Цели:
- Формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну, любви к Родине, её культурно-историческому прошлому.
- Воспитывать уважение к народным традициям, истории, культуре своей страны.
- Формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения друг к другу.
Подготовительная работа:
- Создание презентации «Есть такая профессия – Родину защищать» (Приложение).
- Анкеты для пап и дедушек.
- Рисунки на тему «Наша армия».
- Изготовление пригласительных билетов для гостей праздника (пап и дедушек).
- Изготовление поздравительных открыток для пап и дедушек.
- Праздничное оформление класса.
- Сбор пословиц и поговорок о Родине, армии.
- Написание сочинений о папе, дедушке.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I часть – «История моей страны»
Исполняется песня «Служить России».
Ученики:
1. Россия! Не искать иного слова – Иной судьбы на целом свете нет. Ты вся – Сплошное поле Куликово На протяженье многих лет. |
3. Но в поле боя взрывами росы На пепелищах пели топоры. Мы всё прощали Мы – великороссы, Всегда великодушны и добры. |
2. Россия! Зарождалось это слово В звучании зазубренных мечей, В трудах голубоглазова Рублева И в тишине предгрозовых ночей |
4. Россия! Прозвучало это слово, Вписав в бессмертье наши имена Ото льдов Невы до поля Куликова, От Куликова до Бородина. |
Учитель:
– 23 февраля наша страна отмечает большой
праздник – День Защитника Отечества.
– А как вы думаете, что такое Отечество?
– Скажите, а защитники Родины появились давно
или недавно?
– Этот праздник непосредственно связан с
историей нашего государства, нашего народа, и мы
предлагаем ещё раз перелистать страницы нашей
истории. Сегодня мы ещё раз убедимся, как
самоотверженно защищали Отечество наши далёкие
и не очень далёкие предки.
(Показ слайда с изображением картины В. М. Васнецова «Три богатыря» и об Илье Муромце.)
– Былина – это миф или реальность? Выдумка или быль?
Илья Муромец: святой богатырь. Угодник
божий преподобный Илия Муромец, по прозванию
Чоботок, жил в X?? веке и скончался иконом в
Киево-Печерской Лавры около 1188 года. Достоверных
сведений о житии этого святого сохранилось до
наших времён очень мало.
Происходил он из простой крестьянской семьи. В
детстве страдал параличом, однако чудесным
образом был исцелён. Прославился своими
подвигами и невиданной силой.
Является главным действующим лицом германских и
русских былин. В них он представлен могучим
витязем княжеского рода Ильей Русским. После
вполне успешной воинской карьеры и, видимо,
вследствие тяжёлых ран, Илья принял решение
окончить свои дни иконном, и постригается
(становится монахом) в Феодосией монастырь (ныне
Киево-Печерская Лавра).
Илья Муромец был официально канонизирован
(признан святым) в 1643 г. Воинство считает
святого богатыря своим покровителем.
В 1998 г. на территории одной из воинских частей в
Подмосковье был воздвигнут и освящен
замечательный храм во имя святого Ильи
Муромца.
(Показ слайда с изображением Добрыни Никитича и Алёши Поповича.)
– Добрыня Никитич и Алёша Попович –
мифологические образы в русских былинах. Добрыня
Никитич — воин. В ряде текстов он выступает как
князь, а в ряде былин говорится о его купеческом
происхождении.
Алёша Попович – сын ростовского попа.
Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с
одной стороны, и находчивость, смелость,
хитрость – с другой.
Древнерусский воин (ученик):
Вставайте,
люди русские! Вставайте, люди ратные! Ночь пришла и кровяные зори Возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря На четыре княжеских шатра, Чтоб четыре солнца не сверкали, Освещая Игореву рать. |
Быть сегодня грому на
реке Каяле, Лить дождю и стрелами хлестать! Уж трепещут синие зарницы, Вспыхивают молнии кругом. Вот где русским копьям преломиться, Вот где саблям острым притупиться, Загремев о вражеский шелом! |
Учитель:
– Испокон веков русский солдат стоял на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли. Немного воображения … и прошлое нашей страны “оживает” перед глазами.
(Показ слайда «1242 год. Ледовое побоище».)
В 1242 г. немецкие крестоносцы подошли к
стенам Псковского кремля, сожгли посад и
стали разорять окрестные сёла. Не дожидаясь
штурма, псковский воевода, открыл ворота кремля
немцам. Соединившись с владимиро-суздальской
дружиной брата Андрея, А. Невский осадил Псков.
Армия противников сошлись на берегах
Чудского озера у Вороньего камня. Здесь
произошло сражение, которое вошло в историю как Ледовое
побоище. Немецкое войско не выдержало
напряжение битвы и бросилось бежать. А. Невский
организовал преследование, которое длилось 7 км.
Лёд под тяжестью доспехов проламывался под
беглецами. Многие утонули, другие были взяты в
плен.
Псковичи увековечили подвиг А. Невского. В городе
воздвигнут Храм Святому Благоверному Князю
А. Невскому и сооружён памятник,
который изображает не только самого А. Невского,
но и его брата Андрея и их дружинников.
Учитель:
– В 1237 году монгольский хан Батый
собрал огромную армию и перешёл Волгу. Его армия
захватила и разгромила многие русские города и
поселения (Рязань, Киев, Владимир). Многие года
русская земля стонала от набегов монгольских
ханов, платя им дань.
Наступило 8 сентября 1380 года. Произошло
сражение русских под предводительством
владимирского и московского князя Дмитрия
Донского и татарским войском во главе с
захватившим власть в золотой Орде Мамаем на
Куликовом поле. Битва завершилась разгромом
татарского войска и положила начало освобождение
от монголо–татарского ига.
Битва началась поединком богатырей Александра
Пересвета и Челубея, в котором оба погибли.
Оба войска понесли огромные потери в бою. Так
русское войско потеряло половину своего
состава. Сам Великий князь был ранен. Несколько
дней хоронили раненых. Людские потери были столь
велики, что когда татарский хан опять совершил
набег на Москву, её просто некому было защищать.
Следствие битвы – усиление авторитета
Москвы и её роли в образовании русского
государства. (Показ слайда «1380 год.
Куликовская битва».)
Учитель:
– 1612 год. Кузьма Минин князь, боярин,
полководец Дмитрий Михайлович Пожарский
организовали национально – освободительную
борьбу русского народа против польских
захватчиков.
На Красной площади в Москве установлен памятник
народным героям, а мы теперь 4 ноября
отмечаем в стране День примирения и
согласия. (Показ слайда «1612 год.
Освобождение Москвы».)
Учитель:
– Перевернём ещё одну страницу нашей истории. В
1700 году началась война со Швецией,
получившая название Северной. Это война
длилась 20 лет. И всё же Россия выстояла.
27 июня 1709 года – день знаменитой Полтавской
битвы. Русская армия под командованием
Петра ? разгромила шведскую армию короля Карла X??.
В результате этой битвы армия шведского короля
перестала существовать, сам он с украинским
казачьим предводителем Мазепой скрылся на
территории Османской империи. Полтавская
битва подорвала военное могущество Швеции. (Показ
слайда «1709 год. Полтавская битва.)
Ученик:
Ура! Мы ломим; гнутся шведы,
О славный час! о славный вид!
Ещё напор и враг бежит.
Пирует Пётр. И горд, и ясен
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен
При кликах войска своего.
Учитель:
– 1714 год. Это день первой победы русского флота под командованием Петра Великого над шведами у мыса Гангут. (Показ слайда «1714 год – победа русского флота».)
Учитель:
– 1790 год. Измаил – турецкая крепость, принадлежащая Османской империи. Во время русско-турецкой войны взята штурмом русскими войсками под командованием Александра Васильевича Суворова. В общей сложности была захвачена 4 раза. Сейчас Измаил – это Украина, город в Одесской области. Среди достопримечательностей есть остатки крепости, памятник А. В. Суворову, памятник матросам и солдатам. В музее А. В. Суворова собрано оружие 18 – 20 веков, размещена диорама Е. Данилевского, В. Сибирского «Взятие Измаила 11 декабря 1790 года». (Показ слайда « 1790 год – взятие турецкой крепости Измаил».)
Учитель:
– Ушаков Фёдор Фёдорович – российский флотоводец, адмирал, один из создателей Черноморского флота и его командующий. Он разработал и применил тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении у Тендры. (Показ слайда «1790 год – победа русской эскадры».)
Учитель:
– 12 июня 1812 года император Франции
Наполеон во главе своей 600 тысячной армией напал
на Россию. Началась Отечественная война,
началась освободительная борьба. 2 августа 1812
года произошло Бородинское сражение. Это
генеральная битва кампании между русскими и
наполеоновскими войсками в районе с. Бородино в
124 км от Москвы. Русскими войсками командовал генерал
Михаил Илларионович Кутузов – светлейший
князь Смоленский, русский полководец,
фельдмаршал. Наше войско сорвало наполеоновский
план разгрома русской армии.
(Показ слайда «1812 год. Бородинское сражение».)
Ученик:
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами все побывали тут. Вам не видать таких сражений! |
Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел Изведал враг в то день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой! |
Учитель.
– Год 1853. Под командованием русского флотоводца, адмирала Павла Степановича Нахимова в Крымскую войну был разгромлен турецкий флот в Синопском сражении.
(Показ слайда. «1853 год. Победа русской эскадры».)
– А ещё была русско-японская война 1904 г.-1905
г., в которой велась битва за Порт-Артур,
после Первая Мировая война 1914 г.-1918 г. и Гражданская
война 1917 г.-1922 г. Много крови русской
пролилось, много бед, лишений пережил наш народ. (Показ
слайдов.)
18 февраля 1918 года над советской
республикой нависла опасность. Немецкие войска
начали наступление по всему фронту. На защиту
Родины поднялись рабочие Петрограда, Москвы,
Донбасса. День отпора войскам германского
империализма 23 февраля 1918 года – стал
днём рождения Красной армии.
Многие помнят, что раньше 23 февраля назывался
сначала Днём Красной Армии, а потом с
1946 года переименован в День Советской
Армии и Военно-Морского Флота. Но мало кто
знает, что в этот день не произошло никаких
сверхъестественных событий, он был просто выбран
для учреждения праздника, его связали с первыми
победами Красной гвардии над немецкими войсками
под Нарвой и Псковом. «Первые победа Красной
Армии» давались очень нелегко, так как
Рабоче-Крестьянская Армия к тому моменту
существовала около года, приём на военную службу
был основан на добровольных началах, т. е.
маленькой и неопытной армии пришлось иметь дело
с серьёзным врагом.
Официально праздноваться по всей стране этот
день стал лишь с 1922 года.
Праздник прижился и стал всенародным праздником
не только военнослужащих, но и всех мужчин. С
1995 года он носит привычное для нас название
– День Защитника Отечества.
Ученик:
И в боях, крепчая год от года, Заглушая боль жестоких ран, Закалилась армия народа – Армия рабочих и крестьян! |
Гражданская окончилась война. И мир пришёл от моря и до моря. И поднялась на мирный труд страна С разрухою, с неурожаем споря. |
Учитель:
– Но не долгой была мирная передышка в стране. Судьба готовила ей новые испытания.
Ученик читает стихотворение «Вставай, страна огромная…»
Учитель:
– Всё дальше и дальше в истории уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе великих битв с немецко – фашистскими захватчиками. Война шла 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города, сёла, выжжены поля. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. (Перечислить основные этапы Великой Отечественной войны).
Ученики:
1. Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. |
4. Ярко звёзды горят И в кремлёвском саду Неизвестный солдат Спит у всех на виду. |
2. Пусть память верную о ней Хранят об этой муке И дети нынешних детей, И наших внуков внуки. |
5. Вся страна сиротой Наклонилась над ним. Он не сдал автомат И пилотку свою. |
3. Затем, чтоб это забывать Не смели поколенья, Затем, чтоб нам счастливым быть, А счастье – не в забвенье… |
6. Неизвестный солдат Пал в жестоком бою. Неизвестный солдат Чей-то сын или брат, – Он с войны никогда Не вернётся назад. |
Учитель:
– Казалось бы, все войны отгремели, прошли. Но и
в наше время гибнут русские воины.
В 1979 г. советские войска пересекли
границу Афганистана. Советский десант
высадился в столице страны Кабуле. Через
некоторое время началась национально –
освободительная война афганистанцев против
советских воинов. Эта война стоила нашей стране
около 15 тыс. человек. Армия понесла
огромные потери. (Показ слайда «1878 г. – 1989 г.
Афганская война».)
Ученик:
По афганской, распалённой солнцем земле
Поднимается пыль среди горных вершин.
Ты сидишь с автоматом в руках на броне,
И всё дальше уходит колонна машин.
Не хватает воды и паёк не богат,
И от пота к спине прилипает хэбэ,
От жары не спастись, здесь она – пятьдесят,
Вот такая работа досталась тебе.
Учитель:
– В августе 1991 года начался Чеченский кризис. Чечня объявила себя независимым государством и объявила о своём выходе из состава России. Российские войска пересекли административные границы Чечни и начались кровопролитные бои. (Показ слайда «Август 1991 года. Чеченский кризис».)
Ученики:
1. Время героев, обычно ты кажешься
прошлым; Главные битвы приходят из книг и кино, Главные даты отлиты в газетные строки, Главные судьбы историей стали давно. |
3. Ты нам оставило яркое время Отчизны, Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе, Ты нам оставило самое главное в жизни – Радость работы на мирной, счастливой земле… |
2. Время героев, по самому высшему праву, Ты подарило далёким и близким годам Доблесть, и славу, и долгую добрую память. Время героев, а что ты оставило нам? |
Учитель:
Солдат России… Советская армия – наше великое прошлое. Российская армия – наше настоящее. Каким станет, наше настоящее зависит от нас. И русский солдат всегда делал всё возможное, чтобы эти мечты стали реальностью.
II часть – «Наши папы и дедушки»
Учитель: Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого гражданина Российской Федерации. Вступая в ряды Вооружённых Сил, каждый воин принимает присягу – торжественную клятву на верность своей стране. (Рассказ о Видах Вооружённых Сил и родах войск Российской Федерации)
Учитель:
– Практически все наши папы и дедушки служили в рядах советской или российской армии. География их службы очень разнообразна. Из анкет мы узнали, что наши папы и дедушки служили… (Рассказ о том, где служили папы и дедушки.)
Ученик:
Мой папа не служит сейчас, но когда-то Он тоже был Родины нашей солдатом, Он тоже держал боевой автомат, Покой, охраняя российских ребят. |
Теперь добросовестно трудится он, Чтоб край наш родной был богат и силён. Я папой горжусь, ведь за доблестный труд Его Золотыми Руками зовут. |
Учитель:
– Многие из наших пап выбрали для себя военную профессию. Это те люди, которые защищают нас с вами, нашу страну в мирное время. Некоторые из них имеют награды.
(Рассказ о папах и душках, имеющих награды.)
Ученик:
Мой папа военный, он служит Отчизне, Чтоб было спокойно всегда в нашей жизни. Он службу свою добросовестно чтит, Всегда идеален его внешний вид. |
Мой папа на страже любимой страны. Чтоб не было больше на свете войны. Я папой горжусь. Ведь он ночью и днём Наш мир бережёт на посту боевом. |
Учитель:
– Дети любят своих пап и дедушек. Об этом они писали в своих сочинениях. Послушайте отрывки из них. (Зачитываются отрывки из детских сочинений о дедушках и папах).
III часть – «Игральная»
Проходит совместное чаепитие детей с папами
и дедушками, проводятся конкурсы.
В это время показываются слайды с фотографиями
дедушек и пап. («Мой дедушка», «Папа на службе»,
«Папочка со мной и без меня»), детские рисунки
«Армия глазами детей» и слайды с пословицами о
войне и мире.
IV часть – Заключительная
Учитель:
– Дети подготовили для своих любимых пап и дедушек открытки, которые сейчас хотят вручить им. Это ещё одно поздравление для них с праздником.
(Вручение подарков папам и дедушкам.)