Данная статья предназначается всякому
взрослому, который, вступая во взаимодействие с
ребёнком, больше всего ценит естественные
механизмы развития ребёнка, старается не
разрушить их, а терпеливо наблюдая за ними, готов
строить свою работу с детьми как сопровождающую,
раскрывающую эти естественные механизмы. При
таком подходе взрослый становится и
наблюдателем, и соучастником, и своеобразным
исследователем. Но никогда он не становится в
позицию всё знающего, диктующего,
распоряжающегося, авторитарно управляющего.
Именно поэтому он получает счастливую
возможность вместе с ребёнком понять для себя
что-то новое, испытать радость творчества,
озадачиться неожиданными проблемами и, конечно,
почувствовать, сколь неисчерпаема детская
благодарность и сколь бескорыстно их доверие. И
как это приятно – самому доверять детям!
В качестве такого взрослого может быть и
родитель, и воспитатель, и старший ребёнок, и
тренер-психолог, и няня или гувернантка, и
руководитель кружка, и учитель.
Время контакта учителя или воспитателя с детьми
ограничено, к тому же перед педагогом почти
всегда не один ребёнок, а группа. Это и сложнее, и
интереснее, поскольку в группе появляются
специфические механизмы естественного
взаимодействия между детьми.
Поэтому так важно, чтобы взрослый сумел «на
равных» войти в деятельность детей. Лишь тогда он
может пытаться направить эту деятельность (как
бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед ним
как воспитателем или учителем.
У маленьких детей произвольное внутреннее
внимание совсем не развито, в регуляции их
психической жизни преобладают непроизвольное
внимание, внешние стимулы и контроль со стороны.
Ребёнок направляет своё внимание туда, где яркие,
громкие, новые или необычные стимулы. Он способен
продуктивно сосредоточиться лишь на том, чего
хочет, что ему нравится, а не на том, что «надо»
нам, окружающим.
По мере созревания мозговых структур и
определённых нервных механизмов, у ребёнка
появляются возможности самому управлять своим
вниманием.
Этому процессу можно способствовать, создавая
условия для деятельности и тренировки растущих и
созревающих психических функций ребёнка.
Вашему вниманию предлагается сценарное описание
занятия по психогимнастике с элементами
эмоционально-коммуникативного психологического
тренинга.
ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ «ИГРЫ ГНОМИКОВ»
- Разминка.
- Гимнастика:
- Головки-бубенчики
- Поединок в кругу
- Полощем руки в воде
- Кулачки-молоточки
- Брызгалки
- Обтирание
- Встряхивание
- Прыжки сидя
- Брыкалочка
- Ходьба против ветра
- В густом лесу
- Общение:
- Эмоция удовлетворения, довольства
- Эмоция страха, испуга
- Тренинг поведения: когда всем весело, а одному грустно.
- Завершение.
РАЗМИНКА
Сегодня мы с вами познакомимся с маленькими
волшебными человечками и будем с ними играть.
Этих человечков зовут гномиками. Они такие же
маленькие, как и вы. Бывают ещё меньше. Покажите
мне, какие они маленькие (педагог показывает
рукой какую-то высоту от пола, а детей просит
показать ещё меньшую высоту. Всё меньше и
меньше, до самых крошечных). Вот какие
маленькие бывают гномики.
Ещё у них есть длинная-предлинная борода,
покажите, какая?(Дети показывают на себе, какая у
них длинная борода).
На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые
громко стучат. Как стучат деревянные каблучки?
(Дети топают ножками).
А на головах у гномиков забавные колпачки с
колокольчиками, которые звенят: динь-динь (дети
надевают шапочки и качают головками – 2 мин.)
Живут гномики в лесной пещере. Все побежали к
стене и встали возле неё. Здесь, в пещере гномики
любят играть со своим дедушкой в хлопушки.
Давайте поиграем. Я дедушка, когда я буду хлопать
в ладошки, вы будете ко мне шагать. А если я запою
«ля-ля-ля», вы станете прыгать. Попробуем?
(Педагог попеременно то хлопает в ладоши, то
напевает «ля-ля-ля», сначала и сам шагает и
прыгает в такт своим хлопкам или пению. Потом
дети понимают, что нужно делать, и сами выбирают,
какое движение делать в такт хлопкам и пению. (2
мин.)
Ещё гномики любят ходить гуськом, друг за другом:
пяточку к носочку, пяточку к носочку. (Педагог
показывает, как ходить). Чем быстрее я буду
хлопать, тем быстрее идут гуськом гномики.
Начали! (Педагог 3-4 раза меняет ритм хлопков – 1
мин.)
А теперь возьмёмся за руки, кто-то ухватится за
дедушку, и побежим за дедушкой играть в «ниточку
с иголочкой». Куда дедушка, туда и вы. Только руки
не отпускайте, а то ниточка порвётся. (Бегают за
педагогом по комнате, обходя разные препятствия:
стол, стул, коврик, игрушку и т.д., то замедляя, то
ускоряя темп – 1 мин.)
Прибежали на полянку. Ух, как хорошо в лесу!
Кругом травка зелёная, мягкая. Цветочки растут,
птички поют. И колокольчики звенят на шапочках у
гномиков.
ГИМНАСТИКА
1. Головки-бубенчики
Стали гномики хвастаться, у кого звонче
колокольчики на шапочках звенят. Гномики
разбежались по кругу вокруг озера (педагог
показывает, где озеро и как встать детям по
кругу), и давай слушать свои колокольчики.
(Делать НАПРЯЖЁННО) Головкой влево мотнули,
наклонили её подальше к плечику, потянулись, чуть
покачали головкой, услышали: «динь-динь-динь».
Теперь вправо головкой склонились, к плечику
наклонились, послушали другим ушком: «дзинь-ля,
дзинь-ля-ля». Теперь головку вперёд склонили,
стараются гномики подбородочком курточки своей
коснуться, опять чуть покачали своими головками,
послушали: «дили-лили-линь, дили-лили-линь». Назад
головку опрокинули, послушали: «динь-дон,
динь-дон». (1 мин.)
(Делают РАССЛАБЛЕННО) Очень весело стало
гномикам, давай они головками крутить влево,
вправо. Головка у них как шарик по плечам
катается: «динь-дон, бам-блям, дили-дили-линь!»
Чувствуете, гномики, как легко шейка головку
катает, какой перезвон идёт по всей полянке?
«Дзинь-ля-ля, динь-дон, динь-бом»! У всех
колокольчики звонко поют, не понять, у кого лучше.
(3 мин.)
2. Поединок в кругу
Затеяли гномики силами мериться: кто кого
одолеет. Стали кружком возле озера, друг другу на
плечики обе руки положили, ножки расставили,
крепко в пол уперлись ножками, напряглись всем
телом, силой от земли налились и давай друг друга
руками вниз давить. (Делают НАПРЯЖЁННО)
Кто кого к земле прижмёт, в озеро искупаться
столкнёт. Ножки не движутся, спинка твёрдая,
животик напрягся, только руки давят друг другу на
плечи. Ух! Какие сильные все гномики, непобедимые.
Устали бороться. (1 мин.)
3. Полощем руки в воде.
(Делают РАССЛАБЛЕННО) Руки в воду прохладную опустили, поболтали ими в воде, как будто это не ручки, а две верёвочки на плечиках болтаются, встряхнули своими ручками, пальчиками поболтали. И давай волны руками гнать – влево, вправо (ручки прямые, свободно висят, как будто полощутся – влево, вправо, кругом – 1мин.)
4. Кулачки-молоточки.
(Делают МЕДЛЕННО, затем БЫСТРО, ЧАСТО) Разбаловались гномики, давай брызгаться. Кулачки сжали и ну ими молотить по воде: раз! Два! Три! Брызги во все стороны. Весело гномикам. Всё быстрее и быстрее по воде кулачками молотят. Да, устали гномики, кулачки уже так быстро не стучат, еле-еле, тихо-тихо. Всё.
5. Брызгалки.
(Делают НАПРЯЖЁННО, РЕЗКО) Решили гномики друг в друга брызгать. Резко по воде ладошкой – хлоп! (Педагог показывает резкими движениями два-три приёма, как брызгать на другого гномика. Дети повторяют).
6. Обтирание.
(Делают ПЛАВНО, РАССЛАБЛЕННО) Обрызгались гномики с ног до головы, промокли. Стали друг другу лицо вытирать, ладошечкой – нежно, ласково, а теперь – плечики, ручки, спинку, грудку. (Дети в парах вытираюи ладошкой один другого. Потом они меняются ролями.) (Педагог показывает, как плавно и мягко движутся руки, как свободны движения у обоих гномиков в паре.)
7. Встряхивание.
(Делают РАССЛАБЛЕННО) Остатки воды с себя стряхнули гномики сами – раз! – и встряхнулись гномики всем телом. Подпрыгнули чуть-чуть и встряхнулись. Как мама встряхивает стираный платочек. Раз! Опять сухие. Давайте дальше играть.
8. Прыжки сидя.
Давайте лучше на попе прыгать, кто быстрее до дедушки допрыгает? Ручками не помогать, только на попе прыгать. Если очень трудно, можно ручками себе помочь. Вот как прыгают гномики. Очень смешно!
9. Брыкалочка.
(Делают МЕДЛЕННО, затем БЫСТРО, ЧАСТО, ДРОБНО) Давай гномики смеяться, шалить, брыкаться. Кто громче, кто веселей? Руками сзади уперлись и брык ножками: левой, правой. Брык-брык, дрыг-дрыг. Такая у гномиков игра «Бракалочка». Кто сможет быстро-быстро ножками брыкать? (Педагог показывает и задаёт темп: Затрясли ножками, задёргали). Здорово повеселились! Пора домой возвращаться.
10. Ходьба против ветра.
(Делают НАПРЯЖЁННО, ЦЕЛЬНО) А тут ветер подул, такой сильный. Никак не даёт подняться. Прямо к земле валит. Ну-ка, встали, гномики, на четвереньки, так легче против ветра подняться. Встали, ножки пошире, устойчивее, чуть вперёд наклонились, голову ручками прикрываем и идём против ветра. Ветер на нас давит, идти не даёт. А гномики хитрее: то одним боком, то другим, ножки пошире ставят. Вот уже до леса дошли, здесь ветер нас не достанет. Ух, пришли!
11. В густом лесу.
(Делают ЦЕЛЬНО) А в лесу деревья густые, кругом
ветки колючие. Продираются гномики через лес,
ветки поднимают, раздвигают, сами легко между
деревьями проскальзывают, они гибкие, ловкие: где
бочком, где спинкой, где наклонятся, где на
цыпочках пройдут. Вот уже и тропинка. Вышли
гномики на тропинку. Какая узенькая! А посреди
медведь разлёгся и спит, храпит. Что делать?
(Делают РАССЛАБЛЕННО) Давайте снимем свои
шапочки, чтобы не звенели бубенчики, и тихонечко
на цыпочках мимо мишки пройдём. Если я увижу, что
мишка просыпается или шевелится, то сразу скажу
«ку-ку». Значит – опасность, гномики должны
застыть и не шевелиться. А когда рукой махну –
опять можно идти. Понятно? Пошли.
(ПОШЕВЕЛИВАНИЕ, ЗАСТЫВАНИЕ) Дети, крадучись,
очень тихо подходят к медведю, несколько раз
останавливаясь и застывая на звук «ку-ку», потом
перешагивают через мишку: осторожно подняв руку,
потом ногу, как в замедленном кино, плавно, боясь
лишний раз пошевелиться.
Ура! Теперь бегом домой, чтобы медведь нас не
догнал. Возьмёмся за руки и бежим к стене, в
пещеру.
ОБЩЕНИЕ (ЭМОЦИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ, ДОВОЛЬСТВА)
Теперь можно отдохнуть, никакой медведь нас не найдёт. Возьмём стульчики и сядем в круг лицом друг к другу. Какие мы молодцы, что убежали от медведя! Как можно показать, что мы молодцы, что мы собой довольны, что нам приятно:
– большой палец поднять вверх, остальные сжать
в кулачок (педагог показывает, дети повторяют),
– мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу,
– гладим себя по груди, по головке, вот мы какие
ловкие и смелые.
Молодцы!
(ЭМОЦИЯ СТРАХА, ИСПУГА)
А сначала мы немножко испугались. Правда? Страшно было, что медведь проснётся и нас съест? Как нам было страшно:
– сжались все в комочек, застыли,
– брови подняли вверх,
– глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и
пошевелиться,
– рот приоткрыли,
– голову втянули в плечи,
– руками вцепились в стул, будто боимся
упасть,
– задрожали, зубами застучали,
– слова сказать не можем.
Брр! Как было страшно! Но медведя мы перехитрили и теперь мы очень довольны и радостны.
ТРЕНИНГ ПОВЕДЕНИЯ (КОГДА ВСЕМ ВЕСЕЛО, А ОДНОМУ ГРУСТНО)
Дедушка-гномик очень грустный. Спросим, почему
он грустный? Дедушка волшебную шапочку с
бубенцом потерял. Что мы будем делать, дети?
Бедный дедушка такой грустный, вот-вот заплачет.
(Педагог играет роли дедушки и свою – ведущего).
– Нам жалко дедушку? Подойдём к нему, присядем на
корточки и жалобно посмотрим ему в глаза,
погорюем вместе с ним. Ох, какое горе – потерять
волшебную шапочку! А как мы его пожалеем:
– положим руку на его плечо, постоим,
– погладим по руке, по спине, по голове,
– прислонимся или обнимем дедушку?
А может быть, развеселим его: позвеним
бубенчиками, улыбнёмся? Всё равно дедушка
грустит. Что же нам ещё сделать? Подарить ему
вместо шапки грузовик, конфету, дудочку,
цветочек? (Каждый подходит и дарит гномику, что
хочет.)
А может быть, кто-то отдаст дедушке свою шапочку с
бубенцом?
А теперь пойдёмте все вместе потанцуем, кто
позовёт дедушку с нами?
ЗАВЕРШЕНИЕ
Все дети берутся за руки, водят простейший
хоровод под знакомую песенку или свободно
прыгают, пляшут, топают под какую-нибудь музыку.
До свидания, мои славные гномики. Мы обязательно
с вами ещё встретимся и поиграем в ваши весёлые
игры!