Цели:
- Сформировать представление об архитектуре Руси на примере музея – заповедника Кижи и Трифонова монастыря Кировской области.
- Сформировать представление о крестово-купольном храме как образе космоса.
- Воспитывать любовь к Родине, ее культуре.
- Развивать творческую и познавательную активность.
Оборудование и материалы:
- репродукции и иллюстрации с изображением архитектуры Руси;
- схемы-рисунки одноглавого храма;
- магнитная доска с набором магнитов;
- литературный ряд – стихи Д.Блынского;
- презентация «Архитектурные памятники Руси» (Приложение 1)
План урока.
1. Сообщение цели урока.
2. Беседа об архитектуре Руси.
3. Рассказ об Успенском соборе Трифонова
монастыря Кировской области.
4. Знакомство с устройством Русских храмов.
5. Просмотр презентации.
Сегодня на уроке мы поговорим об архитектурных
памятниках Руси – это памятник деревянного
зодчества – Преображенская церковь в Кижах и
каменном памятнике нашей области – Успенском
соборе Трифонова монастыря.
Познакомимся с устройством русского храма и
устройством крестово-купольной конструкции.
Итак, особое место в древнерусском искусстве
занимала архитектура.
К сожалению до нас дошли не все архитектурные
сооружения того времени, а многие сохранились в
искаженном виде.
Дохристианская Русь имела древнюю традицию
деревянного зодчества. Русские зодчие рубили
храмы из отборного леса. Храм – культовое здание
для выполнения религиозных обрядов, основным
типом храма является – христианская церковь.
История не сохранила имен первых древнейших
зодчих Руси, первые известные имена относятся к Х
в. (Миролег и Ждан – Никола – знатные мастера из
Киева).
Таким мастерам посвящено стихотворение Дмитрия
Блынского.
В грубые передники одеты –
У кого в деревне не спроси
Вечно мои прадеды и деды
Плотниками были на Руси.
Не на нас ли с малолетства глядя,
В руки брали сыновья топор.
Потому и мастерами дяди
Значатся в округе до сих пор.
Сколько обтесал отец мой бревен!
Вот они встают передо мной:
Друг за другом положить их вровень –
Был бы опоясан шар земной.
На земле стоят дома и хаты.
Где б я ни был, я как дома в них:
Может, здесь стучал топор когда-то
Одного из родичей моих.
Разве мы когда-нибудь забудем
То, чем родословная жила,
Коль несли крупицу счастья людям
Вздох пилы и поворот сверла.
Пусть пора иная наступила,
Век электропил – твоя пора!
Только родились электропилы
От простой пилы и топора.
До наших дней деревянных построек сохранилось
немного.
Среди них – музей-заповедник Кижи (показ
иллюстраций).
Остров Кижи один из 1650 островов Онежского озера.
На нем находится памятник деревянного зодчества
– Преображенская церковь. Она была построена в
1714 году из бревен без единого гвоздя с 22
чешуйчатыми куполами. К югу от нее находится
Покровская церковь, построенная в 1764 году.
Кижский ансамбль создавался в течении полутора
веков. Преображенская церковьставилась на
подушке, сложенной из камней. Ее высота до креста
достигает 35 метров, общий вес храма
предположительно 60 тонн. Все работы велись в
ручную, примитивными орудиями труда – топором и
ручной пилой.
До наших дней дошла легенда о том, что Нестор,
строивший церковь Преображения Господня, после
завершения работы забросил свой топор в озеро,
сказав, что такой красоты он уже никогда не
построит.
Главным украшением церкви были иконостас и
роспись потолка. В середине xv в. иконостас
полностью переделали. Первоначальное убранство
храма почти полностью погибло в годы ВОВ.
От него сохранилось только несколько икон.
Преображенский собор был действующим до 1937 года,
а Покровская церковь работала и в годы ВОВ. В
конце 1950 начале 1960 годов был создан Кижский
музей-заповедник. С 1995 года на Кижах началось
постоянное богослужение в старинных храмах.
(Запись дат учащимися с доски в рабочие
тетради)
Есть архитектурные памятники и в нашей
Кировской области – Успенский собор Трифонова
монастыря. (Показ фото монастыря). Монастырь
гр. слово – келья отшельников это общины монахов
(муж. монастырь) или монахинь (жен. монастырь)
принимающих единые правила жизни.
18 января 1580 года в Слободской прибыл монах
Трифон, который подыскивал место для новой
обители. В Хлынове он узнал, что вятчане давно
желают устроить в своем городе
монастырь. Трифон присмотрел местечко за речкой
Засорою у городского кладбища и подал письменное
прошение земским судиям, к царю Ивану Грозному и
митрополиту Антонию с просьбой об открытии
монастыря.
Весной 1580 года разрешение было получено, и летом
1581 года был построен деревянный Благовещенский
храм, а сохранившийся до наших дней Успенский
собор построен в 1689 году. Церковь хранит иконы
подаренные Трифону в Москве, многие иконы
украшены драгоценными камнями; очень дорогие и
уникальные церковные одеяния из парчи, бархата
отделанные золотыми, серебряными нитями и
жемчугом. А Трифонов монастырь уникален еще и
своими родниками со святой водой. (Показ
иллюстраций и фото).
На кладбище у стен Успенского собора были
захоронены известные вятские историки –
краеведы, а в стенах монастыря долгое время
располагалось первое и единственное учебное
заведение, готовившее священнослужителей в
храмы города и всей вятской епархии.
Как же был устроен русский храм и деревянный и
каменный тех времен? С принятием христианства на
Руси в качестве образца был заимствован
крестово-купольный тип храма.
В сознании наших предков он олицетворял
Вселенную, Космос. Не случайно на главках церквей
нередко изображали звезды на синем фоне. (Показ
фасада одноглавого храма с синими куполами и
звездами).
Крестово-купольная конструкция – 2
пересекающихся под прямым углом свода была
Заимствована из Византии. В плане храма эти своды
образуют крест – фигуру, символическую
для христианства.
На месте пересечения сводов водружался купол,
который поддерживался световым арабаном. (Показ
на магнитной доске)
Своды и купола поддерживали арки на мощных
столбах: чем обширнее храм, тем больше в нем было
опорных столбов.
Верхние части стен храма снаружи завершали
полукруглые закомары.
Слово закомары произошло от древнего «комара» –
свод. Венчали храм купола. Их форма менялась.
Древнейшие, яйцевидные купола, заимствовали из
Византии, Шлемовидные – очень похожи на
современные.
В московском зодчестве больше прижились
луковичные.
(Показ фотографий на магнитной доска и
рассматривание на раздаточном материале).
Давайте каждый в свои тетради зарисует формы
куполов это нам потребуется на следующий урок.
(Зарисовка в тетрадь видов куполов)
Количество куполов было разным: У церкви Покрова
на Нерли – 1, а у деревянной Преображенской
церкви в Кижах – 22. (Зарисовать виды куполов)
Храм всегда ставился алтарем на восток –
навстречу солнцу.
Снаружи восточную часть легко узнать по АПСИДАМ
– полуцилиндрам – выступам, в которых
размещается алтарь. Их количество зависит от
размеров храма, но оно всегда нечетное.
С западной стороны в древних храмах устраивался
ПРИТВОР. Здесь во время службы находились те,
кому за совершенные грехи временно запрещался
вход в храм, а также готовящимся принять
крещение.
В нутрии храма алтарь в древние времена был
отделен невысокой преградой, уставленной
иконами. Позже преграда превратилась в высокий
русский ИКОНОСТАС. (Показ люстраций
иконостасов)
В глубине алтаря находится главная святыня храма
– ПРЕСТОЛ. Это четырехугольный каменный Стол,
символизирующий «гроб Господень». Иногда в
основании храма имелись глубокие подвальные
помещения – ПОДКЛЕТИ, где устраивались
захоронения знатных людей.
Самый знаменитый русский некрополь находится в
подклети Архангельского собора Московского
Кремля. Там покоятся почти все русские цари
допетровского времени. В Успенском соборе
Трифонова монастыря в подклети покоятся
захоронения Трифона – основателя монастыря.
Вот так устроены русские храмы.
А сейчас давайте посмотрим небольшую
презентацию про музей-заповедник в Кижах и
Успенский собор Трифонова монастыря нашей
области.
Музей-заповедник вы увидите только снаружи. А вот
Успенский собор внутри и снаружи, то есть увидите
территорию Трифонова монастыря. (Приложение
1)
Итак, наш урок подходит к концу назовите
пожалуйста:
– деревянные памятники архитектуры Руси с
которыми вы познакомились;
– каменные памятники России и нашей области;
– виды куполов.
– Спасибо всем за работу.
Используемая литература:
1. Поурочное планирование в 8 классе по
программе Неменского.
2. И.В.Синова. «Архитектурные памятники
России» – справочник школьника.
3.В.А. Бердинских. «История города Вятки».