Цели и задачи.
- Формирование представления о многообразии сложных слов.
- Отработать написание соединительных гласных о,е в сложных словах.
- Упражнения в разборе слов по составу.
- Повышение интереса к изучению русского языка.
- Развивать творческое мышление устной и письменной речи, внимание и память.
Оборудование.
- Мультимедийная установка, компьютер.
- Раздаточный материал
- Р.Н. Бунеев Учебник “Русский язык”
Ход урока
1. Организационный момент
На доске:
“Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём
все тоны и оттенки, все переходы звуков – от
самых твердых до самых нежных и мягких”. Н.В. Гоголь |
Учитель:
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
– Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие.
Чтобы узнать тему нашего путешествия, давайте вспомним, что мы всегда делаем в начале урока (минутка чистописания). Что интересного в слове: Чистописание. (Слайд 3). См. Приложение
Чистый писать Чистописание Путь шествовать Путешествие
– Что объединяет эти слова?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Тема урока: “Сложные слова. Путешествие по стране_____________?” (Слайд 4)
Какие качества характера человека нам понадобятся, что бы преодолевать трудности в путешествии, мы узнаем, если соберем слова (Слайд 5–6):
Жизнь – Радость
Цель – Устремлять
Добро – Желать
Труд – ЛюбитьЖизнерадостный
Целеустремленный
Доброжелательный
Трудолюбивый
Чистописание.
Ро | до | во | же | це | ше | ле | не | те |
Задание:
- Подчеркните синей ручкой – согласные твердые звуки
- Подчеркните зеленой ручкой – согласные мягкие звуки
- [ц] [ж] [ш] – что мы знаем об этих звуках? (Звуки всегда твердые.)
- Подчеркните красной ручкой – гласные о, е
Жизнерадостный, целеустремленный, доброжелательный, трудолюбивый (Слайд 7).
Вывод: в сложных словах могут быть только соединительные гласные О, Е
Алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах (Слайд 8).
Если основа оканчивается на твердый согласный звук – пиши О.
водопад скороход
Если основа оканчивается на мягкий согласный звук – пиши Е.
землемер синеглазый
После шипящих [ж] [ш] [ц] – всегда пиши Е.
пешеход сердцеед
Физкультминутка (Слайд 9).
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл,
Научился применять.
Задание легко мне выполнять.
В добрый путь! По стране ЕОландии! (Слайд 10)
Нам нужно познакомится с жителями этой страны, и в этом на поможет гид или : подберите синоним к слову гид. (экскурсовод)
Турагенство предлагает нам выбрать экскурсовода: Иван – Царевич или Соловей – Разбойник (Слайд 11). В выборе нам помогут слова признаки, характеризующие этих героев. У кого больше будет слов – тот и победит (на столах карточки).
Карточки:
Трудолюбивый
Самолюбивый
Сердобольный
Слабовольный
Милосердный
Тугодум
Добродушный
Властолюбивый
Благородный
Великодушный
(Слайд 12)
Иван – Царевич Трудолюбивый Сердобольный Милосердный Добродушный Великодушный Благородный Экскурсовод – Иван-Царевич. |
Соловей-Разбойник Самолюбивый Слабовольный Тугодум Властолюбивый |
Жители ЕОландии – трудолюбивый гостеприимный народ. Сейчас мы познакомимся с их профессиями (Слайд 13). На столах карточки (работа в парах).
Задание
Составить слово, записать, выделить основу, корни и соединительные гласные (Слайд 14).
Пчела
Земля
Лес
Свинья
Сталь
Скала
Море
Рыбаразводить
пахать
рубить
пасти
варить
лазать
плавать
ловитьпчеловод
землепашец
лесоруб
свинопас
сталевар
скалолаз
мореплаватель
рыболов
Работа с учебником Р.Н.Бунеев стр.93 упр.134. Задание: списать четверостишье, найти и обозначить все знакомы орфограммы. Разобрать по составу слова подводник, денёк.
Среди жителей ЕОландии есть сказочный герой (какой?). Его знает Иван-Царевич. (Свинопас.)
Свинопас приглашает нас в свой музей волшебных вещей (Слайд 15–16). Работа с учебником стр.92 упр.133
Сапоги – скороходы
Ковер – самолет
Скатерть – самобранка
Гусли – самогуды
Скатерть – самобранка приготовила нам угощение (какое?) (Слайд 17)
Чаепитие из самовара
Чай пить сам варить
Фонетический разбор слова чай.
Широка и раздольна страна ЕОландия! Много в ней лесов, полей, морей и рек.
А теперь заглянем на полянку в Волшебный лес (Слайд 18, Приложение 1). Послушаем пение птиц. Как вы думаете, какие названия будут у птиц? (сложные слова)
Загадки (Слайд 19–22).
1. Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда ловит мух. (Мухоловка, Приложение 2)
2. Это очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперение на головке – черное. (Черноголовка, Приложение 3)
Засверкал, как самородок,
(По-над бродом зимородок.)
На него с горы глядишь –
Сверху зелен,
Снизу рыж;
Лоскутком зари рассветной,
Оставляя след ответный,
Над водой он промелькнул,
Круглый камень обогнул
И на бреющем полете
Завернул на повороте...
Там, где сук торчит подводный
Над рекой несудоходной
Длиннонос, короткохвост,
Он займет достойный пост.
Брать верховок
Очень ловок
(Зимородок – рыболов.)
У него нора в откосе,
Спят птенцы на чешуе.
Он верховок им приносит,
Чуть сверкнут в речной струе.
(Зимородок, Приложение 4)
(Павел Барто)
– Каких животных мы можем увидеть в этом лесу (Слайд 23)? (Носорог, короед (землеройка, утконос).)
– А под елкой растет? (Мухомор.)
– Вот и подошло наше путешествие к концу. Очень хотелось бы, ребята, услышать рассказ о вас.
Творческое задание (Слайд 24):
– Составить небольшой рассказ по ключевым словам.
Правый берег Правобережный
Книга любить Книголюб
Третий класс третьеклассник
Труд любить трудолюбивый
Новый год новогодний
Гости принимать гостеприимный
Рефлексия (Слайд 25).
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Выслушиваются ответы.
– Благодарю за работу!
Молодцы!