Занятие в дошкольной группе: "Диковинный овощ"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Познакомить детей с происхождением и историей выращивания картофеля, с различными способами выращивания картофеля, появлением его в России.
  2. Расширить представление о значении этого овоща в жизни человека (в питании, в лечебных целях)
  3. Воспитывать у детей любознательность, трудолюбие, развивать навыки личной гигиены.

Методы и приемы: игра, диалогическая беседа, объяснение, метод эмоционального образного постижения слова, выбор изображения заданного объекта.

Оборудование: рисунки с изображением картофеля и овощей, глобус, блюдо с овощами, ящик с почвой, совок, лист бумаги, различные клубни картофеля.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организация рабочего места

Дети садятся за отдельные столы. Блюдо с овощами стоит на столе воспитателя. (Звучит песня «Антошка», муз В. Шаинского, сл. Ю. Энтина)

2. Основная часть

Сегодня мы поговорим с вами об очень удивительном овоще.

(загадка)

Убедилась я с годами:
Чудеса - то рядом с нами!
Только к ним мы привыкаем
И почти не замечаем…
Вот пример вам – чудо крошка
Что в руке моей? (картошка).

Было с ней чудес немало,
К нам пока она попала.
Путь был долог и далёк
С запада и на восток.

Были времена, когда русские люди не знали вкуса этого овощного растения. Откуда же взялась картошка?

Это растение родом из Южной Америки (показать на глобусе). Испанские мореплаватели почти 400 лет назад привезли несколько клубней в Европу. Но европейцы не сразу стали использовать картофель в пищу - не пришёлся он им по вкусу, их привлекли цветы этого растения. Знатные дамы украшали цветами картофеля платья и шляпки. А вот клубни в те времена были невелики, так как сажали их очень густо, и от этого они ещё больше мельчали.

В Россию картофель привез царь Петр 1. Поначалу русским людям картофель тоже не понравился. Они отказывались его сажать и даже бунтовали. Теперь же мы не представляем себе жизни без картофеля.

3. Развитие речи

(Рассмотрим картинку с картофелем; на картинке с овощами выберем картофель).

- Как мы называем картошку? («вторым хлебом»).

- Почему? (она вкусная, в ней много витаминов, полезных для человека).

- Часто ли вы едите этот овощ? Как часто?

Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут.

- Какое блюдо из картофеля вы любите?

- А что ещё можно приготовить из картофеля? (картофельные оладьи, пирожки, котлеты, зразы, запеканки).

Картофель не только употребляют в пищу, он обладает и лечебными свойствами.

- Вас лечили когда-нибудь картошкой?

- При каких болезнях и как? (простуда - вдыхают горячий пар от сваренного картофеля; болит желудок - пьют картофельный сок; ожог - прикладывают кашицу из сырого протёртого картофеля).

- Дети, а у вас есть огород?

- Ваши родители сажают картофель?

- Как они это делают?

А ведь картофель можно сажать не только клубнями.

4. Практическая работа

Цель: продемонстрировать разные способы размножения картофеля (целыми клубнями, разрезанными пополам, глазками, ростками); развивать трудолюбие, навыки личной гигиены.

Оборудование: ящик с почвой, совок, целые клубни, клубни, разрезанные пополам, нож, глазки и ростки картофеля, лист бумаги.

Ход работы:

* Подготовка к практической работе, беседа по технике безопасности.

* Демонстрация способов размножения картофеля.

* Итог работы (беседа).

Теперь послушайте загадку:

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А когда копать пошли,
Сразу 10 вдруг нашли!
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажу весело, ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»

- Что узнали о картофеле из этой загадки? (верно, кладём один клубень, а вынимаем несколько)

- Дети, а вы помогаете родителям сажать и убирать картофель?

- Ребята! А что ещё нужно делать, чтобы картофель родился вкусным и здоровым? (пропалывать от травы, рыхлить землю, окучивать).

- А что ещё помогает расти картошке? (дождик)

Дождик, лей, лей, лей.
Крупных капель не жалей,
Помоги немножко
Вырастить картошку!

Использование в быту:

  • Картофельный крахмал.
  • Подкрашивание белья.

Цветки картофеля обладают красящей способностью. Ими можно покрасить ткань в жёлтый цвет.

* Уборка рабочего места, гигиенические мероприятия.

Физминутка

ИГРА « ОГОРОДНИКИ».

Ах, картошка, ты картошка,
Кормишь ты честной народ,
Если есть картошка в доме,
Будешь сытым круглый год.

(Дети в кругу, а «огородник» в центре с закрытыми глазами. Дети называют себя овощами. «Огородник» стучит ногой. Кто там? Зачем пришёл? Дети ведут хоровод. «Огородник» в это время отыскивает по голосу картошку. Верно угадает- догоняет.)

5. Заключительная часть

Беседа с детьми по содержанию занятия:

- Понравилось ли вам наше занятие?

- Что вы нового узнали о картофеле?

- Где используют картофель?

- Как можно вырастить картофель?

- Что вам запомнилось?

Заключительное слово воспитателя:

- Ребята! Теперь вы знаете, как картофель появился в России, как выращивают его, как много внимания в своей жизни человек уделяет картошке - растит и делает заготовки на зиму, готовит вкусные блюда, прославляет в загадках, стихах, песнях. (Звучит белорусская народная песня «Бульба»).