Взаимодействие детского сада и семьи в формировании самостоятельности у дошкольников в игре и в продуктивной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Свою педагогическую деятельность осуществляю в детском саду № 32 «Дружные ребята» компенсирующего вида, который посещают дети с различными нарушениями зрения. Они отличаются от здоровых детей тем, что восприятие окружающего мира ограничено, на усвоение информации затрачивается больше времени, страдает речь. Часто они бывают раздражительны, несобранны, расторможены. Хотя органические расстройства зрительного анализатора осложняют отношения ребенка с социумом, изменяют его статус, опосредованно влияют на его психическое развитие. Неудачи и трудности, с которыми сталкивается ребенок в игре, овладение двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции: пассивность, самоизоляция и даже агрессивность. Многие дети с нарушением зрения проходят стадию астенического состояния, которая характеризуется нежеланием играть, быстрой утомляемостью. Среди таких детей можно встретить как обладающих замечательными волевыми качествами, так и дефектами воли; как импульсивность поведения, упрямство, негативизм.

Самостоятельность и способности у таких детей появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности. Одно из главных умений при воспитании самостоятельности у дошкольников – это действовать своевременно, не упуская из виду тех перемен, которые по ходу взросления меняют ребёнка.

Актуальность темы на современном этапе очевидна, поскольку формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста – одна из острых проблем современности.

Долгое время перекос к преждевременному умственному развитию (70–80-е годы) мешал формированию творческих и игровых качеств у ребёнка. Семья действовала обособленно от детского сада, испытывая серьёзные трудности в воспитании дошкольников.

Главная задача на сегодняшний день – научить незащищенных детей быть самостоятельными, уверенными в себе, адаптированными к условиям жизни в современном обществе. И только при правильной организации воспитания, широком вовлечении детей в разные виды деятельности, где преобладают мотивация деятельности, определённые установки происходит получение желаемого результата.

Методологической основой моей работы были:

  • Анкетирование родителей по вопросу воспитания самостоятельности в семье.
  • Изучение методической литературы
  • Наблюдения за детьми на занятиях, играх и продуктивной деятельности
  • Подбор методов и форм работы с детьми и родителями.

Цель моей педагогической работы – воспитать детей целеустремлёнными, активными самостоятельными. Зажечь в них искорку уверенности в себе, готовности к школьной жизни.
Современная педагогика считает, что наиболее благоприятные результаты воспитания достигаются в условиях содружества семейного воспитания и детского сада.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  • Разработать систему мероприятий по созданию условий для взаимодействия ДОУ и семьи.
  • Включить родителей в совместную деятельность, где существуют определенность установки с детьми, в процессе которых дети могут научиться самостоятельно решать проблемные ситуации.
  • Учить детей самостоятельно находить пути для достижения поставленной цели.
  • Воспитывать у детей умение сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельность своего товарища.

В решении этих задач, при руководстве деятельностью детей, я не допускаю отсутствие трудностей при выполнении порученного дела, так как легко доступный вариант не формирует настойчивости, целеустремленности.

Положительная оценка с моей стороны побуждает ребенка к продолжению деятельности.

Всегда оцениваю работу дошкольника индивидуально. Если допущена ошибка, рассматриваю ее, обсуждаем вместе, как ее избежать. Мы с ребенком преодолеваем «ситуацию неуспеха».

Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.

Работа по формированию у дошкольников навыков самостоятельности осуществлялась на основе следующих принципов:

1. Преемственность согласованных действий между семьёй и педагогом.
Учитывая этот принцип, я строила работу в определённой последовательности, охватывая период до посещения ребёнком детского сада и заканчивая периодом адаптации детей к детскому саду.

2. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и детского сада.

3. Принцип реализации цели для воспитания самостоятельности у дошкольников.

Этот принцип я применила в разных видах творческой деятельности: Воспитание самостоятельности посредством ручного труда и в сюжетно-ролевой игре.
Воспитание самостоятельности посредством ручного труда.

В старшей и подготовительной группе, одним из самых продуктивных действий для развития самостоятельности у детей является ручной труд.

Физиологи установили, что наши пальцы связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Даже простейшие ручные работы заслуживают постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Чаще основную работу выполняет одна рука, другая помогает ей.

Многие поделки ребенок рассматривает сам, чтобы понять, как это сделано и затем ищет пути достижения цели. Воспитатель может подсказать другой, более легкий путь или другую последовательность действий.

Вместе с тем одна из важных задач педагога – научить выразить свои чувства, эмоции, сформулировать мысли, найти самостоятельно путь для достижения цели.

Я использовала в работе такие формы, как:

  • Наблюдения – они направлены на сравнения, анализ изображения, поиск соответствий и отличий.
  • Открытие – дать возможность ребенку самому открыть технологический прием.
  • Вариантов открытия у детей было множество. Иногда ребенок подходил к совершенно неожидаемым результатам, что я старалась всячески поощрять. Например, при изготовлении рыбки из теста, у Тани никак не соединялась голова с туловищем. Таня придумала соединение с помощью палочки, которая не была предусмотрена в оборудовании к занятию. (Ребенок сам заменил один материал другим). Павел не хотел делать Чебурашке уши из пластилина, он нашел маленькие каштаны. Такая поделка превратилась в объект поиска новых возможностей.

  • Творчество – этот способ указывает на серию заданий, позволяющих ребенку развить художественное видение, конструкторское мышление и творческие способности. Он может видоизменять свой объект, дополнять всякие детали.

Какую же роль играют родители в организации ручного труда? Они помогают собирать нам природный и бросовый материал, дополняют наши занятия новыми формами. Например: Мы с ребятами делали песочницу из мелких палочек, соединяя их между собой с помощью пластилина, а Саша попросил папу сделать для всех детей целую игровую площадку.

Папе и Саше, и даже маме пришлось отложить все дела и вечерами заниматься только макетом. Саша остался очень довольным, принес детскую площадку в наш музей «Самоделкин».

Создание поделок доставляет детям огромную радость, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Во время проведения занятий по ручному труду педагог прослеживает связь с другими видами деятельности; познавательной, наблюдения на прогулках, чтение стихотворений и рассказов, проведение дидактических игр, слушание музыки, игровые моменты, пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Воспитание самостоятельности у дошкольников через сюжетно-ролевую игру.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток, представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от правильного методического руководства взаимоотношения детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, называют их творческими или сюжетно-ролевыми. Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Подражания взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время ни в какой деятельности нет строгих правил. Я делаю всё, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые основаны на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Нужно всегда найти себе роль, чтобы изменить нежелательное направление игры. Играя, в сюжетно – ролевую игру «Корабль» я наблюдаю, что не все дети участвуют в игре. Тогда я задаю вопросы капитану корабля: «А библиотека у вас на корабле есть? Столовая? Больница?» Так появляются в игре дополнительные профессии: врач, повар, библиотекарь. Игра принимает новое направление. Здесь появляются и водолазы, которые опускаются на дно моря и находят затонувший корабль. Появление такой длительной игры говорит о новом, высоком этапе развития творчества. В длительных коллективных играх имеется больше возможностей для предварительного обдумывания, обсуждения игры, что способствует развитию самостоятельности мысли.

При организации игры я стремлюсь к тому, чтобы дать возможность детям проявить самостоятельность и инициативу («Вы сумеете договориться, надо только попробовать», «Я уверена, что Таня поступит справедливо»). Если дети не хотят решать вопрос преднамеренно и обращаются за помощью ко мне, я не сразу спешу с разбором жалоб. Спокойно все выслушаю и говорю: « Дело у вас серьезное. Но ведь я не имею право вмешиваться в ваше дело – я же не работаю у вас». Часто такой подход помогает ребятам вновь войти в игровую ситуацию, поверить в серьезность ее и решить все вопросы самостоятельно.

Для воспитания самостоятельности у дошкольников я использовала такие формы работы с родителями:

  • Наблюдения, вследствие которых я стараюсь выяснить настроение ребенка.
  • Подбор музыки к играм, спектаклям совместно с родителями.
  • Выявление дисгармоничных отношений с помощью сюжетно-ролевой игры.

Такая совместная деятельность педагога и родителей способствует обогащению детей знаниями, отражающими труд взрослых, у детей возникает ответственность за свою воображаемую работу. Имея определенные знания дошкольникам легче организовать игру самостоятельно, отражая в игре труд взрослых. Повышается активность детей, их стремление к творчеству, самостоятельность суждений, настойчивость и целеустремленность в решении организационных вопросов.

Если в семье возникают дисгармоничные внутрисемейные отношения (ревность, агрессия, недостаток внимания) сюжетно-ролевая игра приобретает конфликтный характер. Для нее характерны стратегии привнесения агрессии, зависимости и подчинения. Девочка выбирает роль Бабы Яги, выбрав в качестве персонажа мальчика, и назвала его Хныком. Она приходила в дом, где жила семья, когда никого не было дома, и забирала мальчика к себе со словами: «Бабе Яге нужен обед». Воспитатель вмешивается в ход игры и думает, что спасает ситуацию. Часто такой деструктивный подход воспитателя мешает развитию самостоятельности в игре. Ребенок вынужден изменить ход игры, а он хотел бы доиграть так, как задумал сюжет. Поэтому вмешиваться в игру нужно лишь тогда, если она носит агрессивный характер.

Моя педагогическая деятельность по теме «Взаимодействие детского сада и семьи в формировании самостоятельности у дошкольников в игре и продуктивной деятельности» помогла сформировать у дошкольников самостоятельность, умение принимать решение самому, отвечать за их последствия. Ребенок стал уверенным в себе, подготовленным к школьной жизни. Вся моя деятельность проходила в тесном сотрудничестве с родителями.

Я создала необходимые условия в детском саду, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности в разных видах деятельности. Самостоятельность постоянно « тренируется» в детском саду и « закрепляется» в домашних условиях. Я предоставляю детям, как можно больше самостоятельности на всех этапах – от принятия решения до исполнения задуманного и оценки полученного результата.

В своей педагогической деятельности я руководствуюсь экспериментальной программой « Шаг за шагом», которая разработана на кафедре дошкольной педагогики и психологии города Санкт-Петербурга. Основная цель программы – создать условия в детском саду, атмосферу психологического комфорта для ребёнка и его родителей. Труды педагога В. А Сухомлинского, методические рекомендации А.Свирской, Р. Горшениной, использую в своей практике работы О.Карабановой доктора психологических наук, профессора
МГУ «Родительски – детские отношения в сюжетно-ролевой игре» и Е. Евдокимовой кандидата педагогических наук ВГПУ «Семейный театр в детском саду».

Я использовала следующую литературу:

1. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными./ Н. Букина/Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12 – с. 28-33.
2. Горшенина В. В, Самошкина И.В, Черкасова Н.П.Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания./В.В Горшенина, И.В Самошкина, Н.П Черкасова/ – Волгоград: Панорама. 2007 – 160 с.
3. Маркова Т.А. Детский сад и семья. / Т.А Маркова/ – М. Просвещение. 1986. – 150 с.
4. Шишова Т.Л. Чтобы ребёнок не был трудным. / Т.Л Шишова/ – М: Лепта Книга. 2006 – 624 с.
5. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. / Л.Ф Островская / – М: Просвещение. 1990.– 130 с.