Эколого-воспитательная работа в ДОУ

Разделы: Экология


Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к жизни. Воспитание у людей с детских лет любви к природе - большая и благородная задача. В её решении важная роль принадлежит педагогам. Чтобы успешно нести эстетическую культуру в жизнь, прививать эстетические навыки и вкусы детей, будущие педагоги должны иметь отчётливое представление о глубоком воспитательном воздействии природы на формирующуюся личность.

Ещё К.Д.Ушинский отмечал, что прекрасный ландшафт оказывает огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать даже влиянию педагога. У преподавателя большое поле деятельности для развития эстетических чувств детей. Везде и всюду следует их учить понимать язык природы, видеть красоту окружающего мира. Однако, было бы ошибкой думать, что цель эстетического воспитания детей - лишь научить их любоваться красотой природы. Необходимо формировать у них творческий, созидательный подход к оценке природы. Ведь и сама природа в её активности, вечном "созидании" способна пробуждать в человеке творческие начала, воодушевлять его на деятельность во имя идеалов добра, гуманизма. Эстетические переживания, связанные с красотой природы, воспитывают любовь к Родине, прививают вкус к прекрасному, стремление к общению с природой, к участию в преобразовании жизни.

Эстетическое воспитание помогает раскрыть перед человеком все богатство природного мира. Чувство природы - важнейший компонент всесторонне развитого человека, строящего совершенное общество. Познание законов гармонии и красоты природы помогают человеку создать прекрасные города, новую, более эффективную технику, не уничтожая при этом красоту природы, а обогащая её.

В течение ряда лет наш ДОУ углубленно работает над формированием у детей экологической культуры. Данная проблема, в первую очередь, отражена в годовых планах: ежегодно одна из основных задач - экологическое воспитание детей - планируется в разных вариантах и сочетаниях, часто с формированием у детей здорового образа жизни и воспитания у детей осознанного отношения к своему здоровью: "Экологическая грамотность - залог выживания человека", "Экологическое образование - потенциал всестороннего развития".

Ежегодно воспитатели всех групп составляют перспективный план по экологическому воспитанию. Все педагоги детского сада углубленно работают по экологическому воспитанию.

Разнообразны формы и методы работы, но четко прослеживается два взаимосвязанных направления:

  • воспитание начальных форм экологической культуры, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;
  • развитие экологического сознания, культуры взрослых (сотрудников ДОУ, родителей).

В своей работе мы используем опыт педагогической науки, разработки, статьи педагогов - практиков. Всю работу по данной проблеме организуем по следующим разделам:

  • познавательное развитие;
  • просветительская работа;
  • практические мероприятия;
  • развлекательные мероприятия.

Раздел "Познавательное развитие" включает в себя мероприятия, в которых дети знакомятся с живой и неживой природой, ролью человека в природе, влияние природы на жизнь человека.

Выявляя знания детей, проводя диагностику, мы выяснили, что у детей есть представления о живой и наживой природе, о бережном отношении ко всему живому. Вначале обучения знания детей оценивались хорошо у 58%, а в конце учебного года уже у 89% детей. Но эти знания необходимо систематизировать и конкретизировать.

Детям младшего возраста показываем и объясняем явления в природе, используя потешки, народные песенки, сказки и т.д. У детей старшего возраста познания природы и понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе достигается в процессе организованного обучения, наблюдений на прогулках, беседах.

Изучаем следующие темы:

-"Человек охраняет природу";

-"Осень";

-"Птицы";

-"Животные";

-"Зима";

-"Рыбы";

-"Растения";

-"Весна";

-"Насекомые".

Изучая каждую тему, дети познают тайны природы путем наблюдений, простейших опытов, дидактических игр. Одновременно привлекаем внимание детей к экологическим проблемам, даем понятия "Что хорошо, а что плохо". Проводим акции в защиту птиц, растений,животных (занятия, беседы,рисование, развлечения, экскурсии): "Праздник птиц", "День малых рек", "День защиты окружающей среды", "День рождения Земли".

Простейшие опыты с воздухом, водой,светом.теплом, проводимые совместно с детьми, показывают, как они зависят друг от друга.

Раздел "Просветительская работа" включает организацию различных выставок, оформление тематических альбомов в помощь взрослым.

Важной задачей мы считаем ознакомление с природой местного края. В альбомах "Мой родной Азнакай", "Полезные ископаемые нашего края" сосредоточены ценные материалы о природе родного края, её богатствах.

Все полученные знания и умения детей закрепляются в практической части. Немаловажную роль в формировании экологической культуры и экологического сознания играет непосредственная погруженность детей в мир природы, окружающий их с малого возраста. Эту задачу можно решить при наблюдениях, экскурсиях. На территории нашего детского сада имеется фруктовый сад, где дети с ранней весны до поздней осени наблюдают за развитием, созреванием плодов, круговоротом листьев, помогают взрослым в ухаживании за деревьями, лакомятся плодами и пьют витаминные компоты. Разводим огород, с весны до поздней осени клумбы утопают в буйстве цветов. Зимой дети вместе с родителями мастерят кормушки, подкармливают птиц. На недели "Здоровья", которые проводятся в нашем детском саду регулярно, дети пьют отвары, морсы, приготовленные из лекарственных трав, которые они заготавливают вместе со взрослыми.

Недалеко от детского сада разбит парк, куда мы вместе с детьми ходим на экскурсии круглый год. Дети имеют возможность наблюдать за изменениями в природе на примере знакомых им деревьев, кустарников. Любимая полянка выглядит великолепно и под снегом, и под опавшей листвой, а как обновляется старый парк весной, когда чуть заметные листочки создают впечатление, будто березки хрустальные! Летом дети слушают пение птиц.

К празднику малых рек организуем экскурсии на гору Чатыр - тау. Дети с изумлением и восхищением любовались красотой своего города и его окрестностей с самой высокой точки Татарстана, познакомились с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Азнакаевского района.

На развлекательных мероприятиях по экологии дети живо, ярко, эмоционально отражают свои знания и умения в играх, различных представлениях, праздниках: "Осень - очей очарованье", "Праздник птиц", "С днем рождения тебя, Земля!", "Лес как экологическая система", "Поет зима, аукает", "Отговорила роща золотая....." и другие.

В 2005году в нашем ДОУ открыта экологическая комната. Она является центром экологического воспитания детей - дошкольников Азнакаевского района. На базе нашего детского сада организуются районные семинары для всех педагогов детских садов. Экологическая комната снабжена всем необходимым оборудованием для детского труда и экспериментирования. С помощью экологической инспекции Азнакаевского района мы смогли создать условия для работы педагогов.

Викторина для детей подготовительной к школе группы "Знатоки природы "

У центральной стены стоят столики, на каждом из которых - игрушка (матрешка, елочка, неваляшка и т.д.). У ведущего на подносе приготовлены картинки, разрезанные на 4части, на которых изображены эти игрушки. Дети, входят в зал, берут четвертую часть картинки, определяют что нарисовано на ней, ищут стол с аналогичной игрушкой. Таким образом они находят свои места за столиками и складывают из частей картинку (Игра "Собери картинку").

Ведущий: Дорогие дети, дорогие взрослые сегодня мы собрались в клубе любителей природы. Сегодня мы все птицы.

Светлее небо, тает снег...
Мы вам расскажем о весне:
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки бегут, звенят.
И хочется, конечно, нам
Пустить кораблик по волнам.
И так, начнем мы все сейчас
Наш удивительный рассказ.

1-й ребенок

Снова к маю прилетели
Соловьи из-за морей
На земле от звонких трелей
Сразу стало веселей.

2-й ребенок

Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

3-й ребенок

Оживает вся природа
Пенье птиц то там,то тут
Розовато- белым цветом
Всюду яблоки цветут

4-й ребенок

В небе синем, в небе чистом
Облака как нежный пух
На ветвях цветов душистых
Море пенится вокруг

5-й ребенок

Сколько звуков, сколько пенья
В этот майский день весений
Вторя песням соловья
Здесь споем и ты, и я

Дети исполняют "Майскую песенку"

Ведущий:

Сегодня к нам придут гости:Дюймовочка, Ласточка, Ландыш (дети одетые в костюмы). Они приготовили для нас вопросы, загадки, занимательные аттракционы. А вот и они! Рассаживайтесь, дорогие гости. Сейчас я расскажу о правилах игры.

Если ребенок готов ответить на вопрос, он поднимет руку. За правильный ответ команда получает какой-либо предмет. Для подсчета очков используется мелкий дидактический материал: грибочки,

елочки и т.д. Команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем. Если ответ не правильный на помощь детям могут прийти родители. Очко засчитывается команде членом который является ребенок взрослого, давшего правильный ответ.

Ведущий:

Дюймовочка, ты летала с ласточкой в теплые края, видела много интересного, и, наверное, твой вопрос будет интересным ребятам.

Дюймовочка (показывает картинку)

Солнце светит, снег в низинке
Вот грибы лежат в корзинке
Вовы, Тани и Маринки
Все ли верно на картинке?

На картинке нарисованы желтые листья, грибы, снег, попугай. Детям нужно сказать что лишнее на картинке, изображающей весенний лес.

Ведущий:

Идет весна, птицы возвращаются из теплых краев. Мы хотим помочь им быстрее обжиться дома. Но для этого нужно знать, в каких домиках живут разные птицы.

Вносят скворечник, гнездышко, ласточкино гнездо, дупло. Проводится игра "Кто в домике живет".

1-я птица Ласточка

Летели мы через моря,
Летели через горы
И все мечтали, скоро, ах очень
Скоро будет луч,
И скоро будет речка
"Лети, лети скорей, дружок ",
Стучало мне сердечко.

2-я птица

А холод силы забирал
И солнце словно печка
"Лети, лети скорей дружок",
Стучало мне сердечко.

3-я птица

И вот награда - дома мы
Друзья ждут у порога
И даже домиков для нас
Готово много - много.

4-я птица

Мы быстро домик обживем
И в миг уют там наведем
Мы будем очень вас любить
И песней звонкою будить.

Проводится игра "Займи домик"

Ландыш:

Ребята, а вы не забыли, как называются птицы, которые живут в наших лесах? Сейчас проверю (загадывает загадки)

Он соло пел среди ветвей
Певца называли::: (соловей)

У дупла листок пришпилен
А живет там дядя::(филин)

Прячьтесь, куры! В небе ясном
Черной тенью кружит::(ястреб)

Кто на елке на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку:..(кукушка)

Всех прилетных птиц черней
Чистит пашню от червей
Зад - вперед по пашне вскачь
А зовется птица........(грач)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном......(дятел)

Проводится конкурс "Узнай птиц по голосу". Дети слушают магнитофонную запись - пение птиц в лесу.

Ведущий:

Ребята, а вы можете сказать, кто учит птиц петь? Сейчас мы с вами попадем в необычную школу. Разыгрывается сценка "Филин и ученики"

Филин:

Чтобы голос ваш звучал
Радостно и звонко
Вы пропойте динь-ди-линь
Весело и тонко.

Трое детей играют на металлофоне на одной пластинке и поют: Динь-ди-линь, дин-ди-линь. Филин благодарит их, подходит к группе детей с маракасами.

Филин:

Ты в лесной тиши послушай
Шум листвы и ветерка
Нежный он и очень тихий
Словно крылья мотылька.

Дети отмечают ритмический рисунок на маракасах. Филин хвалит их, подходит к группе детей с барабанами.

Филин:

Барабанный звонкий стук
Раздается: тук-тук-тук
Мы его сейчас повторим
И с природою поспорим.

Дети отмечают ритм на барабане.

Филин:

А теперь сыграем все вместе. Оркестр исполняет любую мелодию.

Филин:

Птичий хор готов. И песня называется "Птичий хор".

Ведущий:

Сегодня мы встретили вернувшихся с юга птиц, послушаем, как они поют, полюбовались их нарядом, помогли им расселиться в домики. Я вижу, что вы добрые друзья птицам и никогда не обидите их. Завтра когда вы проснетесь, снова услышите, как они поют. И пусть так будет вечно.......

Беседа о воде.

(старшая группа)

Программное содержание:

Рассказать о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода, о разнообразии воды. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Уточнить и расширять знания о характерных признаках зимы. Воспитывать способность получать наслаждение от красоты природы, развивать фантазию и творческие способности.

Материал:

Термос с водой, зеркальце, полумаски, магнитофонная запись "Малыш у моря"

Ход занятия

Дети, скажите какое сейчас время года? (Зима)

А что характерно для зимы? (ответы детей)

Правильно, все вокруг покрыто белым, пушистым снежным покрывалом. Еще вчера шел дождь, а сегодня все волшебно изменилось. В теплую погоду из туч идет что? (Дождь)

А в морозную погоду выпадает что? (Снег)

А сейчас Оля загадает загадку:

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой
Коль поймаешь на ладонь.....(Снег)

Итак дети: Снег защищает посевы от вымерзания. Весной снег от тепла тает и превращается в воду. Снеговая вода впитывается в землю. Если зимой выпадает много снега, то весной в земле достаточно воды. В такие годы растения хорошо растут и приносят большой урожай. А вы знаете откуда и как появляется снег? (ответы детей)

Правильно, сначала из водяного пара в облаках образуются льдинки в виде иголочек, затем иголочки смерзаются друг с другом и образуют снежинки. Чаще всего снежинки имеют красивую форму звездочек.

Однажды девочка Лена долго любовалась снежинками по дороге в детский сад. Она решила порадовать детей с воспитателем - поймала снежинки на рукавичку и принесла в группу. Но вместо снежинок на рукавичке оказалась что? (капельки воды).

Дети, скажите где можно найти воду в природе? (реки,озера,моря,пруды,океаны). Всегда ли вода в природе бывает одинаковой? (нет). Правильно.

Вода умеет принимать разные формы - она то дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твердый лёд.

А сейчас мы с вами посмотрим ещё одно состояние воды. Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло. На нем выступят капельки воды, показать их детям. Выяснить что пар - тоже вода.

Итак дети, вода с полей, рек, озер испаряется в виде пара поднимается вверх. Высоко над землей пар охлаждается и из него образуются облака и тучи. Из туч капли дождя, снег падает на землю.

С земли вода снова испаряется, получается круговорот воды.

Дети, подумайте, откуда берется вода в кране. Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течет и течет, не кончается. В кране вода это из рек, из подземного озера. А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большая её часть составляет моря и океаны. Как вы думаете какая там вода? (соленая вода). Сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы например берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную. Значит воду надо беречь. Человек не может пить соленую воду, а её то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

Ведь без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды - всего три дня. К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. Дети, а что вы можете сказать о воде? (Вода - самая необходимая, самая красивая и волшебная. Она может брызгаться, плескаться, капать, течь, бежать, мыть, стучать, переливаться, прыгать, бушевать). Молодцы.

А сейчас я прочту стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит
Паром чайника кипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

Затем проводится подвижная игра "Ходят капельки по кругу".

Диагностика экологических знаний детей второй младшей группы

1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких).

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида).

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме.

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву.

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья.

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (2 вида садовых цветов).

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида).

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида).

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года.

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону.

Оценка знаний:

1 балл - ребёнок не ответил.

2 балла - ребёнок ответил с помощью воспитателя.

3 балла - ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

15 - 22 баллов - низкий уровень.

23 - 35 - средний уровень.

36 - 45 - высокий уровень.

Диагностика экологических знаний детей средней группы

1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних).

2. Какие животные домашние, какие дикие, назови.

3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?

4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида).

5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?

6. Назови и покажи домашних птиц.

7. Расскажи, как выросла птичка?

8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме.

9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке.

10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)

11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.

12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида).

13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида).

14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида).

15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (3-4).

16. Определи, какие растения надо полить?

17. Что нужно, чтобы растение росло?

18. Что произойдёт, если растение не поливать?

19. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке).

Критерии оценки ответов:

1 балл - если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.

2 балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.

3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Подсчёт результатов:

15 - 22 баллов - низкий уровень

23 - 35 - средний уровень

36 - 45 - высокий уровень

Диагностика экологических знаний детей старшей группы

1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких).

2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5).

3. Назови признаки, отличающие птиц от животных.

4. Назови зимующих птиц (3-4).

5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)

6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?

7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?

8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида).

9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (5-6).

11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?

12. Назови и покажи части растений.

13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов).

14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?

15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

16. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?

17. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.

Критерии оценки ответов:

1 балл - если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.

2 балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.

3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Подсчёт результатов:

19-26 баллов - низкий уровень.

27 - 42 - средний уровень.

43 -57 - высокий уровень.

Диагностика экологических знаний детей в подготовительной группе

1. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Что необходимо, чтобы рыбки себя хорошо чувствовали?

2. Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом, от 6 и более)

3. Какие условия необходимы для комнатных растений?

4. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (5 и более видов).

5. Расскажи о птицах, которые  залетают на наш участок зимой? Как этих птиц назвать одним словом? (5 и более видов)

6. А ещё каких птиц ты знаешь кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (5 и более видов)

7. Расскажи, что делают в зимнее время ёж, лиса, лось, белка.

8. Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?

9. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка).

10. Что такое лес? Расскажи, что ты знаешь о нём? (растения, животные)

11. Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила)

12. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (например, лесные растения помещены в воду и т.д.) расскажи, что напутал художник?

13. Назови и покажи животных на картинке (более 8 диких и домашних).

14. Назови и покажи птиц на картинке (более 8).

Критерии оценки ответов: 

1 балл - если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.

2 балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.

3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Подсчёт результатов:

17 - 24 - низкий уровень

25 - 39 - средний уровень

40 -51 - высокий уровень

Желаем удачи!