ЦЕЛИ:
- развитие умения распознавать в тексте отдельное предложение;
- развитие навыка построения предложений;
- развитие интеллекта;
- формирование навыка выразительного произношения предложения;
- постановка знака препинания в конце предложения;
- воспитание внимательности и наблюдательности;
- воспитание интереса к урокам русского языка.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран.
Презентация (Приложение 1)
|
Этапы урока |
Ответы учащихся |
Примечания |
1 |
Орг. Момент |
|
|
2 |
Объявление темы урока - Сегодня на уроке мы вспомним, что такое предложение, какие бывают предложения по интонации. Потренируемся в постановке знака в конце предложения. - На уроке чтения мы читали произведение. Отгадайте о ком эти строки. -…махнет он рукой и полетят 3 птицы…А у каждой птицы по 4 крыла,в каждом крыле по 7 перьев,каждое перо со своим именем… |
- Старичок-годовичок (С-г). |
Показ слайда 1 (иллюстрация с Старичком-годовичком). |
3 |
Минутка чистописания - С-г проверит, как вы знаете приметы времен года и умеете ли вы грамотно писать. - Месяцы какого времени года перечислены? - Какой из зимних месяцев изображён на картине И.Левитана «Золотая осень»? - Найдите в названии осенних месяцев общую букву, которая обозначает (согласный, непарный, звонкий, мягкий ) звук. - На минутке чистописания мы повторим написание букв Рр. |
- Осени. - Буква р (Записывают карандашом в свои словарики). |
На доске: сентябрь октябрь ноябрь Показ слайда 2 (репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»). |
Сл.-Сл |
- А теперь отгадаем одно из любимых словарных слов С-г. - Написание какой буквы нужно запомнить? - Какое еще правило есть в этом слове? - Напишите красиво это слово в тетрадь. |
- МОРОЗ - Без.гласн.-о - Парн.согл.-з |
Показ слайда 3 (изображение березы, замка с зашифрованными (знаками) буквами и шифровка нового сл. сл). Показ слайда 4 (варианты значения слова - мороз). |
|
- Выберите значение этого слова из предложенных вариантов: Мелкий моросящий дождь. Погода с низкой температурой воздуха. Дедушка из Великого Устюга. - Где вы можете найти значение слов? - Составьте устно предложение с этим словом. |
/…, …, в словарях/ Предложения |
Показать некоторые виды словарей, зачитать значение слова из словаря Ожегова |
4 |
Новый материал. - Взмахнул С-г. рукой и вылетела другая тройка птиц, а с ними и задания для вас. - Назовите зимние месяцы. - Какой из зимних месяцев изображён на картине К.Юона «Конец зимы. Полдень»? |
декабрь январь февраль |
Показ слайда 5 (репродукция картины К.Юона «Конец зимы. Полдень». |
|
- Сформулируйте задание к записи на доске: Хорошо в мороз на улице идет легкий снежок вы любите зиму |
- Разделить текст на предложения, поставить знаки препинания. Правило… |
|
|
- Что такое предложение? - Сколько здесь предложений? - С одинаковой ли интонацией будем читать эти предл-я или по-разному? - Прочитайте предл-е, которое произносится с особым чувством-восхищения. - Какой знак мы ставим в конце таких предл-ий? - Как называется такое пр-е? - Напишите его в тетрадь. |
Хорошо в мороз на улице! |
|
|
- Прочитайте предл-е, в котором о чем-либо сообщается,повествуется. - Какой знак? Как наз-ся такое пр-е? Напишите его. |
Идет легкий снежок. |
|
|
- Прочитайте предл-е, в котором содержится вопрос. (знак, название, написание) - Как бы вы озаглавили этот текст? Вывод: - Какие бывают пр-я по интонации? |
Вы любите зиму? /……/ Формулируют сами, зачитывают из учебника. |
|
|
- С-г. хочет посмотреть, умеете ли вы читать разные виды предложений, соблюдая правильную интонацию в следующем задании: - Найдите лишнее пр-е. Громко поют птицы. Медом пахнут луговые цветы и травы. Когда это бывает? |
(Задание предлагается выполнить по желанию: кто в какой тройке предложений хочет) Лишнее 3-е пр-е: оно вопросительное. |
Показ слайда 6 (появление троек пр-ий). |
|
Вы любите слушать дождь? О чем он вам может рассказать? Прилетают птицы, ярко светит солнце. |
Лишнее 3-е пр-е: оно повествовательное. |
|
|
Как чудесно весной! Синеет высокое небо. Бегут говорливые ручьи. |
Лишнее пр-е 1-е: оно восклицательное. |
Слайд 6 (оставленные «лишние» пр-я). |
|
- Можно ли назвать написанное текстом? - Каких птиц выпускает С-г весной? - Какой из весенних месяцев изображён на картине И.Левитана «Весна. Большая вода»? Почему вы так думаете? |
- Все пр-я на одну тему: «Весна». - Март, апрель, май. |
Показ слайда 7 (репродукция картины И.Левитана «Весна. Большая вода»). |
Ф/м |
- С-г предлагает отдохнуть. Если вы услышите повеств. пр-е –шагаете на месте; воскл.- прыгаете; вопрос.- наклоняетесь. (Весной расцветает сирень. Вы ходили летом в поход? Дети ездят на лыжах..Как тихо кругом поздней осенью!) |
|
|
Р-уч. |
- В учебнике помещены стихи, в которых тоже говорится о волшебных птицах С-г. - Cтр.65 упр.126 - Прочитайте задание (прочитать стих-я, отгадать о каком времени года говорится). Объясните. - Перечислите летние месяцы. - Какой из летних месяцев изображён на картине И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»? Докажите. - Кто прочитает более выразительно… - Назовите орфограммы, которые встретились в тексте. - Спишите стих-е, которое вам больше понравилось. |
Лето. Осень. /…./ Уч-ся списывают под музыку П.И.Чайковского «Времена года». |
Показ слайда 8 (репродукция картины И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем».) |
|
Вывод: Что мы повторили на уроке? - Вы понравились С-г. Много знаете и умеете. - Мы продолжали сегодня составлять предложения из слов, собирали предложения на одну тему о временах года. |
/…./ |
Показ слайда 9 (1) (С-г). Показ слайда 10 (2, 5, 7, 8) (все репродукции: осень, зима, весна, лето). |
Д-з. |
- Попробуйте написать на открытке для С-г письмо-сочинение, в котором вы расскажете о любимом времени года, опираясь на вопросы. Лучшие письма он будет зачитывать своим друзьям. |
Вопросы. - Какое время тебе нравится больше всего? - Как в это время года выглядят - небо - земля - деревья? - Какие развлечения есть в это время года у детей? - Как выглядит твой поселок в это время года? |
Показ слайда 11 (Изображение открытки, вопросы для письма) |
Список литературы
1. Ветрова Г. Сказка о грустном художнике. И. Левитан Изд. «Белый город» 2001г.
2. Ветрова Г. Сказка о грустном художнике. И. Шишкиш Изд. «Белый город» 2001г.
3. Ветрова Г. Сказка о грустном художнике. К. Юон Изд. «Белый город» 2001г.
4. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение 1991 г.
5. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи. 2 кл. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1979 г.
6. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2кл. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС 1999 г.
7. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: Книга для учителя. М: Изд. «Первое сентября» 2000г.
8. Бельская А.С. Практический материал по русскому языку. Минск «Народная Асвета» 1977г.