Урок-проект окружающего мира в 3-м классе: "Наши соседи. Китай"

Разделы: Начальная школа


Актуальность проблемы

По программе на тему «Наши ближайшие соседи» отводится  2 часа. Так как село Саскаль находится на границе с Народной  Республикой Китай. Поэтому  наибольший интерес учащихся вызывает материал об этой  стране. Урок построен в форме защиты  проекта. В материалах проекта  отражено не только географическое положение страны, но и сделан акцент на культурные традиции  китайцев, их трудолюбие и уважение к другим нациям.

Описание проекта

Проект: Наши соседи. Китай.

Участники: учащиеся и родители 3 класса.

Цели проекта:

  1. расширить знания учащихся о соседней стране, её культурных традициях;
  2. познакомить с основными особенностями  уклада жизни китайского населения.

Задачи проекта

1. Образовательные:

  1. рассмотреть  географическое положение, культурные традиции  Китая;
  2. создать совместную презентацию по теме проекта.

2. Развивающая: формировать информационную компетентность.

3. Воспитательная: Формировать чувства уважения  и толерантности  к традициям изучаемой страны.

Необходимое оборудование и материалы для  представления проекта:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор;
  2. технологические карты.

Предполагаемый результат:

  1. развитие интереса  к изучаемой теме;
  2. совершенствование навыков работы на компьютере;
  3. совершенствование навыков владение работы с дополнительной литературой и  Интернетом;
  4. создание совместной презентации «Наши соседи. Китай»; представление результатов работы над проектом на классном собрании по теме «Развитие познавательной самостоятельности учащихся».

1 этап – погружение в проект: 1 урок темы - виды деятельности: выделение темы проекта;  составление плана работы над проектом.

2 этап –организация деятельности: формирование групп; подготовка к опросу жителей села.

Направление

  1. географическое положение Китая (1 группа);
  2. население и традиции (2 группа);
  3. какие они китайцы? какие китайцы соседи? (3 группа)
  4. добро пожаловать в Харбин ( 4 группа).

3 этап – осуществление деятельности: самостоятельная деятельность групп во внеурочное время; подбор материала для презентации; отбор фотографий для создания слайд-шоу;  создание презентации.

4 этап – 2 урок- защита проекта.

Защита проекта

II. Представление результатов работы групп

1 группа

Географическое положение страны

Китай находится в восточной части Евразийского материка — самого большого на планете участка суши, — на западном побережье крупнейшего в мире Тихого океана. Китай граничит с Кореей на северо-востоке, с Россией и Монголией — на севере, с Афганистаном, Пакистаном, Непалом, Бутаном и Индией — на юго-западе, с Бирмой, Лаосом и Вьетнамом — на юге. На востоке и юго-востоке КНР имеет морские границы с Японией, Филиппинами, Малайзией, Брунеем и Индонезией. Наша Амурская область на юге граничит с Китаем. Китай лежит в пределах умеренного,  субтропического и тропического климатических поясов;

2 группа

Население, традиции

Население Китая составляет  1 миллиард 313 миллионов. На востоке, на плодородных землях Великой Китайской равнины живет четыре пятых всего населения Китая.  Три четверти китайцев живут  в сельской местности. Сегодня Китай — одна из самых быстро развивающихся стран мира. Здесь достигли больших успехов в развитии легкой промышленности. Официальный язык в стране — китайский, денежная единица — юань. Китай славится своими традициями. Китайский народ очень почитает праздники, связанные  с земледелием. Существуют наиболее важные праздники, например: 1-й день первого месяца Нового года по лунному  календарю - Праздник  Весны; 15-й день первого месяца по лунному календарю - Праздник Фонарей;  5-й день пятого месяца по

Лунному календарю -  Праздник начала Лета. В эти дни устраиваются народные костюмированные шествия, во время которых китайцы стараются  задобрить богов земледелия. Китай знаменит своей долгой историей и прошлым. Население Китая — это очень мирные и трудолюбивые люди. Они уважают старших, любят детей и терпеливы к окружающим. Китайцы, по своей природе, запасливы и скромны. Они верят в гармонию и никогда не идут на конфликт. Китайцы приветливо встречают иностранцев и относятся к ним очень терпимо.

3 группа

Какие они китайцы?  Какие китайцы соседи?

Узнать о том, какие они китайцы мы имеем возможность, приехав в районный центр г. Шимановск. По статистики в городе работают и занимаются предпринимательской  деятельностью  более 100 китайцев. При общении складывается впечатление, что китайцы терпеливые, спокойные люди. Большое значение при вступлении в контакт с китайцем имеет словесное приветствие. Оно носит ярко выраженную социальную окраску, а его форма зависит, прежде всего, от возраста и социального положения лица, к которому оно обращено: первым приветствует партнера по общению тот, кто моложе; приветствие почти всегда сопровождается поклоном.

Традиции приветствия складывались долгие и долгие века. Одним из наиболее популярных является приветствие, которое дословно переводится так: «ты ел рис, ты сыт?» («ни чи фань ма?», ni chi fan ma). Такая форма приветствия несёт особый смысл. Общеизвестно, что слову «рис» придается особое значение в традиционном китайском обществе. Борьба за существование в Китае подчас напрямую зависела от его наличия.

По этой причине такая форма является во многом символичной: если ты «ел рис», значит, в твоем доме достаток, и у тебя все в порядке. На это приветствие обычно следует ответ: «Да, спасибо! А вы?» («Ши, се се! Ни нэ?», shi xie xie ni ne).  Сейчас уже редко можно встретить такого рода приветствия. Но всё же мы узнали, что  оно  встречается до сих пор  на окраинах больших городов, где живут люди с совсем маленьким  достатком.

4 группа

Добро пожаловать в Харбин

Наши односельчане часто бывают в Китае. В провинции Хейлуцзянь в городе Хейхе созданы условия для экономического сотрудничества. А из Хейхе отправляется поезд  в другие города страны. В том числе и в Харбин,  о котором мы постарались узнать больше.

Харбин, или как его называет китайский народ, «Северная драгоценность», был заложен  в 1898 году русскими строителями с участием китайцев в связи со строительством Китайско-Восточной железной дорогой. После революции сюда катились волны русской эмиграции, в городе работали русские школы, выходили газеты на русском языке. В Харбине до сих пор существуют русские магазины. В магазине «Чурин» можно купить чёрный хлеб и икру.

Сегодняшний Харбин – это индустриальный центр, один их 10 крупнейших городов страны. В Харбине – 7 городских районов и 2 уезда. Городская территория составляет около 1 637 кв.км. Основное население г. Харбина – китайцы, численность около 4-х миллионов. В городе работает более 3-х тысяч промышленных предприятий.

Харбин – один из важнейших транспортных узлов, он стоит на пересечении сухопутных, водных и воздушных путей сообщения. Город Харбин знаменит своими зимними мероприятиями. Это фестиваль ледовых и снежных  скульптур, зимнее  плавание, катание на коньках, на лыжах и парусных санях. Летом он радует туристов обилием зелени и цветов, множеством  тенистых  парков.

Рефлексия

Для того чтобы узнать ваше отношение к изучаемой теме,  я предлагаю вам закончить предложения и обозначить своё настроение:

  1. во время работы над проектом я узнал (а) что ….
  2. мне было комфортно (не комфортно) работать в  группе потому что…….
  3. полученные знания…….
  4. у китайцев я могу научиться……

Итог:

Во время работы над проектом я узнал (а) что …

китайцы очень трудолюбивые- 11 человек – 100%;

Китай – самая густонаселённая страна – 7 человек – 63%;

в Харбине  до сих пор существуют русские магазины – 11 человек – 100%;

в этой стране очень почитают старость и детей – 11 человек – 100%.

Мне было комфортно (не комфортно) работать в  группе потому что……

комфортно – 11 человек – 100%;

ко мне прислушивались –  7 человек – 63%;

мне дали возможность высказать  своё мнение – 8 человек – 72%.

Полученные знания……

я могу применить в дальнейшей жизни при посещении страны – 11 человек  -100%;

поделился с  друзьями – 9 человек -81%;

оказались очень интересными – 11 человек -100%.

У китайцев я могу научиться……

терпению – 8 человек -72%;

трудолюбию – 11 человек – 100%;

патриотизму по отношению к своей стране- 11 человек- 100%.

отличное настроение – 11 человек  -100%;

безразличное настроение - 0;

грустное настроение-0;

Вывод:

Близкое знакомство с любой страной  возможно, конечно же, при непосредственном её посещении. Но  вы узнали о Китае, что это многонаселённая  страна, с своим укладом жизни, национальными традициями и праздниками. Такие качества китайского народа как, трудолюбие, дисциплина и терпение китайцев, способствуют  развитию и процветанию страны.

К уроку имеется презентация.