Внеклассное мероприятие по химии и биологии: "КВЭН – клуб веселых, эрудированных и находчивых"

Разделы: Химия, Биология


Цели:

  • Закрепление и контроль знаний учащихся о неорганических и органических веществах: строении, свойствах, применении, многообразии и взаимосвязи.
  • Продолжение развития интереса к химии и биологии на основе углубления межпредметных связей.
  • Выработка умений оперировать понятиями, развитие коммуникативных качеств учащихся.
  • Формирование целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Добрый вечер, дорогие друзья! Начинаем интеллектуальное соревнование одновременно семи команд. Поприветствуем друг друга! Поприветствуем жюри!

Мы собрались здесь, чтоб расширить свой круг знаний по химии и биологии, посоревноваться, пообщаться друг с другом и просто отдохнуть. Надеюсь, что соревнование будет добрым, веселым и остроумным.

Желаю вам вступать в экзотермические реакции друг с другом, проявлять окислительно-восстановительный характер в добывании знаний, соблюдать закон сохранения массы и энергии, ибо, сколько в одном месте убавится, столько же в другом месте прибавится. Капитанам команд быть катализаторами во всех конкурсах нашего соревнования. Участникам и жюри, ни при каких условиях не допускать реакции окисления и не выпадать в осадок!

приветствия.

Следующий конкурс «Разминка». Сейчас по принципу «Дальше, дальше» телепередачи «Счастливый случай» команды должны дать как можно больше правильных ответов из 10 предложенных. Если команда затрудняется в ответе, должна говорить: «Дальше». Жюри, пожалуйста, будьте очень внимательным.

Команда №1:

1. Формула едкого натра (NaOH)

2. Так называют химический элемент и гиганта в греческой мифологии, вступившего в борьбу с богами, и человека огромных творческих возможностей, и большой кипятильник для воды. (Титан)

3. Атомы, какого химического элемента имеют большую массу: серы или углерода? (Серы)

4. Заряд сульфат-аниона (2-)

5. Водный раствор этого вещества с массовой долей 10% называют нашатырным спиртом. (Аммиак)

6. Формула сероводородной кислоты. (H2 S).

7. Вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, но разное строение, а значит и разные химические свойства. (Изомеры)

8. Бесцветный газ, легче воздуха, образуется при гниении органических веществ, называется болотным или рудничным газом. (Метан).

9. Если вы любитель острых ощущений, то гормон стресса присутствует в ваших надпочечниках. (Адреналин).

10. Имеет вещество гидроксогруппу,
Кто примет внутрь его, тот смотрит тупо,
Имеет запах специфичный,
Чуть хлебный, не совсем обычный. (Этанол)

Команда №2

1. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции, но сами при этом не расходующиеся. (Катализаторы)

2. Процесс разрушения металлов и сплавов вследствие взаимодействия их с окружающей средой. (Коррозия)

3. Аллотропное видоизменение кислорода, образующееся во время грозы. (Озон)

4. Органическое вещество состава Сn Н 2n+2.. (Алкан)

5. Вещество, сходное с метаном по химическим свойствам, но отличающееся от него на одну или несколько групп – СН2. (Гомолог)

6. О каком индикаторе идет речь?

От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда,
А в воду я бросаюсь без оглядки,
Ведь здесь уж не заест меня среда. (Метилоранж)

7. Этим расплавленным металлом можно заморозить воду. (Ртуть)

8. Явление, при котором изменяется агрегатное состояние вещества, цвет, форма, но состав остается без изменения. (Физическое)

9. Без него пища кажется безвкусной, это вещество называют белым ядом, поэтому употребляйте его в меру. (Поваренная соль)

10. Белый враг человека, слишком любим сладкоежками. (Сахар)

Команда №3

1. Раздел химической науки, в котором изучаются соединения углерода и их превращения. (Органическая химия)

2. Специально оборудованное помещение для проведения эксперимента и химического анализа веществ. (Лаборатория)

3. Развитие, какой промышленности в г. Березники Пермского края занимает одно из первых мест? (Химической)

4. В фамилии этого ученого-химика 9 букв, из них четыре е? (Менделеев)

5. Эта кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке ее употребляют как лекарство. (Соляная)

6. О каком индикаторе идет речь?

Попасть в кислоту – есть ли горше удача,
Он все перетерпит без вздоха и плача.
Зато в щелочах у такого блондина
Начнется не жизнь, а сплошная малина. (Фенолфталеин)

7. Продукт нагревания каучука с серой. (Резина)

8. Это вещество легко обнаружить с помощью йода, но лучше сварить из него кисель. (Крахмал)

9. Я - газ легчайший и безвредный, неядовитый и бесцветный.
Объединяясь с кислородом, я для питья даю вам воду. (Водород)

10. Вещества, имеющие в своем составе карбоксильную группу. (Карбоновые кислоты)

Команда №4

1. Группа металлов, самых легких и мягких. (Щелочные)

2. Химически активная частица, имеющая неспаренный электрон. (Радикал)

3. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина. (Железо)

4. Название этого химического элемента совпадает с названиями двух млекопитающих животных. (Мышьяк)

5. Какую водку не станет пить даже сильно пьющий человек? (Царскую)

6. Адрес точный, если спросят: 32,16,8. (Кислород)

7. Гость из космоса пришел, в воде приют себе нашел. (Водород)

8. Горизонтальный ряд Периодической системы химических элементов. (Период)

9. Вещество, молекулы которого состоят из атомов металла и кислотного остатка. (Соль)

10. Число атомов водорода в молекуле бензола. (6)

Команда №5

1. Металл, реагент в реакции Вюрца. (Натрий)

2. Ученый, заложивший основы органической химии. (А.М.Бутлеров)

3. В фамилии какого ученого-химика 9 букв, из них четыре о? (М.В.Ломоносов)

4. Эти вещества замедляют скорость химической реакции. (Ингибиторы)

5. Этот химический элемент алхимики назвали желчью бога вулкана. (Сера)

6. Распустила хвост лиса, искалечила леса. (NO2)

7. Неорганическое вещество, в состав которого входит одна или несколько гидроксогрупп. (Основание)

8. Реакция, при которой из двух или нескольких веществ образуется одно более сложное вещество (Соединения)

9. Эту кислоту называют купоросным маслом. (Серную)

10. Таблетки черного цвета, применяемые при отравлениях организма. (Активированный уголь)

Команда №6

1. Ягоды брусники прекрасно сохраняются длительное время и без сахара, т.к. брусника содержит… (Бензойную кислоту).

2. Термическое разложение нефтепродуктов. (Крекинг)

3.Самый легкий металл. (Литий)

4. Элемент, название которого состоит из трех букв. (Йод, бор)

5. Этот металл при обычных условиях находится в жидком состоянии. (Ртуть)

6. Эту воду можно замутить своим дыханием. (Известковую)

7. Автомобильное топливо, получаемое при перегонке нефти. (Бензин)

8. Химическая связь в кристалле цинка. (Металлическая)

9. Этот химический элемент входит в состав вещества, применяемого для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. (Хлор)

10. Медицинское название фенолфталеина. (Пурген)

Команда №7

1. Этот металл – символ солнца, его самый большой самородок весил 112 кг. (Золото)

2. Название объединения в г. Березники Пермского края, занимающееся добычей калийных солей. (Уралкалий)

3. Аллотропное соединение этого неметалла ценится дороже золота. (Алмаз)

4. Реакции между кислотой и спиртом, при которых образуется сложный эфир. (Этерификации)

5. Самый электроотрицательный элемент в Периодической системе. (Фтор)

6. О ней сказано: «Сапоги мои того, пропускают аш–два–о». (Вода)

7. Очень сладкий углевод меда и виноградного сока. (Глюкоза)

8. Я – металл серебристый и легкий и зовусь самолетный металл,
И покрыт я оксидною пленкой, чтоб меня кислород не достал. (Алюминий)

9. Из меня состоит все живое: и графит, антрацит, и алмаз.
Я на улице, в поле и в школе, я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)

10. Гормон поджелудочной кислоты, регулирующий количество сахара в крови. (Инсулин)

Итак, разминка окончена. Узнаем счет от жюри.

Конкурс №3.  Конкурс капитанов

Капитаны на сцену. Возьмите по одной загадке. Прочитайте и обдумайте ответ в течение одной минуты. Я буду зачитывать загадки для каждого капитана, если капитан затрудняется в ответе, ответить может команда. Но за правильный ответ капитану начисляется 2 балла, за правильный ответ команде – 1 балл.

№1. Нахожусь, друзья, везде: в минералах и в воде.
Без меня вы как без рук: нет меня – огонь потух. (Кислород)

№2. Я блестящий, светло-серый, образую хлорофилл.
И меня фотограф первый очень поджигать любил. (Магний)

№3. Я – металл незаменимый, очень многими любимый,
Легкий, электропроводный, а характер переходный. (Алюминий)

№4. Меня любит человек, мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа, очень в сплавах хороша! (Медь)

№5. Хоть составчик мой и сложный, без меня жить невозможно.
Я - отличный растворитель, жажды лучший утолитель,
А разрушите, так сразу два получите вы газа. (Вода)

№6. Я парнишка непростой, если капнешь кислотой,
сразу стану ярко-красным, поменяю цвет я свой.
Если щелочей добавишь, вновь меня ты не узнаешь.
Сразу желтым стану я, назовите-ка меня! (Метилоранж)

№7. Нрав у газа, ох, непрост! Много жизней он унес!
А сейчас нам помогает, от микробов защищает! (Хлор)

Конкурс №4.  «И грянул бой»

Командам дается слово «радикулит». В течение двух минут написать название заболеваний, начинающихся на каждую букву этого слова (например: рахит, ангина, дистрофия, инфаркт миокарда, колит, уретрит, ларингит, инсульт, туберкулез).

Конкурс №5.  «Дело пахнет керосином»

Команды задают друг другу вопросы.

№1. В одежде из какой ткани можно загореть и получить дополнительную дозу витамина Д? (Из ацетатного шелка, т.к. он пропускает ультрафиолетовые лучи)

№2. Самый важный из всех микроэлементов, антиоксидант, который защищает от раковых заболеваний, болезней сердца, токсического воздействия тяжелых металлов, большинства ядов и продлевает жизнь человека. (Селен)

№3. Вещество, о котором говорится в загадке:

Крупинка может жизнь спасти, а килограммы дом снести. (Нитроглицерин)

№4. Вещество, о котором говорится в загадке:

Красив в кристаллах и парах, на людей наводит страх. (Йод)

№5. Какой газ называют «веселящим» и почему он так называется? (Оксид азота(I). При его вдыхании возникает состояние опьянения, притупляется физическая боль, поэтому используется в качестве анестезирующего средства для наркоза во время хирургических операций)

№6. Зачем одна из фирм мелкие игрушки для детей наполняет сульфатом бария? (Если ребенок проглотит такую игрушку, ее легко можно обнаружить с помощью рентгена)

№7. О каком лекарственном растении идет речь? Какое вещество содержится в нем, способное довести до слез, но и лечащее при этом? Растет в затененных местах, оврагах, у дорог, вблизи жилья. Его листья, помещенные в молоко, предохраняют его от скисания. Свежие мясо и рыба, переложенные этим растением, дольше сохраняются. (Крапива, муравьиная кислота)

Конкурс №6. «Химические фантазии»

Продолжи фразу: если на «хлеб промышленности», намазать «купоросное масло», то…(команды предлагают свои варианты ответов, ответ ведущего: ничего не добьешься, потому что и «хлеб промышленности» и «купоросное масло» – это одно и то же – концентрированная серная кислота)

Учитываются юмор, оригинальность.

Конкурс №7.  «Разгадай ребус»

Каждая команда на счет: раз, два, три должна разгадать ребус, в отгадке на который заключен химический элемент.

Конкурс №8.  «Детективы»

Перед вами в пяти пронумерованных пробирках находятся вещества белого цвета, все они имеются у каждого из вас дома. Внимательно посмотрев, как настоящие детективы, определите содержимое каждой пробирки, укажите номер пробирки, вещество и, где это возможно, химическую формулу. На вкус пробовать запрещено!

За правильно указанное вещество команда получит один балл, за правильно записанную формулу – еще один балл. Максимально в этом задании команда может заработать 9-10 баллов. (№1 – синтетическое моющее средство, №2 – сахароза, №3 – крахмал, №4 – мука, №5 – поваренная соль)

Конкурс №9.  «Обвинительная речь»

Составьте и инсценируйте обвинительную речь отца к сыну, в очередной раз получившему по химии «2». В речи должны использоваться только химические термины: названия химических знаков, химических формул, веществ, химических явлений, предметов оборудования химической лаборатории и др. На подготовку дается 5 минут.

Учитывается: оригинальность, эмоциональность, выразительность, продолжительность 1-2 минуты.

Конкурс №10.  «Мелодия на профессиональных инструментах

Каждый человек на своем рабочем месте производит шум. Если этот шум упорядочить, он может превратиться в музыку. Попробуйте на этих профессиональных инструментах студента химического факультета изобразить мелодию русской народной песни «Калинка» и сплясать под нее. Желательно использовать реквизиты: парики, сарафаны, платки и др. Оценивается оригинальность, юмор, участие всей команды.

Конкурс №11.  «Объяснение в любви»

Считается, что любви все возрасты покорны. А когда человек влюблен, он должен признаться в своей любви. Инсценируйте признание в любви к науке химии, с которым обращаются разные люди:

№1. Четырехлетний малыш;

№2. Двенадцатилетний подросток;

№3. Студент института, готовящийся к экзамену по химии;

№4. Директор химического завода;

№5. Домохозяйка;

№6. Семидесятилетний старичок;

№7. Молодая девушка.

Конкурс №12. «Гимнастический этюд»

Художественная гимнастика – один из самых красивых видов спорта. Очень часто гимнасты в своих композициях на ковре используют различные предметы. Сегодня кабинет химии, биологии решил выступить спонсором соревнований по художественной гимнастике. Попробуйте поставить себя на место спортсменов и подготовить гимнастический этюд.

Учитывается: оригинальность, юмор, синхронность выполнения.

Конкурс №13.  «Эмоции в мире животных»

Человек издревле владел искусством подражания. Он копировал повадки животных, и это помогало ему в охоте. Человек не просто повторял шаги, прыжки и голосовые звуки разных живых существ. Он наделял этих существ эмоциями, чувствами, характерами – всем тем, чем обладал сам. В результате изображаемые человеком звери получались более эмоциональными, чем они есть на самом деле. Попробуйте, подобно нашим предкам, изобразить звуковые танцы животных:

№1. встревоженных котов;

№2. восторженных кроликов;

№3. разгневанных поросят;

№4. глухарей;

№5. хмурых орлов;

№6. майских жуков;

№7. муравьев.

Результаты жюри. Оценка своей команде и другим командам.