Тема: Cказочные герои в искусстве.
Имя: сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.
Цель:
- Создать атмосферу радости и выяснить какую роль играет сказка в жизни человека, раскрыть разнообразную жизнь сказочных героев в музыке.
- Пробуждать интерес к русской классической музыке и живописному искусству.
- Познакомить детей с инструментальной музыкой М.П.Мусоргского, выяснить какие сказочные герои волновали композитора, и как в разных “музыкальных красках” отражается личностное отношение композитора к персонажам.
- Углубить представления учащихся об исторических фактах “рождение” Бабы – Яги и Гнома.
- Совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.
- Развивать ладо-тональный, тембровый слух, музыкальную память.
- Развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в плане исполнения.
Оборудование:
Нотный материал, кассеты и диски с аудио и видео записями деятелей искусства, изображения сказочных персонажей, графические изображения музыкального произведения, энциклопедии и справочники.
Место проведения: гимназия.
I. Организационный момент.
Звучит песня В.Шаинского “В мире много сказок”.
- Как загорелись ваши глаза, когда вы увидели тему нашего урока. Кто же не любит сказку?
Дети: Сказку любят все!
- Нужна ли сказка со своими удивительными героями и причудливым миром сегодня современному человеку? Давайте подумаем сегодня на уроке над этим вопросом.
Оказывается, нет ни одного деятеля искусства будь то художника , композитора или литератора, который бы ни обращался к сказочным сюжетам и отдельным её героям. Сегодня мы “увидим” как же ведут себя сказочные герои в искусстве, какой они живут жизнью. А поможет нам песня из к\ф “Маленький Мук” Дорога добра…
II. Изучение нового материала.
Вокально-хоровая работа над песней.
Мы познакомимся с известным произведением М. П. Мусоргского сюитой
Слинько О.Н. 218-108-780
“Картинки с выставки”. Показ портрета.
- Найдите правильное определение сюиты.
(Дети выбирают из нескольких определений правильное).
Дети: Сюита (фр. Буквенный ряд, последование, чередование) - инструментальное произведение, состоящее из ряда контрастирующих друг к другу частей, не связанных между собой жесткой зависимостью, что допускает исполнение их как самостоятельных пьес.
- Это произведение композитор написал под впечатлением от выставки близкого друга – Виктора Гартмана.
Художник был человеком весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совсем неожиданно он умер ещё молодым, в возрасте 39-ти лет.
Чтобы почтить память художника, В. В. Стасов вместе с председателем Общества архитекторов Созюром в феврале 1874 года организовал выставку художника. Были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций к русским операм и наброски.
Модест Петрович не раз обошёл выставку. Всматриваясь в картины друга, он захотел запечатлеть его “картинки” в музыке.
Из множества экспонатов композитор отобрал всего десять. Если схематически изобразить это произведение, то получится вот что:
- Открывает цикл своеобразный пролог – вступление.
Слушание “Прогулка”
- “Прогулка” (по замыслу композитора под такую музыку посетитель переходит от одной картины к другой).
- Далее следует:
Дети: “Гном”, “Старый замок”, “Тюильрейский сад”, “Быдло”, “Балет невылупившихся птенцов”, Два еврея”, “Лиможский рынок”, “Катакомбы”, “Избушка на курьих ножках. Баба-яга”, “Богатырские ворота в стольном городе Киеве”.
- Какие сказочные персонажи присутствуют в сюите?
Дети: “Гном и “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга”.
- На них мы и остановимся.
- Кто ж такой гном?
Ответы детей.
- Каков гном по характеру? Что он делает?
Слушание “Гном”.
Дети: Сквозь хромающую походку и угловатые прыжки фантастического уродца неожиданно проглядывает глубокое страдание - уже не сказочное, а живое, человеческое .
- Что ещё вы услышали в музыке?
Слышны интонации щемящей тоски, боли, одиночества. Кроме того, в музыке слышны причудливые ритмы и скачки, уступающие место нисходящим движениям аккордов.
- А как графически можно изобразить мелодию картинки?
Дети изображают:
- Похож ли гном М.П.Мусоргского на гномика Васю из мультипликационного фильма “Про гномика Васю”?
Ответы детей.
- Какой из изображенных “ гномов ” больше всего схож с гномом из “ Картинок с выставки”.
Ответы детей.
- Почему из множества сказочных персонажей Модест Петрович отдаёт предпочтение именно гному?
Дети: потому что несмотря на внешнюю некрасивость этот человечек переживает те же чувства что и настоящий человек . Это печаль и радость, горе и счастье, тоску и веселье.
- Музыкальная картина “Гном” М. П. Мусоргского уже не простая иллюстрация картины В. Гартмана, это значительное развитие и углубление образа, о котором в своей короткой пьесе композитор успел сказать многое.
- Следующее произведение Виктора Александровича Гартмана понравившиеся композитору, это эскиз часов , на котором художник изобразил домик лесной колдунь, композитор сделал домик обитаемым.
Слушание “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга”.
- Какой вы себе представляете Бабу-Ягу?
Ответы детей.
- Композитор хорошо представлял себе облик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в онучах, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалёванном лице. Колдунья быстро семенила ногами, разметая дорогу взмахами громадной метлы. Такой - смешной и страшной - изобразил её композитор. Его Баба-Яга – настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения.
- А как вы думаете зачем композитору понадобилось переодеться в костюм Бабы-Яги?
Дети: Чтобы познать её характер, нрав, настроение, то есть внутреннюю сущность. Для того чтобы ярко, достоверно и правдиво передать музыкальный образ колдуньи
- Да, не сделав бы этого вряд ли бы мы поверили композитору, что это Баба-Яга, а не какой- либо другой персонаж.
- Какие музыкальные краски использовал композитор чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги?
Дети: регистровые, динамические, темповые, мелодические.
- А знаете ли вы что “Баба-Яга” один из молодых героев русских сказок. Этот персонаж появился только в 17 веке, когда Ермак покинул Сибирь. У языческих народов Сибири и Алтая главное божество носило имя Баба-Яхха. Её идол делали в виде пожилой женщины с горбом и косматыми волосами, сажали в ступу и ставили в избушке на курьих ногах в непроходимых местах тайги. В жертву приносили различных животных, как диких так и домашних, а если в тайге пропадал человек, то говорили что его съела Баба-Яхха. На русичей идолы произвели ужасающее впечатление, что и было, затем перенесено в сказки. Таким образом языческая богиня стала прототипом Бабы-Яги из русских народных сказок. Но в сказках Баба-Яга всегда напоит, накормит, спать уложить, подарит волшебный клубочек и укажет Ивану-царевичу на кощееву смерть. В русских сказках колдунья страшна только на первый взгляд, а на самом деле она всегда помогает главным героям. - А какую мы знаем песню, перекликающуюся с домиком Виктора Гартмана?
Дети: “ Ходики с кукушкой”. П. Синявского.
- Помните, что каждый куплет мы поём с разной интонацией.
Дети исполняют песню.
III. Заключение урока.
- Сегодня с нами говорили деятели разных видов искусств, выражая своё отношение к волшебному, фантастическому миру. Давайте вспомним эти произведения.
Ответы детей.
- Так почему же столько много внимания уделяется сказочным героям в искусстве. Нужна ли сегодня сказка современному человеку?
Дети: сказки сами по себе очень жизненны, а сказочная музыка изобразительное искусство и литература так живописны, что они заключают в себе все представления о волшебном и таинственном. Сказки очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд.
- Да, сказка - воплощённая мечта человека о прекрасном, чего не хватает в реальной жизни!
- Домашнее задание: придумайте эскизы костюмов Гнома и Бабы - Яги.
Выставление оценок.