Цели урока:
Образовательные:
- Ознакомить с новым звуком и буквой.
- Формировать навык чтения.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Развивать познавательную активность, логическое мышление, воображение и речь.
- Формировать общеучебные умения и навыки: продолжить работу по формированию умения давать характеристику звука, выделять корень слова.
Воспитательные цели:
- Воспитывать доброту, сочувствие.
- Учить совместной работе.
- Учить оценивать результаты своей работы.
На уроке формируется познавательная, информационная, социальная, поликультурная компетентность.
Ход урока
I. Вход в урок.
Интеллектуальная разминка.
(На доске все изученные буквы.)
Буквы очень торопились,
На пороге в кучу сбились.
Просят буквы: "Помогите!
По местам нас разведите."
(3 человека у доски расставляют буквы в схемы-человечки.)
-Почему именно так вы расположили буквы?
-Почему обули согласные в разные ботиночки.
II. Основная часть.
1) -Сегодня мы познакомимся ещё с одной буквой. Это очень серьёзная буква.
Игра "Доскажи словечко".
Сегодня всё ликует.
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные: (шары).Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно: (шишек).
-Что общего вы услышали в звучании этих слов?
(Звук [Ш].)
-Произнесите его. Послушайте.
-Что или кто может издавать такой звук?
(Змея, сухие листья, вода в кране, бумага, кошка.)
-Произнесите ещё раз этот звук и подумайте, что о нём можно рассказать.
(Согласный, глухой, твёрдый.)
-А обозначается он буквой "Ш".
Погляди на букву "Ш".
Очень буква хороша!
-На что похожа буква "Ш"?
Шура сено ворошил, в сене вилы позабыл.
-Откройте эту букву на ленте. Почему именно здесь располагается эта буква?
2) Динамическая пауза
Если услышите звук [Ш] в начале слова - хлопайте.
Если в середине - топайте.
Если в конце - шипите.
-Школа, Маша, душ, сушка, шум, каша, малыш.
3) Азбука, стр. 4.
Озвучиваем картинки.
Составляем схемы слов шалаш, шуруп в учебнике. По одному у доски.
-Что общего у всех согласных звуков в этих словах?
(Они твёрдые.)
4) Физ. минутка.
Ша, ша, ша - мама моет малыша.
Шу, шу, шу - я тебе письмо пишу.
Ши, ши, ши - у меня карандаши.
5) Азбука стр. 4.
Первый столбик прочитать шёпотом.
-Чем похожи слоги?
-Прочитать слова отличающиеся одной буквой.
Второй столбик.
-Найдите похожие слова.
Третий столбик.
-Найти слово, обозначающее фрукт, насекомое, булочку без начинки.
Четвёртый столбик.
-Прочитать 2 слова отличающиеся только первой буквой.
-Что такое крошка?
-Что такое окрошка?
-Можно ли назвать эти слова однокоренными?
-Можно ли назвать однокоренными следующие 2 слова? Почему?
Пятый столбик.
-Прочитайте шёпотом.
-Что можно сказать об этих словах? Назовите корень.
-Объясните значения слова шут и шутник.
-Прочитайте слова обозначающие предметы. Какое слово осталось? Что оно обозначает?
-Составьте предложение с одним из этих слов.
Оставшиеся столбики соседи по парте читают друг другу по очереди.
-Кому было трудно?
6) -Кто изображён внизу стр. 4?
-Прочитайте заглавие.
-О ком мы будем читать текст?
-Прочитайте текст шёпотом.
-Верно ли наше предположение?
Читаем по цепочке текст.
-Почему клоун Паша шутник?
-Можно ли сделать из ромашек окрошку?
7) -Сегодня мы познакомимся ещё с одним текстом. Это рассказ Виктора Драгунского. Кто может прочитать заглавие?
Инсценировка рассказа В. Драгунского "Заколдованная буква".
-Кому понравился рассказ?
-Дениска - сын в Драгунского. О нём написано 30 рассказов. Они собраны в книгу, которая называется "Денискины рассказы".
III. Составление проекта.
-Почему во двор привезли ёлку? Скоро новый год и по всей стране будут наряжать ёлки. Сегодня мы с вами тоже нарядим ёлочку. Но игрушки на ней будут особенные. В их названиях обязательно должен присутствовать звук [Ш].
-Поищите такие игрушки в своих конвертах.
-Прикрепите их на ёлку. (На доске - нарисованная ёлка.)
-Кому понравилась наша ёлочка? Мы сегодня создали наш первый коллективный проект.
IV. Итог урока.
-Кому понравился наш урок? Что нового вы узнали? Почему букву "Ш" я назвала очень "серьёзной" буквой?