Паспорт программы
Полное название программы | Комплексная программа организации воспитательной работы в 4 – А классе «Воспитание.ru» |
Цель программы | Создание среды для формирования положительного социального опыта у детей, развития личности и формирование навыков самостоятельности, культуры безопасности, умения учиться. |
Адресат проектной деятельности | Учащиеся 4 – А класса |
Краткое содержание программы | Программа состоит из 5 проектов: – социум. yes – взаимодействие ребят с городским социумом, приобретение навыков культуры безопасности; – интеллект.life – осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром, формирование умения учиться, создание среды для творческой деятельности; – ритм. olimp – пропаганда здорового образа жизни, формирование психологической культуры, создание среды для гармоничного физического развития; – родина.com – воспитание гражданской и правовой направленности личности, создание среды для проявления патриотизма учащихся, любви к Родине, родному городу, к родной школе, формирование экологической культуры; – каникулы. go – воспитание стремления к полезному времяпровождению, формирование культуры общения, поддержание интересов в культурно-досуговой и интеллектуально-познавательной деятельности |
Ожидаемый результат | – личностный рост каждого
воспитанника; – развитие кругозора детей, творческих способностей, сформируются навыки умения учиться; – сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, будет сформирована привычка здорового образа жизни; – будет создана среда социальной адаптации детей, сформированы навыки культуры безопасности; – будут сформированы начальные навыки правовой культуры, патриотические чувства к родине, сформировано гуманистическое мировоззрение. |
Автор программы | Выскуб Виктория Николаевна |
Почтовый адрес (Место реализации программы) |
г. Саров Нижегородской обл., ул.Юности, 11, МОУ СОШ № 14 |
Телефон | (831-30) 6-44-19, (831-30) 3-77-11 |
Количество участников | 25 чел. (4-А класс) |
Сроки проведения программы | 2009-2010 учебный год |
Обоснование актуальности
На фоне быстро изменяющейся современной
российской действительности происходит ломка
стереотипов общественного сознания, смена
идеалов и ценностных ориентиров общества.
Разрушаются традиции и устои жизни людей,
ослабевает фундаментальная ячейка общества –
семья. Всё это, а также агрессивный
информационный прессинг, пропагандирующий
насилие, низменные инстинкты человека, привело к
обесцениванию традиционных для российского
общества духовно-нравственных и культурных
ценностей. Социальная апатия и разобщенность,
безнравственность и равнодушие, детская
беспризорность и безнадзорность, коррупция и
высокая преступность стали обычными явлениями
нашей жизни. Дальнейшее снижение физического,
духовного, нравственного и творческого
потенциала нации грозит серьёзнейшим подрывом
основ российского общества, лишая его будущего.
Этой ситуации в стране не каждый взрослый может
противостоять, а хрупкие детские души и вовсе
могут легко сломаться.
Мир детской души, на первый взгляд, простой и
знакомый, в действительности очень сложный и
неизведанный. В нём есть уже своя первая радость
или первая горечь, первая правда или первая ложь.
В последние годы творческие поиски и усилия в
моей воспитательной работе были направлены на
активизацию интеллектуального и духовного
потенциала воспитанников через создание условий
для личностного роста каждого.
Значимость данного возрастного периода трудно
переоценить. Привитое, усвоенное в первые
школьные годы сказывается на протяжении всей
жизни. Младший школьный возраст это самоценный
период, наиболее благоприятный в нравственном,
гуманистическом становлении личности. Именно в
этом возрасте впервые ребёнок осознаёт
отношения между ним и окружающим миром, начинает
разбираться в общественных явлениях, мотивах
поведения людей, нравственных оценках, то есть
вступает в сознательную фазу.
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело
направлять её. Раскрыть двери в сложный,
противоречивый, но такой привлекательный для
младших школьников окружающий их мир, помочь
сделать верные шаги в нём призваны мы, взрослые .
В предлагаемой программе сделана попытка
определить основные направления, содержание,
наиболее эффективные методы и формы
воспитательной работы с младшими школьниками по
формированию у них положительного социального
опыта, умения ориентироваться в реалиях
современности, а также определить условия
эффективности реализации программы воспитания.
Принципы программы воспитания
Воспитательная деятельность программы базируется на следующих принципах:
– принципе самореализации воспитанников;
– принципе взаимосвязи педагогического и
детского соуправления
– принципе системности;
– принципе успешности.
Принцип самореализации означает обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей 4-А класса; осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в воспитательной программе, признании личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью.
Принцип взаимосвязи педагогического и детского соуправления предполагает создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия, а также защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек; организации временных рабочих микроколлективов для реализации программы воспитания и выполнения сменных поручений.
Принцип системности предполагает рассматривать воспитательный процесс не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся во взаимосвязи, но и как часть воспитательной системы школы и города.
Принцип успешности предусматривает то, что мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий классный или школьный климат, но и на собственные успехи в различных видах деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, но и открывает новые возможности, то есть новую зону ближайшего развития.
Таким образом, задачей воспитательной работы по данной программе является создание среды развития, предоставляющей ребёнку возможность пробовать, учиться на собственных ошибках, выбирать, предвидя последствия своего выбора. Это не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с ней различных субъектов, конкретных людей, групп, коллектива. Оно позволяет сформировать у воспитанников потребности и способности к самовоспитанию, к саморазвитию; формировать творческую личность, усвоившую духовные ценности, имеющие активную гражданскую позицию и владеющую такими качествами личности, которые позволят быстро адаптироваться к окружающей жизни.
Содержание деятельности
Главным направлением деятельности является информационно-исследовательское, так как сейчас активно используются новые информационные технологии в работе с учащимися на всех уровнях и этапах обучения и воспитания. Считаю, что ребёнок не должен чувствовать отрыва реальной жизни, наполненной информационными системами и технологиями, от жизни школы. Это значит, что нужно создать среду, побуждающую детей активно взаимодействовать в игровой ситуации, наполненной смыслом и терминами современной информационной реальности. Обязательное сочетание информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий позволяет одновременно повысить уровень мыслительной деятельности учащихся и сберечь их здоровье. В основе всей воспитательной деятельности лежит педагогика сотрудничества.
Проекты программы «Воспитание.ru»
Проект «Социум.yes»
Цель проекта – создание условий для социальной самореализации, развитие навыков культуры безопасности, приобретение опыта социальной активности и социального партнёрства.
Задачи проекта:
– формирование умений и навыков поведения в
общественных местах;
– создать условия для развития педагогики
сотрудничества;
– преодолеть затруднения в социальной адаптации
детей;
– формирование коммуникативных навыков;
– взаимодействовать с культурными объектами
микрорайона, города.
Формы работы:
– игровая деятельность, экскурсии, праздники, акции, тренинги и психологические упражнения, диагностика социальной адаптации.
Традиционные дела:
Организация занятости учащихся – сентябрь.
Азбука добрых дел – 1 раз в четверть.
Беседы по этикету – по плану.
План-сетка мероприятий
Дата |
Содержание деятельности |
||
В классе | В школе | Город, область, Всероссийские | |
Сентябрь | Инструктаж по ТБ в школе. Кл.час:Правила поведения в школе Организация занятости уч-ся Родительское собрание (организационное) |
Линейка 1 сентября Азбука добрых дел. Встреча с инспектором ГИБДД |
Гор.операция «Внимание, дети!» |
Октябрь | Провинциальная филармония. Сказка
«Конёк-горбунок» Родительское собрание по итогам четверти Выезд в цирк. Кл. час Правила этикета |
Кл.час День пожилого человека. Конкурс рисунков «Внимание, дорога» |
|
Ноябрь | Азбука добрых дел.20.11 Кл.час Как вести себя в гостях |
Конкурс «Новогодний серпантин» | |
Декабрь | Новогодний праздник Азбука добрых дел Провинциальная филармония. Родительское собрание Кл.час.Культура общения |
Новогодний праздник Акция Рождественский подарок другу |
Конкурс «Новогодний серпантин» |
Январь | Азбука добрых дел Кл.час Как говорить по телефону(этикет) |
Театр Кузнечик | |
Февраль | Провинциальная филармония. Азбука добрых дел Родительское собрание Кл.час Рыцарский турнир |
Акция Подарок солдату | Гор.этап «Я рисую мир» Гор.этап «Творчество:традиции и современность» |
Март | Провинциальная филармония. Азбука добрых дел Родительское собрание Кл.час Как вести себя в театре. |
Концерт, посвящ. 8 марта | Гор.конкурс «Дорога глазами детей» |
Апрель | Азбука добрых дел Кл.час добрые дела |
Театр Кузнечик | Гор.фестиваль самодеятельности |
Май | Кл.час. Да здравствует вежливость! Приём в пионеры Родительское собрание |
Ожидаемый результат:
– дети приобретают навыки культурного
поведения в общественных местах.
– повышается активность детей и
самоутверждение.
– укрепляются доброжелательные
взаимоотношения, что способствует улучшению
микроклимата в коллективе.
– дети приобретут опыт социальной активности.
– получат развитие коммуникативных навыков
Проект «интеллект.life»
Цель проекта – осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром, создание среды для творческой деятельности.
Задачи проекта:
– поощрять инициативу и стремление
учащихся к интеллектуальному
самосовершенствованию.
– создавать условия для становления, развития и
совершенствования интеллектуальных
возможностей учащихся.
– предоставить возможность детям проявлять свои
интеллектуальные достижения в школе и за её
пределами.
– разъяснять детям необходимость разумного
сочетания интеллектуальной и физической
деятельности для достижения гармонии в своём
развитии.
– формирование культуры умственного труда.
Формы работы:
– интеллектуальные викторины, предметные олимпиады, научно-исследовательские конференции разного уровня, творческие конкурсы, встречи с талантливыми людьми.
Традиционные дела:
Предметные олимпиады по:
– русскому языку
– математике
– природоведению.
Математический марафон.
План-сетка мероприятий
Дата |
Содержание деятельности | ||
В классе | В школе | Город, область, Всероссийские | |
Сентябрь | Библиотечное занятие «Первые книги» Конкурс рефератов «Планеты солнечной системы» |
||
Октябрь | Библиотечный урок Кл. час. Тренировка памяти |
Конкурс исследоват. работ «Я познаю мир» | |
Ноябрь | Библиотечный урок «Конкурс иллюстраций» Кл. час О правилах дорожного движения Математический марафон. |
Праздник «Умные стихи» Конкурс «Новогодний серпантин» |
Олимпиада «Русский медвежонок» |
Декабрь | Библиотечный урок Олимпиада по русскому языку Конкурс зимних загадок Презентация исследовательских работ |
Конкурс «Я рисую мир» | Гор.этап «Я познаю мир» Олимпиада «Кенгуру» |
Январь | Библиотечный урок Презентация исследовательских работ Конкурс стихов собственного сочинения о зиме |
Конкурс исследовательских работ «Я познаю мир» | |
Февраль | Библиотечный урок Кл. час Как быть прилежным и старательным. Конкурс кроссвордов по природоведению Конференция по книгам-справочникам |
Соревнование Чудо-шашки | Гор.конкурс «Что я знаю о пожарной безопасности» |
Март | Библиотечный урок Кл. час Праздник в Академии дорожных наук Олимпиада по математике |
Ролевая игра по профилактике травматизма | Гор. Олимпиада по естествознанию Гор.конкурс «Дорога глазами детей» |
Апрель | Библиотечный урок Практическое занятие «Как делать компьютерные презентации» |
Гор.олимпиада по НТМ | |
Май | Библиотечный урок Конкурс компьютерных презентаций |
Ожидаемый результат:
– развивается и реализуется творческий
потенциал детей.
– приобретаются практические навыки и умения в
интеллектуальной деятельности.
– приобретается опыт участия в олимпиадах,
конференциях и др.
– развивается умение работать с источниками,
умение учиться.
Проект «ритм.olimp»
Цель проекта – пропаганда здорового образа жизни, создание среды для гармоничного физического развития.
Задачи проекта:
– укреплять физическое здоровье
детей и развивать волевые качества;
– пропагандировать здоровый образ жизни;
– популяризировать различные виды спорта среди
детей;
– создавать условия для формирования культуры
сохранения собственного здоровья;
– привлечение родителей-энтузиастов
спортивного движения для пропаганды здорового
образа жизни в семье.
Формы работы:
спортивные соревнования, физминутки, эстафеты, спортивные командные игры, викторины на спортивную тематику, минутки здоровья, экскурсии в природу, беседы о полезных привычках.
Традиционные дела:
Уроки здоровья.
Товарищеские командные игры.
Участие во Всероссийских соревнованиях.
Классный час «Твой режим дня».
План-сетка мероприятий
Дата |
Содержание деятельности |
||
В классе | В школе | Город, область, Всероссийские | |
Сентябрь | Урок здоровья Кл. час Режим дня |
День здоровья. Единый инф.день по профилактике гриппа |
Гор.соревнования «Шиповка юных» Кросс нации.20.09 |
Октябрь | Товарищеская игра команд по Снайперу» Кл. час о правильном питании Экскурсия в природу. |
Соревнования по плаванию «Весёлые старты» | |
Ноябрь | Кл. час вредные привычки. Эстафеты |
Радиопередача «Профилактика гриппа» | Гор.перв-во по многоборью |
Декабрь | Урок здоровья Минутка здоровья «Как не простудиться» |
Снежная спартакиада | Гор. Весёлые старты.28.12 |
Январь | Товарищеская игра с 4-Б по снайперу. Кл. час О продуктах полезных и не очень |
Перв-во школ по лыжным гонкам | |
Февраль | Товарищеская игра в пионербол. Лыжные гонки. |
Лыжня России Лыжн.мемориал Б.Г.Музрукова |
|
Март | Урок здоровья Конкурс презентаций о здоровом образе жизни. |
Неделя «Я выбираю здоровый образ жизни» | |
Апрель | Товарищеский матч с 4-Б по футболу Викторина по олимпийским видам спорта. |
Конкурс плакатов, рисунков по теме ЗОЖ Неделя здоровья |
Всероссийский урок здоровья 07.04 Европейская неделя иммунизации |
Май | Президентские тесты. | День практических навыков по ОБЖ | Президентские состязания |
Ожидаемый результат:
– стабилизируется и улучшится физическое
здоровье детей.
– повысится самосознание и разумное отношение к
собственному здоровью.
– ускорится процесс социальной адаптации детей.
– будет снято психо-социальное напряжение,
улучшатся взаимоотношения среди детей.
– увеличится количество детей вовлечённых в
спортивную деятельность.
Проект «родина.com»
Цель проекта – воспитание гражданской и правовой направленности личности, создание среды для проявления патриотизма учащихся, любви к Родине, родному городу, к родной школе; формирование экологической культуры.
Задачи проекта:
– формировать гуманистическое
мировоззрение учащихся, способное к осознанию
своих прав и прав другого, способности к
нравственному саморазвитию;
– формировать гордость за отечественную
историю, народных героев, сохранять историческую
память поколений в памяти потомков;
– воспитывать уважение к национальной культуре,
своему народу, своему языку, традициям и обычаям
своей страны;
– изучение природы, истории и культуры родного
края;
– формирование умений и навыков взаимодействия
с природой;
– формирование активной позиции по охране и
восстановлению природы.
Формы работы: экскурсия по городу, экологические акции, ситуационно-ролевые игры, конкурс стихов собственного сочинения о родине, родном городе, изучение символики, изучение Конвенции «О правах ребёнка», исследование биографий знаменитых россиян.
Традиционные дела:
День знаний.
Экскурсия по городу.
Экологическая акция.
План-сетка мероприятий
Дата |
Содержание деятельности |
||
В классе | В школе | Город, область, Всероссийские | |
Сентябрь | День знаний. Александр Невский-имя нации | ||
Октябрь | Экскурсия по городу. | ||
Ноябрь | Кл.час «Подвиг Минина и Пожарского» | Кл.час.День народного единства День матери |
Фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина.» Фестиваль «Стань звездой» |
Декабрь | Кл.час «Новый год шагает по планете» | Фотоконкурс Дети.Творчество.Родина. | Урок России |
Январь | Кл.час «Флаги стран СНГ» | Конкурс «Я рисую мир» | |
Февраль | Праздник День защитника Отечества. | Конкурс «И память сердца говорит» | |
Март | Проект «Зимний сад в классе» | ||
Апрель | Экологическая акция по уборке школьного двора. | ||
Май | Кл.час,посвящ.Дню Победы Праздник прощания с начальной школой |
Приём в пионеры Акция «Мы помним о Вас, ветераны» |
Гор.праздник «Здравствуй, друг!» |
Ожидаемый результат:
– формируется толерантность детей.
– развивается чувство патриотизма
– приобретаются практические навыки и умения в
области экологии
– развивается экологическое мышление
Проект «каникулы.go»
Цель проекта – создание среды для позитивного общения детей в каникулярное время, поддержание интересов в культурно-досуговой и интеллектуально-познавательной деятельности.
Задачи проекта:
– создать среду содержательного
досуга детей в каникулярный период путём
привлечения их к различным видам творчества,
развитие инициативы и самостоятельности;
– создать условия для приобретения нового
положительного социального опыта
времяпровождения вне учёбы.
Формы работы: библиотечные занятия, викторины, игровые программы вида «Поле чудес», спортивные товарищеские игры, экскурсии, культпоход в театр, на выставку картин.
Традиционные дела.
Экскурсия на выставку картин.
Посещение библиотечных мероприятий.
План-сетка мероприятий
Дата |
Содержание деятельности | ||
В классе | В школе | Город, область, Всероссийские | |
Ноябрь | Планирование каникул. Инструктаж ТБ на каникулах Товарищеская игра в снайпер с 4Б классом |
Библиотечные мероприятия в гор.библиотеке | |
Декабрь | Инструктаж ТБ на каникулах | Библиотечные мероприятия в гор.библиотеке | |
Январь | Рождественские ёлки | Библиотечные мероприятия в гор.библиотеке | |
Март | Инструктаж ТБ на каникулах Товарищеская игра в футбол с 4 б классом |
Библиотечные мероприятия в гор.библиотеке | |
Май | Инструктаж ТБ на каникулах Пришкольный лагерь. |
Ожидаемый результат:
– будет снята психофизическая
напряжённость у детей, накопившаяся за учебный
период.
– произойдёт укрепление здоровья.
– будут созданы условия для социальной
адаптации детей в каникулярное время.
– произойдёт развитие кругозора, личностных
качеств ребёнка.
– сформируется культура безопасности поведения
в социуме.
Карта ресурсов программы воспитания
Поле деятельности
Объекты | Применение | Ответственные |
Классная комната | Проведение классных часов, организационные сборы, репетиции, праздники, родительские собрания, главный штаб. | Участники и организаторы дел, классный
руководитель, родительский комитет. |
Спортивный зал | Эстафеты, праздник «Весенний турнир» | Классный руководитель, родительский комитет |
Спортивная площадка | Игры на воздухе, спартакиада, «Шиповка юных», | Классный руководитель, физорги |
Школьный двор | Конкурс рисунка на асфальте, трудовые десанты, игры | Классный руководитель, организаторы |
Актовый зал | Праздничные мероприятия, концерты, родительское собрание | Родительский комитет, классный руководитель, участники мероприятий |
Медицинский кабинет | Медицинские мероприятия, оказание первой помощи | Медицинские работники |
Школьная библиотека | Литература для подготовки к мероприятиям, читальный зал | Библиотекарь |
Бассейн школы | Соревнования «Золотая рыбка» Праздник Нептуна |
Плавруки бассейна |
Школьная столовая | Завтрак, обед, полдник, отработка навыков поведения за столом, дежурство | Зав.пищеблоком дежурные |
Теплица | Помощь и уход за животными в живом уголке, посадка лука, уход за растениями | Руководитель кружка, юннаты |
Школьное радио | Прослушивание тематических радиопередач. | Зав.ВР Совет старшеклассников |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
1 ЧЕТВЕРТЬ
Входящая диагностика
– межличностных отношений (социометрия)
– самооценки (метод ранжирования)
– анкетирование родителей
– наблюдение
2 ЧЕТВЕРТЬ
Текущая диагностика
– наблюдение
– изучение продуктов деятельности
– уровень развития мышления (операции анализа,
классифицирование, обобщение)
3 ЧЕТВЕРТЬ
Текущая диагностика
– нравственная воспитанность (ранжирование)
– индивидуальное самочувствие (цветопись)
– изучение продуктов деятельности
– наблюдение
4 ЧЕТВЕРТЬ
Итоговая диагностика
– анкетирование
– личностный рост (анализ анкет)