Родительское собрание "Взгляд в будущее"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: cодействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации старшеклассников.

Задачи:

  • Информировать родителей о современном рынке труда и его требовании к профессионалу.
  • Показать часто встречающиеся ошибки в выборе профессии.
  • Познакомить родителей с результатами профессиональной направленности учащихся 11-х классов.
  • Расширить знания о возможности выбора и получения профессии в учебных заведениях г. Омска.

Участники: родители учащихся 11-х классов, представитель администрации школы, классные руководители, педагог-психолог.

Предварительная работа:

  1. Посещение ярмарки учебных заведений «Тебе молодой».
  2. Выявление профессиональной направленности подростков (карта интересов – Приложение 1).
  3. Подготовка материала для беседы «О современном рынке труда и его требовании к профессионалу».
  4. Подготовка материала к беседе «Ошибки в выборе профессии».
  5. Подборка специальной литературы на тему: «Возможности выбора и получения профессии в учебных заведениях г. Омска». (материал для выставки).

ХОД СОБРАНИЯ

1. Выступление классного руководителя «О современном рынке труда и его требовании к профессионалу»

Нелегко бывает выбрать будущую профессию. Большинство бед, происходят от того, что люди не могут четко сформулировать свои цели и трезво оценить свои возможности.
Справиться с трудностями, возникающими при принятии решения, Вам помогут статьи в специализированных изданиях, рассказывающие о той или иной профессии и о требованиях, которые она предъявляет человеку, советы родственников и, конечно же, квалифицированная помощь школьного психолога. Который окажет Вашему ребенку комплексную поддержку: ответит на интересующие вопросы, проведет ряд тестов, определяющих склонности и способности Ваших детей [2]. Раньше было проще: существовал своеобразный конвейер школа – ВУЗ – аспирантура – научная деятельность.
Или: школа – ПУ – работа. Сейчас ситуация изменилась: на каждом шагу – море возможностей, запросто можно потеряться.
Все знают, что существует рынок товаров, есть рынок труда, но не все еще поняли, что образовательные услуги тоже образуют рынок. Эти рынки тесно взаимосвязаны. Первое, в чем нужно определиться –на какой «рынок» Вам нужно сейчас. Если Ваш ребенок сразу после школы отправляется трудиться, будьте готовы к тому, что через некоторое время жесткие условия рынка труда могут потребовать приобретения новых, более глубоких и современных знаний для повышения конкурентоспособности. И Вашему ребенку все равно придется искать на рынке образовательных услуг то, что поддержит его «на плаву».
Если же Ваш ребенок отправится учиться то, приобретая знания, умения и навыки, он выходит на рынок труда позже, но гораздо лучше вооруженный. Не исключено, что через некоторое время он вновь почувствует нехватку знаний и опять отправится «грызть гранит» науки. Этот постоянный круговорот и есть основа того, что называют системой непрерывного образования, то есть образования в течение всей жизни [3].
По статистике, сегодня до половины выпускников, а по некоторым направлениям до 80% , работают не по специальности.
Одна из причин – неправильный выбор профессии, без учета своих возможностей и требований рынка труда. О переизбытке юристов и экономистов, зачастую некачественно подготовленных, говорилось уже немало.
Так, в декабре 2008 года министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко привел следующие цифры: сегодня из 7,5 миллиона студентов почти 2 миллиона – экономисты и менеджеры, еще примерно 800 тысяч – юристы. «Такое количество специалистов рынку труда не нужно», – отметил министр.
Столь драматичная ситуация сложилась как раз потому, что многие потребители образовательных услуг – выпускники школ и их родители – при выборе профессии ориентировались не на реальные потребности экономики, а на весьма условные соображения «престижа», на общественные и , увы, нередко искаженные стереотипы.
Так, что если Ваш ребенок хочет через несколько лет стать не только успешным выпускником профессионального учебного заведения, но и востребованным молодым специалистом, стоит учесть, что тип востребованных профессий меняется каждые пять лет. Кроме того, на востребованность влияет не только технологический, но и географический фактор. Например, на юге постоянно требуются специалисты по пищевым технологиям и инженеры в области сельского хозяйства, а в Сибири больше нужны инженеры, хорошо знакомые с современными технологиями. Так что, выбирая будущую профессию вместе со своим ребенком, думайте и анализируйте, анализируйте и думайте! [2].

2. Выступление педагога-психолога «Ошибки в выборе профессии»

Что самое главное при выборе профессии?
Чтобы Ваша работа в будущем была успешной и приносила удовлетворение.
Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо.
Можно выделить две ошибки, приводящие к неверному выбору профессии.
Это, во-первых, неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятельность Ваших детей в принятии решения; во-вторых, недостаточность знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора.
Встречались ли Вам люди, которые, на Ваш взгляд, ошиблись в выборе профессии? Как они живут и что чувствуют? Почему это произошло?
(Вызываю родителей на дискуссию, в ходе которой с помощью педагога-психолога сформулировать и записать причины, приведшие к неправильному выбору профессии: предубеждения, «за компанию», идеализация, увлечение «антуражем», заблуждения (на свой счет, на счет профессии).
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые виды деятельности воспринимаются как непрестижные.
Список этих профессий может меняться в течение одного или нескольких поколений. Так, профессия учителя, полвека считавшаяся в нашей стране престижной, в начале 90-х годов перешла в разряд непрестижных. Сейчас ее репутация медленно восстанавливается. Как Вы думаете, почему это произошло? Какие профессии Вы считаете престижными и почему?
Довольно часто выпускники выбирают профессию «за компанию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у друзей совпадают интересы, склонности и способности к одной и той же профессиональной деятельности. Плохо, если один из них руководствуется только этим принципом. В этом случае его, как правило, постигнет жестокое разочарование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор.
Это в лучшем случае. В худшем он будет всю оставшуюся жизнь заниматься нелюбимым делом. Какие последствия это будет иметь для его здоровья, карьеры?
Нередко интерес к профессии формируется под влиянием книг, кинофильмов, знакомства с интересным человеком, которому хочется подражать.
И последнее. Ошибок можно избежать, если реально представлять собственные возможности, знать особенности своей нервной системы, памяти, внимания, мышления, правильно оценивать уровень подготовленности, интересы и склонности [1].

3. Выступление педагога-психолога. Знакомство родителей учащихся 11-х классов с результатами анкетирования профессиональной направленности

Общие результаты по классам:

Уровни выраженности интересов

Направленность интересов

Общий % по классам

Ярко выраженный интерес Физика и математика
Химия
Педагогика и воспитание
Медицина

13%
9%
17%
15%

Выраженный интерес Техника
Филология и журналистика
История и общественная деятельность
Сфера обслуживания

7%
12%
5%
9%

Интерес выражен слабо Электро- и радиотехника
Геология и география
Биология и сельское хозяйство

3%
4%
3%

Интерес отрицается Искусство
Военное дело

1%
2%

Выраженная степень отрицания интересов _____________________ ________________________

Индивидуальную консультацию (конкретно по своему ребенку) родители могут получить в личной беседе с педагогом-психологом школы.

4. Выступление представителя администрации школы «Знакомство и возможности выбора и получения профессии в учебных заведениях г. Омска»

На основе выставки литературы по данной тематике, подробно родителям даетсяинформация:

– аккредитованные, государственные профессиональные учебные заведения;
– коммерческие профессиональные учебные заведения.

Выставка литературы:

– «Абитуриент Сибири 2009», Информационно-справочное издание АНО «Мас-Медиа-Центр» г. Новосибирск.
– Справочник абитуриента «Абитуриент-Инфо 2009», Проект Издательства «ПаПа» Томск 2009 г.
– Справочник «Аккредитованные высшие учебные заведения». ООО «Редакция журнала «Аккредитация в образовании».
– Информационные листы с рекламой учебных заведений г. Омска.
– «Карьерный навигатор абитуриента». Выпуск 4., г. Омск - 2009.

Список используемой литературы:

1. Галина Резапкина «Я и моя профессия», Факультативный курс для учащихся 9-х классов.

2. Ю.Хачатурян. "Как выбрать вуз". Журнал "Абитуриент", 2001 г., № 5.

3. Справочник «Аккредитованные высшие учебные заведения» ООО «Редакция журнала «Аккредитация в образовании». 2009-2010 гг.

4. Э. Д. Пфляумер «Психодиагностика в педвузе», Новосибирск 1996 г.