Цели:
- закрепить умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, вычитать из 1, вычитать из целого числа дробь;
- подвести учащихся к усвоению материала – частные случаи вычитания из целых чисел дроби и смешанного числа;
- прививать навыки самостоятельной работы;
- воспитывать адекватную самооценку и коммуникативные качества личности;
- развивать математическую речь.
Учебник: «Математика-6», авторы Г.М.Капустина, М.Н.Перова.
Оборудование: дидактические таблицы, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Опрос по ранее изученному материалу:
– Какую общую тему мы сейчас изучаем?
– Какие математические действия мы сейчас можем
производить с обыкновенными дробями?
– Какие виды обыкновенных дробей вы знаете?
– Для того чтобы закрепить эти понятия, мы сейчас
выразим массу продуктов о которых вы услышите в
стихотворении, в виде обыкновенных дробей:
Мне купить велела мама
Полкило густой сметаны,
Двести граммов маргарина,
Килограммчик мандаринов,
Грамм пятьсот сырого теста
И осталось если место
То ещё две пачки вафель
(в каждой пачке двести грамм)
Если взять за единицу
Меру веса килограмм,
То легко и очень просто
В дроби всё перевести
Сколько же в дробях продуктов
Буду я домой нести?
При проведении устного счёта используются карточки обратной связи, на которых учащиеся пишут обыкновенную дробь, которой они выразят продукты, названные в стихотворении.
Двое учащихся у доски восстанавливают цепочку вычислений:
5) В это время мы повторим основное свойство обыкновенных дробей, я расскажу вам анекдот про блондинку, которая пришла в пиццерию и заказала большую пиццу, официант спрашивает у неё: «На сколько кусков вам разрезать на 6 или 12?» Блондинка: «Ну, конечно, же на 6, ведь 12 я не съем».
– О чём нам напомнил этот анекдот? (О том, что насколько кусков или частей не разделишь целое, оно не меняется.)
6) Повторим вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел, учащимся предъявляются таблички, под ними на доске надо записать дроби, в которых можно выразить эти рисунки и произвести вычитание:
Последняя табличка иллюстрирует собой
пример:
Это и будет темой нашего урока «Вычитание из
целого числа смешанного»
II. Материал урока:
Вывешивается правило: «Чтобы из целого числа вычесть смешанное, надо у целого числа занять единицу и представить её в виде неправильной дроби и выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
2. Работа с учебником: страница 121 № 451 (1-й столбик):
Первый пример решается у доски учеником с подробным объяснением и ссылкой на правило. Второй пример решается комментировано (один ученик проговаривает алгоритм вычитания, все записываю в тетради), третий – самостоятельно.
III. Физкультминутка
3. Решение задачи № 454, страница 121.
В трёх бидонах 50 литров молока. В первом бидоне литра, во втором – литра. Сколько литров молока в третьем бидоне?
4. Дополните примеры числовыми данными и решите их:
(Вместо уменьшаемого поставьте целое число, может ли оно быть меньше 6?)
– Какое число может быть вычитаемым, чтобы вычитание можно было бы произвести?
5. Индивидуальная работа по карточкам:
IV. Итоги урока, оценки
– Итак, как вычесть из целого числа смешанное?
Проведём самооценку работы на уроке. У вас на столе лежат карточки самооценки. Выставьте в них те оценки, которые вы сами себе поставите, потом мы сравним с теми оценками, которые вам поставил учитель.
Фамилия учащегося | Устная работа | Работа по таблицам | Индивидуальная работа по карточкам | Оценка |
|
V. Домашнее задание
Страница 120 № 445, 2). (3 и 4 столбики)