Цель: cодействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации старшеклассников.
Задачи:
- Информировать родителей о современном рынке труда и его требовании к профессионалу.
- Показать часто встречающиеся ошибки в выборе профессии.
- Познакомить родителей с результатами профессиональной направленности учащихся 11-х классов.
- Расширить знания о возможности выбора и получения профессии в учебных заведениях г. Омска.
Участники: родители учащихся 11-х классов, представитель администрации школы, классные руководители, педагог-психолог.
Предварительная работа:
- Посещение ярмарки учебных заведений «Тебе молодой».
- Выявление профессиональной направленности подростков (карта интересов – Приложение 1).
- Подготовка материала для беседы «О современном рынке труда и его требовании к профессионалу».
- Подготовка материала к беседе «Ошибки в выборе профессии».
- Подборка специальной литературы на тему: «Возможности выбора и получения профессии в учебных заведениях г. Омска». (материал для выставки).
ХОД СОБРАНИЯ
1. Выступление классного руководителя «О современном рынке труда и его требовании к профессионалу»
Нелегко бывает выбрать будущую профессию.
Большинство бед, происходят от того, что люди не
могут четко сформулировать свои цели и трезво
оценить свои возможности.
Справиться с трудностями, возникающими при
принятии решения, Вам помогут статьи в
специализированных изданиях, рассказывающие о
той или иной профессии и о требованиях, которые
она предъявляет человеку, советы родственников
и, конечно же, квалифицированная помощь
школьного психолога. Который окажет Вашему
ребенку комплексную поддержку: ответит на
интересующие вопросы, проведет ряд тестов,
определяющих склонности и способности Ваших
детей [2]. Раньше было проще: существовал
своеобразный конвейер школа – ВУЗ – аспирантура
– научная деятельность.
Или: школа – ПУ – работа. Сейчас ситуация
изменилась: на каждом шагу – море возможностей,
запросто можно потеряться.
Все знают, что существует рынок товаров, есть
рынок труда, но не все еще поняли, что
образовательные услуги тоже образуют рынок. Эти
рынки тесно взаимосвязаны. Первое, в чем нужно
определиться –на какой «рынок» Вам нужно сейчас.
Если Ваш ребенок сразу после школы отправляется
трудиться, будьте готовы к тому, что через
некоторое время жесткие условия рынка труда
могут потребовать приобретения новых, более
глубоких и современных знаний для повышения
конкурентоспособности. И Вашему ребенку все
равно придется искать на рынке образовательных
услуг то, что поддержит его «на плаву».
Если же Ваш ребенок отправится учиться то,
приобретая знания, умения и навыки, он выходит на
рынок труда позже, но гораздо лучше вооруженный.
Не исключено, что через некоторое время он вновь
почувствует нехватку знаний и опять отправится
«грызть гранит» науки. Этот постоянный
круговорот и есть основа того, что называют
системой непрерывного образования, то есть
образования в течение всей жизни [3].
По статистике, сегодня до половины выпускников, а
по некоторым направлениям до 80% , работают не по
специальности.
Одна из причин – неправильный выбор профессии,
без учета своих возможностей и требований рынка
труда. О переизбытке юристов и экономистов,
зачастую некачественно подготовленных,
говорилось уже немало.
Так, в декабре 2008 года министр образования и
науки РФ А.А.Фурсенко привел следующие цифры:
сегодня из 7,5 миллиона студентов почти 2 миллиона
– экономисты и менеджеры, еще примерно 800 тысяч –
юристы. «Такое количество специалистов рынку
труда не нужно», – отметил министр.
Столь драматичная ситуация сложилась как раз
потому, что многие потребители образовательных
услуг – выпускники школ и их родители – при
выборе профессии ориентировались не на реальные
потребности экономики, а на весьма условные
соображения «престижа», на общественные и , увы,
нередко искаженные стереотипы.
Так, что если Ваш ребенок хочет через несколько
лет стать не только успешным выпускником
профессионального учебного заведения, но и
востребованным молодым специалистом, стоит
учесть, что тип востребованных профессий
меняется каждые пять лет. Кроме того, на
востребованность влияет не только
технологический, но и географический фактор.
Например, на юге постоянно требуются специалисты
по пищевым технологиям и инженеры в области
сельского хозяйства, а в Сибири больше нужны
инженеры, хорошо знакомые с современными
технологиями. Так что, выбирая будущую профессию
вместе со своим ребенком, думайте и анализируйте,
анализируйте и думайте! [2].
2. Выступление педагога-психолога «Ошибки в выборе профессии»
Что самое главное при выборе профессии?
Чтобы Ваша работа в будущем была успешной и
приносила удовлетворение.
Все, что способствует такому выбору, хорошо, все,
что противодействует, плохо.
Можно выделить две ошибки, приводящие к
неверному выбору профессии.
Это, во-первых, неправильное отношение к
различным обстоятельствам выбора (к области
деятельности, к советам и поведению окружающих),
включая и недостаточную самостоятельность Ваших
детей в принятии решения; во-вторых,
недостаточность знаний, опыта,
информированности о существенных
обстоятельствах этого выбора.
Встречались ли Вам люди, которые, на Ваш взгляд,
ошиблись в выборе профессии? Как они живут и что
чувствуют? Почему это произошло?
(Вызываю родителей на дискуссию, в ходе которой с
помощью педагога-психолога сформулировать и
записать причины, приведшие к неправильному
выбору профессии: предубеждения, «за компанию»,
идеализация, увлечение «антуражем», заблуждения
(на свой счет, на счет профессии).
В отношении ряда профессий существуют
предубеждения, которые заключаются в том, что
некоторые виды деятельности воспринимаются как
непрестижные.
Список этих профессий может меняться в течение
одного или нескольких поколений. Так, профессия
учителя, полвека считавшаяся в нашей стране
престижной, в начале 90-х годов перешла в разряд
непрестижных. Сейчас ее репутация медленно
восстанавливается. Как Вы думаете, почему это
произошло? Какие профессии Вы считаете
престижными и почему?
Довольно часто выпускники выбирают профессию
«за компанию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том
случае, когда у друзей совпадают интересы,
склонности и способности к одной и той же
профессиональной деятельности. Плохо, если один
из них руководствуется только этим принципом. В
этом случае его, как правило, постигнет жестокое
разочарование, и после долгих, иногда
мучительных поисков, он вынужден менять
первоначальный выбор.
Это в лучшем случае. В худшем он будет всю
оставшуюся жизнь заниматься нелюбимым делом.
Какие последствия это будет иметь для его
здоровья, карьеры?
Нередко интерес к профессии формируется под
влиянием книг, кинофильмов, знакомства с
интересным человеком, которому хочется
подражать.
И последнее. Ошибок можно избежать, если реально
представлять собственные возможности, знать
особенности своей нервной системы, памяти,
внимания, мышления, правильно оценивать уровень
подготовленности, интересы и склонности [1].
3. Выступление педагога-психолога. Знакомство родителей учащихся 11-х классов с результатами анкетирования профессиональной направленности
Общие результаты по классам:
Уровни выраженности интересов |
Направленность интересов |
Общий % по классам |
Ярко выраженный интерес | Физика и математика Химия Педагогика и воспитание Медицина |
13% |
Выраженный интерес | Техника Филология и журналистика История и общественная деятельность Сфера обслуживания |
7% |
Интерес выражен слабо | Электро- и радиотехника Геология и география Биология и сельское хозяйство |
3% |
Интерес отрицается | Искусство Военное дело |
1% |
Выраженная степень отрицания интересов | _____________________ | ________________________ |
Индивидуальную консультацию (конкретно по своему ребенку) родители могут получить в личной беседе с педагогом-психологом школы.
4. Выступление представителя администрации школы «Знакомство и возможности выбора и получения профессии в учебных заведениях г. Омска»
На основе выставки литературы по данной тематике, подробно родителям даетсяинформация:
– аккредитованные, государственные
профессиональные учебные заведения;
– коммерческие профессиональные учебные
заведения.
Выставка литературы:
– «Абитуриент Сибири 2009»,
Информационно-справочное издание АНО
«Мас-Медиа-Центр» г. Новосибирск.
– Справочник абитуриента «Абитуриент-Инфо 2009»,
Проект Издательства «ПаПа» Томск 2009 г.
– Справочник «Аккредитованные высшие учебные
заведения». ООО «Редакция журнала «Аккредитация
в образовании».
– Информационные листы с рекламой учебных
заведений г. Омска.
– «Карьерный навигатор абитуриента». Выпуск 4., г.
Омск - 2009.
Список используемой литературы:
1. Галина Резапкина «Я и моя профессия», Факультативный курс для учащихся 9-х классов.
2. Ю.Хачатурян. "Как выбрать вуз". Журнал "Абитуриент", 2001 г., № 5.
3. Справочник «Аккредитованные высшие учебные заведения» ООО «Редакция журнала «Аккредитация в образовании». 2009-2010 гг.
4. Э. Д. Пфляумер «Психодиагностика в педвузе», Новосибирск 1996 г.