Сценарий мастер- класса "Использование практико-ориентированных заданий на уроках"

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Информатика, как наука, имеет прикладной практико-ориентированный характер. Именно эта ее особенность позволяет перевести обучение из плоскости знаний в плоскость деятельности.

Применение технологий проектного и кейсового обучения при изучении информатики очень эффективно. Ученик в процессе работы с материалами кейса или над учебным проектом постигает реальные процессы и объекты, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт.

Практика указывает на преимущества выполнения таких заданий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Цель класса: Создать условия для формирования навыка формулирования практико-ориентированных заданий

Знакомство со слушателями мастер-класса

Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся. Я буду говорить некоторые фразы. Утверждения, к кому из Вас они подходят, те выходят в круг.

Фразы:

  • Кто пришел сегодня на класс с хорошим настроением?
  • Кто любит мыть посуду?
  • Кто пришел сегодня в юбке?
  • Кто сегодня завтракал?
  • У кого есть сотовый телефон?
  • У кого день рождения 7 числа?
  • Кто любит мороженое?

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от класса?». Затем ответы зачитываются вслух.

Постановка задач мастер-класса

Мастер: Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

  • объяснить, что такое практико-ориентированные задания;
  • отличать практико-ориентированные задания от других видов учебных заданий;
  • формулировать практико-ориентированные задания по заданной теме;
  • видеть возможности применения практико-ориентированных заданий на своих уроках.

Шаг первый. Что это такое?

Мастер:  Для начала давайте определимся с понятием, что такое практико-ориентированные задания (выслушиваются мнения присутствующих).
Практико-ориентированные задания:

  • являются интегрированными,
  • новые ЗУН формируются и проявляются исключительно в деятельности.

Задание 1

Мастер:  Предлагаю Вам темы занятий по информатике и разные виды заданий по этим темам. Выберите из предложенных заданий те, которые, по Вашему мнению, являются практико-ориентированными и обоснуйте Вашу точку зрения. (Приложение 1)

Шаг второй. Сформулируй по образцу

Задание 2

Мастер:  Предлагаю Вам несколько тем из курса информатики. Выполните предложенное практико-ориентированное задание. Попробуйте составить 1-2 практико-ориентированных задания для этой темы. (Приложение 2)

Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай

Задание 3

Мастер:  Придумайте несколько практико-ориентированных заданий по своему предмету, не забыв указать тему урока.

Шаг четвертый. Отсроченный во времени

Задание 4

Мастер:  Познакомьтесь с одним из вариантов  использования практико-ориентированных заданий на уроках (Урок по информатике с мультимедиа презентацией на тему «Информационные процессы» Приложение 3 и Приложение 4)
Разработайте и проведите урок с применением практико-ориентированных заданий.
Поделитесь своими впечатлениями об изменениях в результатах деятельности учащихся.

Шаг пятый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

Мастер предлагает слушателям представить, что сегодняшний день они    провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
   – Я съел бы еще этого…
   – Больше всего мне понравилось…
   – Я почти переварил…
   – Я переел…
   – Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист ватмана, комментируя.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. База данных мастер-классов http://www.openclass.ru/master_classes
  2. Задания Международной Олимпиады по основам наук http://www.urfodu.ru/index.php
  3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/
  4. Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
  5. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  6. Как подготовить и провести мастер-класс http://www.openclass.ru/wiki-pages/51793
  7. Копилочка активных методов обучения http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
  8. Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://urok.1sept.ru
  9. Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
  10. Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/