Цели обучения:
- Образовательная: дать определения понятиям: «энергетика», «электроэнергетика», познакомить учащихся с электростанциями разных типов.
- Развивающая: продолжить развивать умения учащихся в работе с атласом, учебником, дополнительной литературой, совершенствовать умение работать самостоятельно.
- Воспитательная: охарактеризовать значение выработки электроэнергии для страны, способствовать формированию понятий об охране окружающей среды.
Оборудование: карта: «Электроэнергетика России».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, готовность класса к уроку, деление коллектива учащихся на 3 группы.
II. Актуализация знаний учащихся
Беседа:
- Что такое электроэнергетика?
- Каково её значение для развития хозяйства страны?
- Как она передаётся?
III. Формирование новых знаний
Задание первой группе
ТЭС
- На чём работают ТЭС? Какое место занимают ТЭС по выработке электроэнергии в стране?
- Где строят и как обходится строительство?
- Что такое ТЭЦ и каков их принцип размещения?
- Покажите на карте 5 крупных ТЭС России.
- Недостатки ТЭС и как их решить? §20, стр. 101 – 102, атлас.
Задание второй группе
ГЭС
- Где строят ГЭС? Какое место в стране занимают ГЭС по выработке электроэнергии?
- Отличие электроэнергии, выработанной на ГЭС.
- Самая крупная ГЭС.
- Найдите на карте ГЭС, построенные на Волге, Енисее, Ангаре.
- Недостатки ГЭС и как их решить? §20 стр. 102 – 104, атлас.
Задание третьей группе
АЭС
- На каком сырье работают? Какое место занимают в России по выработке электроэнергии?
- Каков принцип размещения АЭС?
- Чем отличаются АЭС от других электростанций?
- Найдите на карте атласа АЭС (Курская, Ленинградская, Балаковская, Смоленская, Кольская, Тверская, Белоярская, Дмитровградская, Нововоронежская, Ростовская, Билибинская), отметьте их на контурной карте.
- Каковы недостатки АЭС и как их решить? §20 стр. 104 – 105.
Выступление учащихся о нетрадиционных источниках энергии (ветреные и солнечные).
IV. Обобщение полученных знаний
Выступление представителей групп учащихся. По ходу выступлений в тетрадях заполняется таблица:
Тип Электростанций. | Примеры. |
Экологические проблемы, связанные с их эксплуатацией. |
Пути решения этих проблем. |
Себестоимость производства. |
% вырабатываемой электроэнергии в России. |
Место в России по выработке электроэнергии. |
|
V. Домашнее задание
§20, на контурной карте обозначить крупные электростанции страны.