этой темы. (Приложение 2)
Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай
Задание 3
Мастер: Придумайте несколько практико-ориентированных заданий по своему предмету, не забыв указать тему урока.
Шаг четвертый. Отсроченный во времени
Задание 4
Мастер: Познакомьтесь с одним из
вариантов использования
практико-ориентированных заданий на уроках (Урок
по информатике с мультимедиа презентацией на
тему «Информационные процессы» Приложение
3 и Приложение 4)
Разработайте и проведите урок с применением
практико-ориентированных заданий.
Поделитесь своими впечатлениями об изменениях в
результатах деятельности учащихся.
Шаг пятый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
Мастер предлагает слушателям представить, что
сегодняшний день они провели в
ресторане и теперь директор ресторана просит их
ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел…
– Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и
приклеивают на лист ватмана, комментируя.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
- База данных мастер-классов http://www.openclass.ru/master_classes
- Задания Международной Олимпиады по основам наук http://www.urfodu.ru/index.php
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/
- Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
- Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
- Как подготовить и провести мастер-класс http://www.openclass.ru/wiki-pages/51793
- Копилочка активных методов обучения http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
- Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://urok.1sept.ru
- Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
- Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/