Ни для кого не секрет, что непритязательный предмет – веревочка с ручками, прозванный, скакалкой; по сути – универсальный тренажер, равного которому человечество ещё не изобрел. Никто не зафиксировал точной даты появления его на свет, но гениальная простота снаряда заставляет признать, что люди нашли ему применение с древнейших времен. Римские фрески, изображения бродячих артистов средневековья, более поздние гравюры и рисунки изображают действие, сходные с теми, что мы можем наблюдать в каждом дворе, где после школы резвятся ребята. Даже спортивная форма не была необходимостью. Ещё наши прабабушки отлично ладили с веревочкой, изящно прыгая в пышных юбках и на каблуках, поражая кавалеров грацией и ловкостью.
Однако смекалистые тренеры быстро сообразили, что дамские развлечения можно применять для подготовки спортсменов, причем, весьма рационально. Уже в XIII веке лондонские боксеры жокеи сгоняли вес и накачивали мышцы ног прыжками до полного изнеможения. А ещё раньше во французских и итальянских школах фехтования тот же способ применялся для формирования мышц конечностей: у фехтовальщика должны быть «железные икры». И в современных видах спорта скакалка применяется повсеместно как основа при физической подготовке (ОФП).
В начале несколько слов о впечатляющих
результатах в прыжках со скакалкой. Большим
поклонником популяризатором скакалки был
знаменитый боксер Мохаммед Али. На показательных
выступлениях он попрыгал 15 трехминутных раундов
(с перерывами 1 минуту) при этом все время
поддерживал очень высокий темп – 220 прыжков в
минуту. В южно корейском городе Пусон на
специальных соревнованиях65-летний Пок Пон Та за
час соревнования со скакалкой 14628 прыжков (244
прыжка в минуту).
Японец К Судзуку перепрыгнул через скакалку 37427
раз подряд, ни разу её не зацепив. На свое
выступление он затратил 4 часа 22 минуты 50 секунд в
темпе 142прыжка в минуту.
Скакалка – очень доступный и полезный
гимнастический снаряд.
Прыжки со скакалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия, способствуют формированию правильной осанки, укрепляют связки внутренних органов, ликвидируют застойные явления в организме, улучшают работу кишечника, развивают сердечно – сосудистую систему и дыхательную, развивают чувство ритма и координацию движений, укрепляют мышцы тазового дна.
Это важно для будущих мам, так как способствуют лучшему вынашиванию ребенка, и предотвращает преждевременные роды (девочки интенсивно чувствуют потребность в прыжках и с удовольствием выполняют их, причем не, только со скакалкой, но и через гимнастического козла, на танцах и.т.д.).
Я использую скакалку на уроках давно и на основе результатов, хотела поделиться некоторыми разработками.
Для начала хотелось напомнить, что простейшая скакалочка развивает не одно, практически все двигательные качества, кроме гибкости, но разогреть мышцу перед упражнениями на растяжку с её помощью можно великолепно. Впрочем, некоторые упражнения помогут, и это качество значительно улучшить. Чем раньше ребята научатся управлять скакалкой, тем больший прогресс их ждет в физическом развитии по всем параметрам. Очень жаль, что редко кто из родителей заботятся о развитии двигательных качеств детей. В школу приходят ребята, совершенно не подготовленные к физическим и эмоциональным нагрузкам, которые им предстоит переносить ежедневно. Элементарные навыки, привитие учащимся, позволили бы сохранить здоровье тысячам школьников, но, к сожалению, понятие «физическая культура» для многих наших сограждан все ещё остаётся запредельным понятием. Возьмём простой пример: если учащийся вместе с родителями будет прыгать через скакалку ежедневно, то результаты на «лицо». Такие дети редко страдают от избыточного веса и неуклюжести. Отмечено, что регулярно прыгающие через короткую скакалку ребята, вырастая, часто обгоняют в росте своих сверстников, имеющих рослых родителей, за счет увеличения длины ног. Дело в том, что дозированная нагрузка на нижние конечности вызывает раздражение нервных окончаний, имеющих непосредственное отношение к развитию трубчатых костей, и оказывают влияние на их рост.
Я знаю, что далеко не все родители с должным рвением занимаются физической подготовкой своих детей. А посему привить любовь к движениям и к собственному здоровью, основам физиологии и понятиям коррекции внешности опять же тяготы и заботы учителя физической культуры. Ещё перед уроком я прошу ребят выбрать подходящую скалку. Делать это умеют все мои ученики. Как подобрать скалку по длине? Нужно встать на середину (ноги вместе) она должна доставать до подмышек. Что касается материала, из которого сделана скакалка, то лучшей является веревочная. Она должна быть достаточно толстой, чтобы свободно вращаться. Можно использовать обыкновенно толстую веревку с завязанными на концах узлами. Такая скакалка не бьёт больно по телу в случае ошибки, что немало важно для начинающих или осваивающих новые упражнения. Перейдем к технике прыжков. В.И.П. ноги слегка согнуты в коленях, ступни вместе, пятки оторваны от пола. Туловище и голова расположены прямо. Руки разведены предплечьями в стороны (предплечья почти параллельны полу), а локти находятся около туловища или касаются его. Ручки или концы скакалки надо держать без напряжения. Вращение скакалки осуществляют кистями. Чем интенсивнее работают кисти, тем быстрее вращается скакалка. При выполнении прыжков туловище должно оставаться прямым. Это позволит свободно и ровно дышать. Смотреть надо прямо перед собой. Я стараюсь добиваться у учеников легкого, мягкого выполнения прыжков. Никогда не приземляться на всю ступню. Ноги во время прыжков должны оставаться практически в одном и том же положении, лишь амортизируя приземление. Не отрываться высоко от пола во время прыжка. Достаточно подпрыгнуть так, чтобы скакалка могла пройти под ногами. Обе стопы должны приземляться на одно и то же место.
Для обучения прыжкам со скакалкой и их совершенствования я рекомендую выполнять следующие подводящие упражнения из И.П. для прыжков без скакалки или скакалкой в одной руке:
1. В.П.И. – слегка опускать и поднимать пятки, не
касаясь ими пола, вначале медленно, а затем
быстрее;
2. Небольшие прыжки, обращая особое внимание на
работу ног;
3. Прыжки в течение 20 сек. Во время прыжков надо
следить за положением рук, ног, туловища и головы.
Для этого лучше выполнять упражнения перед
зеркалом;
4. Стоя в И.П. – вращение скакалкой вперед одной
рукой. Держать оба конца в одной руке и вращать её
сбоку от себя. Выполнив 20-30 вращений, поменять
руку и повторить упражнение. Всегда помнить о
том, что вращать надо только движением кисти;
5. Вращение скакалки назад одной рукой;
6. Вращение скакалкой назад одной рукой,
увеличивая и замедляя скорость вращения.
Выполнять вращения как вперед, так и назад;
7. Прыжки с вращением скакалки одной рукой.
Вращать скакалку в том темпе, в каком выполняются
прыжки. Не забывать о том, что в момент удара
скакалки об пол обязательно надо быть в прыжке
(не касаться пола). Следить за правильностью
выполнения прыжков. Освоить вначале прыжки с
вращением вперед, а затем с вращением назад.
Когда эти упражнения будут освоены, можно
считать, что учащиеся готовы к длительным
прыжкам через скакалку. Прыжки со скакалкой
можно считать освоенными, если их выполняют,
технически правильно 20 секунд, не сгибаясь.
Прыжки в течение длительного времени, кроме
ловкости, требуют функциональной выносливости. Я
рекомендую своим ученикам заниматься три раза в
неделю, через день.
Даю домашнее задание – прыгать дома 15, 20, 25, 30 сек., 1 мин., 2, 2.30, 3, 3.30. Разработала свои нормативы по классам по четвертям, где учащиеся должны показать свои результаты:
Кл. |
Чет. |
На скорость, на выносливость. |
||||||||
Оценки |
Оценки |
|||||||||
Мальчики Девочки | Мальчики Девочки | |||||||||
«3» | «4» | «5» | «3» | «4»» | «5» | «3» | «4» | «5» | ||
5 15,30 Сек. |
1 II III IV |
28,42 30,44 32,46 34,48 |
30,44 32,46 34,48 35,50 |
32,46 34,46 36,48 38,50 |
30,44 32,46 34,48 38,50 |
32,46 34,48 36,48 38,50 |
34,48 36,50 38,52 40,54 |
0,30 0,45 0,50 1,00 |
0,45 1,00 1,15 1,30 |
1,00 1,15 1,30 1,45 |
6 20,30 Сек. |
I II III IV |
32,50 34,52 36,54 38,56 |
34,52 36,54 38,56 40,58 |
36,54 38,56 40,58 42,60 |
38,54 40,56 42,58 44,60 |
40,58 42,60 44,62 46,64 |
42,60 44,62 46,46 48,66 |
0,30 0,45 1,00 1,15 |
1,00 1,15 1,30 1,45 |
1,15 1,30 1,45 2,00 |
7 20,30 Сек. |
I II III IV |
38,52 40,54 42,56 44,58 |
40,54 42,56 44,58 46,60 |
42,58 44,60 46,62 48,64 |
44,56 46,58 48,60 50,62 |
46,58 48,60 50,62 52,64 |
48,60 50,62 52,64 54,66 |
0,30 0,50 1,10 1,30 |
1,00 1,20 1,40 2,00 |
1,20 1,40 2,00 2,20 |
8 25,30 Сек. |
I II III IV |
48,54 50,56 52,58 54,60 |
50,56 52,58 54,60 56,62 |
52,58 54,60 56,62 58,64 |
52,58 54,60 56,62 58,64 |
54,60 56,62 58,64 60,66 |
56,62 58,64 60,66 62,68 |
0,30 0,50 1,10 1,20 |
1,00 1,25 1,50 2,00 |
1,25 1,50 2,15 2,30 |
9 25,30 Сек. |
I II III IV |
52,58 54,60 56,62 58,64 |
56,60 58,62 60,64 62,66 |
58,62 60,64 62,66 64,68 |
56,62 58,64 60,66 64,68 |
58,64 60,66 62,68 64,70 |
60,66 62,68 64,70 66,72 |
0,45 1,00 1,30 1,45 |
1,00 1,30 2,00 2,15 |
1,30 2,00 2,30 2,45 |
10 15,30 Сек. |
I II III IV |
42,54 44,56 46,58 48,60 |
44,56 46,58 48,60 50,62 |
48,58 50,60 52,62 54,64 |
44,56 46,58 48,60 50,62 |
46,68 48,70 50,72 52,74 |
48,70 48,72 50,74 52,76 |
1,00 1,30 1,45 2,00 |
1,45 2,00 2,15 2,30 |
2,00 2,30 2,45 3,00 |
11 15,30 Сек. |
I II III IV |
40,62 42,64 44,66 46,68 |
42,64 44,66 46,68 48,70 |
44,68 46,70 48,72 50,74 |
41,68 43,70 45,72 47,74 |
45,70 47,72 49,74 51,76 |
48,72 50,74 50,76 52,78 |
1,35 1,45 2,00 2,15 |
2,10 2,30 2,45 3,00 |
2,30 2,45 3,00 3,30 |
Кто регулярно занимается на уроках и дома, у
того результаты с каждой четвертью растут.
Существует много различных упражнений со
скакалкой. Наиболее распространенными из них
являются прыжки с вращением скакалки вперед,
назад; на одной ноге, на обеих ногах и смешанные;
на месте и с перемещением; с разным количеством
вращений за один прыжок, в одном ритме и со сменой
ритма (с изменением количества прыжков в 1 мин.),
обычные и с дополнительными движениями (руками,
ногами), с поворотами, индивидуальные, парные и
групповые и т.д.
Чтобы развить интерес к урокам физкультуры,
разработала комплексы упражнений со скакалкой
для 4-5 кл., 6-7 кл., 8-9 кл., 10-11 кл. Эти упражнения
выполняем под музыку, которая создает хорошее
настроение, снижает утомления. Сначала комплексы
разучиваем, затем ребята делают под музыку, и
выставляем оценки.
Примерные комплексы упражнений со скакалкой
4-5 классы:
1. И.П. – стоя ноги врозь, сложенная
вчетверо скакалка за головой. 1-2 – поднимаясь на
носках, скакалку вверх, прогнуться. 3-4 –
движением в обратной последовательности в и.п.;
2. И.П. – стоя ноги врозь на середине
скакалки, хват снизу. 1-3 – приседая, пружиня, руки
вверх. 4 – и.п.
3. И.П. – О.С., сложенная вчетверо
скакалка за головой. 1-3 – оставляя левую на носок,
пружинистый наклон влево, скакалку вверх. 4 – и.п..
5-8 – то же в другую сторону;
4. И.П. – сидя ноги врозь, руки в стороны,
натянутая скакалка за головой. 1 - поворот
туловища влево. 2 – и.п.. 3-4 – то же в другую
сторону;
5. И.П. – стоя ноги врозь, скакалка внизу
сзади. 1- наклон вперед, скакалку назад. 2 – и.п.. 3 –
наклон назад, скакалку назад. 4 – и.п.;
6. И.П. – узкая стойка ноги врозь, левая
на середине скакалки, хват снизу. 1 – поднимая
руки вверх, согнуть левую ногу, скакалка на
середине стопы. 2 – и.п.. 3-4 – то же правой ногой;
7. И.П. – упор лежа, скакалка перед
руками. 1-2 - одновременным толчком переставить
руки вперед через скакалку. 3-4 – движением в
обратной последовательности в и.п.;
8. И.П. – О.С. скакалка внизу спереди. 1-32 –
подскоки на обеих ногах, вращая скакалку назад;
9. И.П. – О.С., сложенная вчетверо
скакалка в правой руке. 1-16 – ходьба на месте, темп
средний;
10. И.П. – ноги врозь (упражнение на
расслабление). 1 – левую руку к плечу. 2 – правую
руку к плечу. 3 – левую руку вверх. 4 – правую руку
вверх. 5 – левую руку к плечу. 6 – правую руку к
плечу. 7 - левую руку вниз. 8 – и.п.;
6-7 классы:
1. И.П. – стоя ноги врозь, сложенная
вдвое скакалка внизу. 1-2 – поднимаясь на носках,
скакалка наклонена до положения, левая рука в
сторону, правая вверх. 3-4 – движением в обратной
последовательности в и.п.. 5-8 – то же в другую
сторону;
2. И.П. – широкая стойка, ноги врозь на
середине скакалки, хват внизу. 1 – приседая, руки
вперед. 2 – и.п.. 3 – приседая, руки в стороны. 4 –
и.п.;
3. И.П. – стоя на коленях, сложенная
вчетверо скакалка на груди. 1- отставляя левую
ногу в сторону на носок, наклониться влево,
скакалку вверх. 2 – и.п.. 3-4 – то же в другую
сторону;
4. И.П. – стоя ноги врозь, сложенная вдвое
скакалка вверху.1- поворот туловища влево, левую
руку в сторону, правую за голову. 2 – и.п.. 3-4 – то
же в другую
сторону;
5. И.П. – упор сидя, ноги врозь, сложенная
вдвое скакалка натянута в руках. 1-3 –
наклониться, пружиня вперед, другой назад
скакалку вперед. 4 – и.п.;
6. И.П. – упор стоя на коленях, сложенная
втрое, скакалка в руках. 1- мах правой ногой назад,
левая рука, натянув скакалку, вверх. 2- и.п.. 3-4 – то
же левой ногой;
7. И.П. – скакалка внизу сзади. 1- подскок
на левой ноге. 2 – подскок на правой ноге. 3-4 –
подскоки на обеих, вращая скакалку вперед;
8. И.П. – О.С. – сложенная вчетверо
скакалка в правой руке. 1-16 – ходьба на месте. Темп
средний;
9. И.П. – стойка ноги врозь (упражнение на
расслабление). 1 - левую руку к плечу. 2 – правую
руку за голову. 3 – левую руку вверх. 4 – правую
руку вверх. 5 – левую руку за голову. 6 – правую
руку к плечу. 7 – левую руку вниз. 8 – и.п.
8-9 классы:
1. И.П. – сложенная вчетверо скакалка
внизу. 1-2 – отставляя левую ногу в сторону на
носок, скакалку вверх, прогнуться. 3-4 - движением в
обратной последовательности возвратиться в и.п.
5-8 – то же в другую сторону;
2. И.П. - сложенная вчетверо скакалка
внизу. 1 – упор присев. 2 - левую ногу в сторону
на носок, скакалку вверх, прогнуться. 3 – упор
присев. 4 – и.п. 5-8 – то же, отставляя правую ногу.
3. И.П. – стоя ноги врозь, сложенная
вчетверо скакалка за головой. 1 – отставляя левую
ногу на носок, поворот туловища влево, скакалку
вверх. 2 – и.п. 3-4 – то же правой ногой.
4. И.П. – стоя ноги врозь, сложенная
вчетверо скакалка за головой. 1-3 – правую ногу
влево на носок, наклон, пружиня влево, скакалку
вверх. 4 – и.п.. 5-8 – в другую сторону;
5. И.П. – стоя ноги врозь на середине
скакалки, хват снизу. 1-4 - наклон вперед,
накручивая скакалку на руки. 5-8 – раскачивая
скакалку вернуться в и.п.;
6. И.П. – лежа на животе, руки в стороны,
растягивая скакалку. 1-2 – отводя левую ногу назад
– вправо, коснуться стопой левой ноги правой
руки. 3-4 – и.п. 5-8 – то же правой ногой;
7. И.П. – сложенная вчетверо скакалка
перед грудью. 1 – мах левой ногой вперед, скакалку
вперед. 2 – и.п.. 3-4 то же правой ногой;
8. И.П. – О.С. – скакалка внизу сзади. 1 –
подскок ноги вместе. 2 – подскок стойка скрестно
левой. 3-4 – то же меняя положение ног, вращать
скакалку вперед;
9. И.П. – О.С. – сложенная вчетверо
скакалка в правой руке. 1-16 – ходьба на месте. Темп
средний;
10. И.П. – стойка ноги врозь (упражнение
на расслабление). 1 – руки к плечам. 2 – левую руку
вверх, правую руку вниз. 3 – руки к плечам. 4 –
правую руку вниз. 5 – руки к плечам. 6 – руки в
стороны. 7 – руки к плечам. 8 – и.п.
Круговая тренировка со скакалкой
Скакалку использую также для организации
занятий по методу круговой тренировки. Комплексы
круговой тренировки со станционными заданиями,
направленными на развитие физических качеств и
формирование двигательных навыков, применяю при
изучении разделов легкой атлетики, спортивных
игр и гимнастики. В круговую тренировку включаю
хорошо освоенные упражнения со скакалкой,
изученные в данном классе, с помощью которых
можно избирательно воздействовать на различные
мышечные группы и функции. В комплексы круговой
тренировки ввожу как задания на различных
гимнастических снарядах, так и упражнения со
скакалкой. Применяю и комплексы, состоящие
только из упражнений со скакалкой. В каждом
занятии в форме круговой тренировки использую
комплекс из 6-10 упражнений, последовательно
вовлекающих в работу все части тела и группы
мышц.
При подборе комплексов учитываю, что при
первичном прохождении заданий одного круга,
затрачивается не более 6-8 минут. Для этого
заранее продумываю организацию мест занятости
(станций), их смену, наличие на станциях
спортивного инвентаря и
информационно-методических пособий, определяю
объем работы и отдыха с учётом индивидуальных
возможностей учеников.
Комплексы круговой тренировки со скакалкой
провожу в основной части урока. Они являются
продолжением решения задач этого же урока или
развивают физические качества, которые будут
необходимы при изучении нового двигательного
действия. Круговая тренировка со скалкой
позволяет обеспечить общую и моторную плотность
урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное
регулирование нагрузки, активизирует участие
самих учащихся в учебном процессе и приучает их к
самостоятельным занятиям физическими
упражнениями.
Примерный комплекс круговой тренировки со скакалкой для девушек 10-11 классов
Станция 1: И.П. – лежа на животе,
сложенная втрое скакалка вверху. 1-2 – дугой назад
скакалку вниз сзади. 3-4 – движение в обратной
последовательности в и.п.;
Станция 2: И.П. – О.С., скакалка внизу
сзади. 1-2 – 2 подскока вперед, вращая скакалку
вперед. 3-4 – 2 подскока влево. 5-6 – 2 подскока
вправо. 7-8 -2 подскока назад;
Станция 3: И.П. – сед. скакалка
внизу. 1-2 – сгибая ноги, скакалка внизу сзади. 3-4 –
сед углом, скакалка внизу сзади. 5-8 – движение в
обратной последовательности в и.п.;
Станция 4: И.П. – О.С., скакалка внизу
сзади. 1-4 – четыре подскока, вращая скакалку
вперед. 5-8 – подскоки со сменой положения ног. 9-10 -
подскоки на левой. 11-12 – подскоки на правой. 13 –
подскоки петлей. 14 - подскок на обеих. 15-16 –
подскоки с двойным вращением;
Станция 5: И.П. – упор лежа, скакалка
перед грудью. 1-2 – одновременным толчком
переставить руки вперед через скакалку. 3-4 –
движением в обратной последовательности в и.п.;
Станция 6: В четвёрках. Выполняя
подскоки через вращающуюся длинную скакалку,
передача меча партнеру, стоящему за скакалкой.
Примерный комплекс круговой тренировки со скакалкой для юношей 10-11 классов
Станция 1: И.П. – упор лежа,
скакалка перед руками. 1-2 – одновременным
толчком обеими руками и последующим хлопком а
ладони переставить руки вперед через скакалку. 3-4
– движением в обратной последовательности в и.п.;
Станция 2: И.П. – лежа на спине,
скакалка впереди. 1-2 – сгибая ноги, скакалка за
спину. 3-6 – стойка на лопатках. 7-8 – движением в
обратной последовательности в и.п.;
Станция 3: (упражнения выполняются
на повышенной опоре - гимнастической скамейке,
коне, бревне) И.П. – О.С., стоя на середине
скакалки, хват внизу. 1-2 – поднимая левую ногу со
скакалкой назад, пяткой натягивая скакалку,
наклон вперед, руки в стороны. 3-6 – равновесие на
правой ноге (держать). 7-8 – движение в обратной
последовательности в и.п.. 9-16 то же на другой ноге.
Станция 4: (упражнение выполнять на
гимнастическом мате) Кувырок вперед через
вращающуюся навстречу скакалку.
Станция 5: И.П. – узкая стойка ноги
врозь на середине скакалки, хват внизу. Махи
левой (правой) ногой в сторону натянув скакалку.
Станция 6: И.П. – О.С. скакалка внизу
сзади. 1 – подскок в приседе. 2 – подскок на левой
ноге, правая вперед. 3-4 – то же другой ногой.
А теперь два примерных комплекса упражнений со скакалкой на развитие координации для учащихся 8, 9, 10, 11 классов
Комплекс № 1: И.П. – О.С. скакалка внизу сзади. 1-2 – 2 подскока вперед, вращая скакалку вперед. 3-4 – 2 подскока назад. 5-6 – 2 подскока влево. 7-8 – 2 подскока вправо. 9-10 – 2 подскока вперед. 11-12 – 2 подскока вправо. 13-14 – подскока назад. 15-16 – 2 подскока влево. 17-20 – 4 подскока, вращая скакалку вперед. 21-24 – подскоки со сменой положения ног. 25-28 – подскоки на правой. 29 – подскок петлей. 30 – подскок на обеих. 31-32 – подскоки с двойным вращением;
Комплекс № 2: И.П. – О.С. скакалка в левой руке. 1-4 – четыре круга скакалкой перед собой (оба конца в левой руке). 5-8 держа один конец скакалки в правой руке, сделать четыре подскока, сохраняя направление движения скакалкой (правую руку отвести за спину, левая впереди). 9-12 – четыре круга скакалкой перед собой (оба конца в правой руке). 13-16 – то же, что на счет 5-8 (левая рука за спиной, правая впереди). 17-32 – то же, что на счет 1-16.
Затем, подогревая интерес к прыжкам со скакалкой, включаю их в эстафеты с заданием количество прыжков: чья команда быстрее прыгнет по 10-20 прыжков, «Удочка», «Часики» - учащиеся располагаются по всей площадке, делятся по парам или тройкам:
а) втроем с одной скакалкой (скакалку вращают
двое, третий прыгает);
б) двое с одной скакалкой, стоя лицом, друг к
другу или стоя друг за другом (скакалку
вращает один из игроков).
Игра «Скакалка под ногами» и другие. Провела полосу препятствий 1-4 кл., используя прыжки через скакалку.
Это развивает двигательный опыт учащихся, совершенствует умение прыгать через короткую скакалку в процессе выполнения самостоятельных учебных заданий, приобретают навыки общения, коллективизма, взаимопомощи, доброты. Применяя на уроках прыжки со скакалкой, наибольшее внимание я уделяю развитию выносливости. Для этого строю «лесенку» по принципу арифметической прогрессии. Так пятиклассники выполняют 10 прыжков, а затем, после фазы отдыха в 5-10 секунд, 20,30,40, 50 прыжков. А учащиеся 6 класса прыгают ещё 60 прыжков и т.д. Фаза отдыха увеличивается на 5 сек. Для более подготовленных уч-ся использую дополнительную лестницу вниз. Сначала прыгают 100-80, 70, 60, 50, 40 прыжков и т.д. Далее следуют серии безостановочных прыжков (прыжков без отдыха). Вначале определяю возможность каждого ребенка в выполнении безостановочных прыжков. Как правило, при повторных контрольных прыжках оцениваю только положительный сдвиг.
Хорошие результаты безостановочных прыжков показывали девушки 10-11 классов, которые регулярно посещали уроки физкультуры и секции. Это Тальковская Лида – 900-1000 прыжков, Пудейкина Инна – 1000 прыжков, Кошмелева Маша – 950 прыжков. Следующий этап развития выносливости – прыжки со скакалкой по времени пробегания самой короткой кроссовой дистанции (1 км.) общий для всех классов.
Многолетний опыт работы учителем физкультуры показал, что в последнее время многие уч-ся не любят бегать или просто не могут, потому, что очень многие курят, и я пришла к такому заключению, вместо бега предлагаю уч-ся выполнять прыжки через скакалку 300, 400, 500, 600 прыжков, в зависимости, какую дистанцию они должны пробежать на уроке и сколько времени затрачивается, и ребята с этой нагрузкой довольно спокойно справляются. Такие прыжки они выполняют часто, и когда они начинают вновь бегать, то они говорят, что такие прыжки заменяющие бег им помогли, они спокойно, легко бегут, дыхание спокойное, чувствуют себя после бега нормально. Это говорит о том, что прыжки развивают мышцы ног, развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Для развития скоростной выносливости применяю, повторные серии прыжков по 30 сек. и 1 мин. (с фазой отдыха 30 сек.).
Скоростно-силовая подготовка тоже не обходится без прыжков со скакалкой (прыжки в высоту, в длину с места и разбега, якутские прыжки «Куобах», «Кылын», «Ыстаган», упражнения баскетбола и волейбола). Здесь прыжки со скакалкой являются подготовительными и при правильном выполнении положительно влияют на результат. При выполнении учеником прыжков со скакалкой акцентирую внимание на ноги в финальном усилии в коленном и голеностопном суставах.Даю задание выпрыгивать как можно выше, опуская носки ног вниз. Уделяю внимание прыжкам на одной ноге, особенно на толчковую. Для лучшей подготовки с вращением скакалки назад, где с большей степени задействованы мышцы, удерживающие положение с согнутыми в коленях ногами. Включение прыжков со скакалкой на уроках, проходящих в спортивном зале, не обременительно для занимающихся, если прыжковые упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящими перед ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию. Такие прыжки со скакалкой служат развитию и координационных способностей. Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад, с чередованием направления влево – вправо; с мячом, зажатым между ступнями ног. Соревнования по прыжкам между классами. Для развития быстроты предлагаю соревнования, кто быстрее выполнит 10, 20, 30, 1 мин.
Результаты по прыжкам через скакалку 7 класс – 2 года, 10 класс – 3 года, 11 класс – 4 года.
7 «а» класс, результаты лучше:
Ф.И.О. |
2006 г. | 2007 г. | ||
30 сек. | 1 мин. | 30 сек. | 1 мин. | |
Алиев Р. | 65 | 120 | 95 | 145 |
Бессонов И. | 90 | 190 | 92 | 195 |
Бекназар А. | 95 | 120 | 73 | 135 |
Галимжанова А. | 60 | 121 | 74 | 140 |
Дегтярев А. | 65 | 125 | 70 | 135 |
Демьянюк Н. | 62 | 123 | 81 | 140 |
Долгих О. | 61 | 130 | 85 | 142 |
Емельянов В. | 60 | 100 | 64 | 124 |
Климашева К. | 64 | 120 | 75 | 142 |
Молчанова Ю. | 62 | 120 | 70 | 138 |
Сикова А. | 64 | 127 | 75 | 140 |
Тимофеев Л. | 51 | 106 | 65 | 135 |
Чернятьев К. | 69 | 117 | 80 | 150 |
7 «б» класс, меньше использовалась скакалка, результаты хуже:
Сверкунов А. | 62 | 112 | 94 | 126 |
Приданкин М. | 64 | 140 | 95 | 141 |
Одикадзе Д. | 50 | 102 | 50 | 105 |
Гавриловских Н. | 61 | 121 | 60 | 125 |
Корнилов О. | 62 | 112 | 63 | 118 |
Хвостанцев Н. | 60 | 115 | 95 | 121 |
Карих Е. | 62 | 121 | 60 | 124 |
Кузнецова В. | 58 | 105 | 57 | 115 |
Адамова М. | 80 | 109 | 76 | 136 |
10 «а» класс, результаты выше:
Ф.И.О. |
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||
30 сек. | 1 мин. | 30 сек. | 1 мин. | 30 сек. | 1 мин. | |
Булдакова К. | 72 | 120 | 74 | 125 | 75 | 139 |
Елисеенко Ю. | 70 | 120 | 73 | 127 | 90 | 140 |
Людзеды Н. | 70 | 110 | 74 | 128 | 91 | 145 |
Медведева О. | 89 | 160 | 90 | 142 | 95 | 170 |
Потапова М. | 80 | 93 | 81 | 120 | 82 | 138 |
Савинцева Е. | 73 | 95 | 74 | 126 | 76 | 148 |
Тищенко А. | 75 | 120 | 85 | 135 | 86 | 152 |
Черникова Е. | 76 | 115 | 80 | 140 | 97 | 156 |
Старцева Н. | 74 | 124 | 80 | 141 | 82 | 155 |
Камалдинова Г. | 72 | 122 | 79 | 135 | 80 | 148 |
10 «б» класс, реже использовалась скакалка, результаты хуже:
Евстюкова Т. | 70 | 118 | 70 | 125 | 71 | 130 |
Пудейкина Е. | 72 | 130 | 73 | 130 | 75 | 135 |
Сосновская Л. | 66 | 103 | 75 | 135 | 80 | 138 |
Бубнова Н. | 80 | 125 | 81 | 140 | 84 | 141 |
Полончак Л. | 72 | 114 | 73 | 131 | 92 | 129 |
11-е классы:
Ф.И.О. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | ||||
30 сек. | 1 мин. | 30 сек. | 1мин. | 30 сек. | 1 мин. | 30 сек. | 1 мин. | |
Тальковская Л. | 81 | 135 | 85 | 140 | 104 | 162 | 106 | 181 |
Савьяк Я. | 75 | 128 | 80 | 137 | 84 | 153 | 87 | 165 |
Куприянова В. | 76 | 137 | 80 | 141 | 86 | 152 | 89 | 170 |
Стефанская Т. | 74 | 140 | 78 | 147 | 87 | 151 | 88 | 155 |
Пудейкина И. | 71 | 136 | 74 | 142 | 88 | 147 | 90 | 160 |
Тетерина И. | 70 | 139 | 72 | 143 | 86 | 145 | 87 | 167 |
Кошмелева М. | 72 | 135 | 74 | 144 | 81 | 148 | 85 | 156 |
Пирогова Н. | 68 | 123 | 70 | 137 | 75 | 145 | 78 | 147 |
Гаджиева О. | 65 | 127 | 68 | 135 | 72 | 138 | 74 | 145 |
Выводы:
1. Достоинство – со скалкой можно
заниматься где угодно: на улице, дома, в коридоре,
на лестничной площадке. Проста в применении,
удобна в хранении;
2. Многолетний опыт применения
скакалки, универсального тренажера для развития
двигательных качеств просто «выплеснулся».
Главное – надо не гнать, а медленно и не
назойливо убеждать ребят в том, что этот
незатейливый предмет может сделать их гораздо
лучше, красивее, разностороннее;
3. Нужно внушить нашим детям, что ради
здоровья совершенно не обязательно тратить
«бешеные» деньги, а есть возможность и желание
использовать доступные и полезные упражнения
для развития и совершенствования собственного
здоровья;
4. Моя главная задача – научить ребят
применять целесообразные и эффективные методы
на практике в течение всей жизни. А уж как они
распорядятся знаниями и возможностями в будущем,
личное дело каждого из наших сегодняшних
подопечных;
5. Иметь сильные, стройные, красивые ноги
хочется каждому, а для этого их надо упражнять. И
скакалка на уроках физической культуры служит
отличным спортивным инвентарем, как для развития
мышц ног, так и для улучшения работы
сердечнососудистой системы организма;
6. Призовые места в олимпиаде,
баскетболе, волейболе между школ района;
7. Призовые места в районном и
республиканском заочном фестивале по сдаче норм
комплекса «Эрэл».
Используемая литература:
- Черкасов «В процессе занятий», журнал «Физкультура в школе» №5, 2003 г.;
- В.А. Лепешкин «Скакалка всегда в моде», журнал «Физкультура в школе» № 3, 2003 г.;
- Быстрее, выше, сильнее. Детская энциклопедия;
- Свои наблюдения, разработки