Цель: | Показать учащимся значение символов Российской Федерации как атрибутов государственной власти и суверенитета. |
Задачи: | 1. Раскрыть смысл герба, гимна, флага
Российской Федерации. 2. Учить правильно строить предложения, использовать языковые средства в речевых ситуациях. 3. Формировать навыки работы на компьютере. 4. Развивать внимание, память; речевую культуру; умение работать самостоятельно и коллективно. 5. Воспитывать у учащихся интерес к историческим событиям, любовь к Родине, гордость за своё государство. 6. Соблюдать здоровьесберегающие технологии. |
Методы обучения: | Индивидуальные и групповые методы; работа в группе, работа в паре; демонстрационный метод; информационный и коммуникационный методы. |
Оборудование: | Учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши, мультимедийный проектор, компьютеры, раздаточный материал (текст гимна, изображение герба). |
Ход урока
Этапы урока |
Содержание урока |
I. Организация урока. II. Изучение нового материала. 1. Введение в проблемную ситуацию. 2. Объяснение нового материала с помощью мультимедийных средств. а) прослушивание рассказа б) рассказ учителя с демонстрацией слайдов в) работа со словарём, в тетрадях г) демонстрация слайдов Физминутка 3. Работа учащихся с компьютером. а) работа в группах б) демонстрация слайдов 4. Работа с учебником. а) чтение стихотворения б) работа с вопросами по стихотворению III. Закрепление. 1. Работа в паре на компьютере. 2. Индивидуальная работа с раздаточным материалом. 3. Работа с тестом при помощи мультимедийного проектора. IV. Итог урока. V. Домашнее задание. |
Урок проходит в кабинете
информационных технологий. Учащиеся садятся за компьютеры по двое. Компьютеры включены. На парте: учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши. 1. Прослушивание гимна РФ. (Текст гимна на слайде; дети слушают стоя, подпевают). 2. Учитель: Чему будет посвящена тема урока? Ученик: Тема урока будет посвящена гимну РФ. Учитель: Тема урока посвящена не только гимну, а всем государственным символам Российской федерации: гербу, флагу и гимну. Итак, тема урока: Символика России. (Тема урока на слайде). Откроем тетради, запишем число, тему урока. - У каждого государства есть свои символы, которые отличают одно государство от другого, отражают его независимость. На уроке мы с вами должны выяснить значение символов РФ как атрибутов государственной власти и суверенитета. А для этого мы совершим путешествие в разные исторические времена и проследим историю возникновения государственных символов. 1. Учитель: Представьте себе. Что на машине времени мы перенеслись в 15 век. В это время на Руси правил Великий князь Иван III, который впервые использовал изображение двуглавого орла для государственного герба. Показ слайда с рассказом об Иване III с звуковым сопровождением, с изображением герба Руси и герба Москвы. Рассказ: "Великий князь Иван III (1440 - 1505 гг.) продолжил собирание земель вокруг Москвы, добился полного освобождения от иноземного ига. С его именем связывают появление новых государственных символов Российского государства. С 18 века из книги в книгу переходила версия происхождения государственного герба. Великий князь, женившись на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, заимствовал герб некогда славной Византийской империи - двуглавого орла, соединив его с московским - всадником. Двуглавый орёл потребовался Ивану III в последнее десятилетие 15 века не случайно. К этому времени двухголовая птица украшала печати сильнейших монархов Европы - императоров Священной Римской империи". Учитель: Раньше на Руси существовали эмблемы - личные знаки князей в виде печатей. Особенно были распространены эмблемы с изображением всадника, поражающего копьём дракона - сегодня это герб г. Москвы. Да, сегодня мы эти эмблемы называем гербами. А что такое герб? - Давайте откроем словарь учебника на стр.133 и найдём определение герба. - Прочитаем определение. (Учащиеся читают определение вслух). - Запишите определение герба себе в тетрадь. - Вы уже знаете, что именно Иван III ввёл в изображение герба двуглавого орла. В 18 веке на двухголовой птице стали изображать гербы городов, а между головами - царскую корону, а в лапах двуглавыё орёл держал скипетр и державу - символы государственной власти. Во времена Петра I императорский чёрный орёл изображался на золотом фоне. Во времена советской власти герб изображался в виде переплетённых колосьев пшеницы с серпом и молотом, как символов труда. В современное время с образованием демократического государства РФ снова стал использоваться герб с изображением двуглавого орла с коронами на каждой голове и между ними, с щитом на груди, также в лапах остались скипетр и держава. Учащиеся включают экран компьютера. - Ребята, перед вами изображения герба Российской империи и Российской Федерации. Сравните их и найдите отличия. (Учащиеся находят отличия).
Учитель: Мы с вами возвращаем в 18 век, во времена правления Петра I. Именно с этого времени пошла традиция трёхцветного флага - другого символа государства. Когда-то флаги на поле боя указывали местонахождение военачальника или отдельного полка. Самые древние флаги славян, вероятно, были красными, что означало воинственность, зов на битву. Современный флаг легко узнать среди других - это три полосы: белый, синий, красный цвет. (Показ различных флагов на слайде). - Каждый цвет флага имеет своё значение, и вы сейчас узнаете, что означает каждый из них. Объединитесь в три группы. I группа найдёт значение белого цвета, II группа - синего, III группа - красного. Чтобы это сделать, нужно на компьютере с изображением флага направить курсор на необходимый вам цвет и щёлкнуть мышкой. Перед вами появится текст, который вы прочитаете. (Учащиеся выполняют действия с компьютером). Учитель: Что же означает белый цвет флага? (Ответ учащихся первой группы). - Что означает синий цвет флага? (Ответ учащихся второй группы). - Что означает красный цвет флага? (Ответ учащихся третьей группы). Учитель: А вы знаете, что в России существует теперь официальный День государственного флага, который отмечается 22 августа. Флаг РФ как один из символов независимости вывешивается на всех административных зданиях и культурных объектах. Учащиеся выключают экран компьютера. Учитель: А мы с вами возвращаемся в 19 век. В это время в России был написан первый государственный гимн. Гимн - один из самых древних вокальных жанров. Это хоровая песня строгого и торжественного характера. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь исторических событий. Первый российский гимн был написан на английскую мелодию поэтом В.А. Жуковским и назывался он "Молитва русских". После 1917 года гимном нашей страны был Интернационал. Его музыка была написана во Франции Пьером Дегейтером. - После Великой Отечественной войны появился гимн, написанный С.В.Михалковым на музыку А.В.Александрова. - А в 2001 году был утверждён обновлённый вариант гимна с музыкой А.В.Александрова и новым текстом С.В.Михалкова. (Показ слайдов с изображением основных дат появления гимнов и их авторов). Учитель: Ребята, откроем учебник на стр.101. Здесь приводится пример одного из гимнов о Родине Фёдора Сологуба. Прочитаем его. (Учащиеся читают вслух). Учитель: Подумайте, что хотел сказать автор этих строк? - Какие чувства у вас вызывают строки гимна о Родине? - Как часто вы прослушиваете гимн России? - На каких мероприятиях в школе вы можете прослушать гимн? (Ответы учащихся). Учащиеся снова включают экран компьютера. Учитель: Чтобы вернуться из прошлых веков в настоящее время, нам с вами нужно выполнить несколько заданий. - Большинство из вас знают слова гимна РФ. Я сейчас это проверю. На экране компьютера текст гимна, но с пропущенными словами. Вставьте слова в текст, работая в паре. (Проверка задания: опрос нескольких пар). Выключение экрана компьютера. Учитель: Я раздаю каждому отпечатанную заготовку с изображением герба РФ. Как видите, в изображении отсутствуют некоторые элементы. Дорисуйте их. (Проверка недостающих элементов). Учитель: Выполним тест на повторение. (На экране проектора задание теста. Правильные ответы сопровождаются звуковым сопровождением). 1. Автор музыки современного гимна - это а) А.В.Александров б) С.В.Михалков в) В.А.Жуковский 2. Датой государственного Дня флага РФ является а) 21 августа б) 12 июня в) 22 августа 3. Традиция трёхцветного флага пошла от а) Ивана III б) Петра I в) президента В.В.Путина 4.К символам власти монарха относятся а) корона б) щит в) скипетр и держава 5. На гербе Самарской области изображено а) всадник с копьём б) волк в) коза Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, с историей каких символов мы познакомились? - Какое значение имеют данные символы для государства? - Какое значение имеют государственные символы для вас? Учитель: Итак, флаг, герб, гимн - это символы, которые означают независимость нашего государства, отражают его историю. Учитель: Я предлагаю вам дома выполнить интересное задание: нарисовать свой личный герб, который может отражать ваши достоинства, интересы, увлечения. А поможет вам в этом задание в учебнике № 3. на стр. 102. В нём перечинены значения цветов, деревьев, животных, птиц, формы гербов. Вы можете выбрать то, вам больше соответствует. -Урок окончен. До свидания! |