Цели:
- закрепить приёмы сгибания складывания бумаги;
- сделать птицу в технике «оригами»;
- обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах Свердловской области;
- развивать глазомер, точность выполнения изделия;
- воспитывать любовь к меньшим братьям, бережное отношение к ним, желание помочь им.
Оборудование: проектор с экраном, рисунки Мудрой Черепахи и Муравья Вопросика, портрет И З Сурикова, на ватмане рисунок кормушки на дереве, запись голосов птиц, костюмы или маски зверей для сценки (зайца и белки), учебник окружающего мира А А Плешакова 1 кл, у каждого ученика линейка и квадрат из цветной бумаги 10x10 (с одной стороны- красный, с другой- черный), у учителя такой же квадрат большего размера.
Ход урока
1. Орг момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Слайд 1 (Приложение 1)
- Cегодня с нами на уроке будут помощниками Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик
2. Беседа
- Какое время года наступило?
- Кому из вас нравится зима? Чем?
Известный русский поэт Иван Захарович Суриков написал стихотворение о зиме. Послушайте его и скажите, какие картины зимы вы представили, слушая стихотворение?
Слайд 2
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы -
И зима настала.
- Какие картины зимы представили?
- Какую красивую зиму представил поэт!
- А как вы думаете, а для кого зима кажется не такой уж красивой, спокойной?
- Сегодня мы поговорим о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить, выполним коллективную работу.
- Можем ли мы услышать, как зимой поют птицы? (да, но нет многоголосья)
- Пение птиц зимой отличается от летнего?
- Как называются птицы, которые зимуют у нас? каких зимующих птиц знаете?
Слайд 3
- Чем питаются зимующие птицы?
- Корма этого им недостаточно, поэтому сейчас мы можем встретить птиц рядом с жильём человека. Мы должны помочь им, как?
3. Игра “ Птицы” (физминутка)
Слайд 4
Учитель называет разных птиц, ученики показывают, как летают птицы. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!
4. Разгадывание кроссворда (на доске изображение кормушки на дереве)
- Кормушка наша пуста, кто прилетит на кормушку, зависит от вас. Мудрая Черепах предлагает вам отгадать кроссворд.
Слайд 5
1. Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
птица говорливая,
самая болтливая. СОРОКА
- Почему сороку называют белобокой? воровкой?
- Найдите сороку в ваших учебниках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.
2. Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат 20 пар
И кричит – Кар,кар,кар! ВОРОНА
ПРИМЕТА: Если вороны собираются стаей, летают и кружатся и каркают – жди снега и мороза.
- Оказывается, вороны улетают зимовать к югу. Но зимой полно ворон. К нам прилетают вороны северных мест, где ещё холоднее.
- Найдите ворону в ваших учебниках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.
3. Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. ДЯТЕЛ
- Почему дятла называют санитаром леса?
- Найдите дятла в ваших учебниках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.
4. Эту птицу часто называют вороной за внешнюю схожесть. Туловище птицы всё черное, только шея сзади и с боков серая. Это .... ГАЛКА
- Вспомните скороговорку про галку НА ИВЕ ГАЛКА, НА БЕОЕГУ ГАЛЬКА.
- Найдите галку в ваших учебниках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.
5. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика СИНИЦА
- Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си)
- Найдите синицу в ваших учебниках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.
6. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю ВОРОБЕЙ
- Почему воробей имеет такое название?
- Он такой же хитрый, как и ворона. Та хлеб найдёт, а воробей незаметно кусочек стащит. А когда кто-то берёт не свое, говорят: «Бей вора, вора бей!»
- Найдите воробья в ваших учебниках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.
- Название какой птички получилось? (снегирь)
5 Физминутка
Сел на ветку Снегирек – |
все присели; |
Пошёл снежок и – он промок |
выпрямиться, поднять руки вверх, покружиться; |
Ветерок, подуй слегка - |
легкие наклоны в стороны; |
Обсуши нам снегирька. |
бег по кругу (повторить 2-3 раза) |
6. Беседа о снегире
- Что вы знаете об этой птичке? Видели ли вы её у нас в селе?
Сообщение учеников о снегире
1. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек).
2. Летом снегири живут в самых глухих еловых чащах. Там птицы устраивают себе гнездо и выводят птенцов. А осенью и зимой странствуют в поисках пищи. Зимой снегири, сидящие на ветках, похожи на красные фонарики, которые украшают берёзку.
ПРИМЕТА Снегирь под окном чирикает – к теплу.
7. Практическая работа. Выполнение фигурки снегиря
- Сегодня к нам на кормушку должны слететься снегири, поэтому мы будем выполнять эту птичку из бумаги в технике ОРИГАМИ (учитель демонстрирует снегиря).
Таинственный мир превращенья бумаги…
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
- Муравей Вопросик интересуется, что же такое оригами? Слайд 6
Поможет нам ответить на вопрос Мудрая Черепаха, ведь она всё знает: "Ори"- сложенный. "Ками"- бумага. Это складывание из бумаги.
- Оригами возникло 1800 лет назад в Японии.
- Работать мы будем по схеме. Слайды 7-12
- Что понадобится для работы? (красно-чёрный квадрат и линейка)
- Изготовление фигурки снегиря идёт по схеме коллективно. После того, как дети окончили работу, все снегири крепятся на кормушку.
- Как много птиц на нашей кормушке! (включается запись голосов птиц)
Ученик:
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А мороз- красный нос
Им рябинку принёс.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко- алые гроздья.
- А чем же питаются снегири? Давайте подслушаем разговор лесных зверей.
Сценка
Заяц: Здравствуй, Белочка!
Белка: Доброе утро, Беляк.
Заяц: Почему это так шумно сегодня?
Белка: Да это снегири устроили себе столовую!
Заяц: А чем они питаются?
Белка: Ты что, не знаешь?
Заяц: Нет.
Белка: Видишь, остатки семян липы, ягоды рябины, летучки клёна. Ещё в лесу снегири кормятся ягодами бузины, семенами ольхи.
Заяц: А на поле они прилетают?
Белка: Конечно, и там для них есть еда: семена репейника и лебеды.
- Так чем же питаются снегири?
- Работа окончена. Пусть наша кормушка напоминает нам о всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.
Дети читают стихи
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
8. Итог урока
слайд 13
- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я буду …..
Продолжите любое из этих предложений.
Слайд 14