Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [ш]. Буква Ш"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • Ознакомить с новым звуком и буквой.
  • Формировать навык чтения.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать познавательную активность, логическое мышление, воображение и речь.
  • Формировать общеучебные умения и навыки: продолжить работу по формированию умения давать характеристику звука, выделять корень слова.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать доброту, сочувствие.
  • Учить совместной работе.
  • Учить оценивать результаты своей работы.

На уроке формируется познавательная, информационная, социальная, поликультурная компетентность.

Ход урока

I. Вход в урок.

Интеллектуальная разминка.

(На доске все изученные буквы.)

Буквы очень торопились,
На пороге в кучу сбились.
Просят буквы: "Помогите!
По местам нас разведите."

(3 человека у доски расставляют буквы в схемы-человечки.)

-Почему именно так вы расположили буквы?

-Почему обули согласные в разные ботиночки.

II. Основная часть.

1) -Сегодня мы познакомимся ещё с одной буквой. Это очень серьёзная буква.

Игра "Доскажи словечко".

Сегодня всё ликует.
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные: (шары).

Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно: (шишек).

-Что общего вы услышали в звучании этих слов?

(Звук [Ш].)

-Произнесите его. Послушайте.

-Что или кто может издавать такой звук?

(Змея, сухие листья, вода в кране, бумага, кошка.)

-Произнесите ещё раз этот звук и подумайте, что о нём можно рассказать.

(Согласный, глухой, твёрдый.)

-А обозначается он буквой "Ш".

Погляди на букву "Ш".
Очень буква хороша!

-На что похожа буква "Ш"?

Шура сено ворошил, в сене вилы позабыл.

-Откройте эту букву на ленте. Почему именно здесь располагается эта буква?

2) Динамическая пауза

Если услышите звук [Ш] в начале слова - хлопайте.

Если в середине - топайте.

Если в конце - шипите.

-Школа, Маша, душ, сушка, шум, каша, малыш.

3) Азбука, стр. 4.

Озвучиваем картинки.

Составляем схемы слов шалаш, шуруп в учебнике. По одному у доски.

-Что общего у всех согласных звуков в этих словах?

(Они твёрдые.)

4) Физ. минутка.

Ша, ша, ша - мама моет малыша.
Шу, шу, шу - я тебе письмо пишу.
Ши, ши, ши - у меня карандаши.

5) Азбука стр. 4.

Первый столбик прочитать шёпотом.

-Чем похожи слоги?

-Прочитать слова отличающиеся одной буквой.

Второй столбик.

-Найдите похожие слова.

Третий столбик.

-Найти слово, обозначающее фрукт, насекомое, булочку без начинки.

Четвёртый столбик.

-Прочитать 2 слова отличающиеся только первой буквой.

-Что такое крошка?

-Что такое окрошка?

-Можно ли назвать эти слова однокоренными?

-Можно ли назвать однокоренными следующие 2 слова? Почему?

Пятый столбик.

-Прочитайте шёпотом.

-Что можно сказать об этих словах? Назовите корень.

-Объясните значения слова шут и шутник.

-Прочитайте слова обозначающие предметы. Какое слово осталось? Что оно обозначает?

-Составьте предложение с одним из этих слов.

Оставшиеся столбики соседи по парте читают друг другу по очереди.

-Кому было трудно?

6) -Кто изображён внизу стр. 4?

-Прочитайте заглавие.

-О ком мы будем читать текст?

-Прочитайте текст шёпотом.

-Верно ли наше предположение?

Читаем по цепочке текст.

-Почему клоун Паша шутник?

-Можно ли сделать из ромашек окрошку?

7) -Сегодня мы познакомимся ещё с одним текстом. Это рассказ Виктора Драгунского. Кто может прочитать заглавие?

Инсценировка рассказа В. Драгунского "Заколдованная буква".

-Кому понравился рассказ?

-Дениска - сын в Драгунского. О нём написано 30 рассказов. Они собраны в книгу, которая называется "Денискины рассказы".

III. Составление проекта.

-Почему во двор привезли ёлку? Скоро новый год и по всей стране будут наряжать ёлки. Сегодня мы с вами тоже нарядим ёлочку. Но игрушки на ней будут особенные. В их названиях обязательно должен присутствовать звук [Ш].

-Поищите такие игрушки в своих конвертах.

-Прикрепите их на ёлку. (На доске - нарисованная ёлка.)

-Кому понравилась наша ёлочка? Мы сегодня создали наш первый коллективный проект.

IV. Итог урока.

-Кому понравился наш урок? Что нового вы узнали? Почему букву "Ш" я назвала очень "серьёзной" буквой?