Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос овладении вторым языком.
Методика обучения второму языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Однако не все, используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развивать у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. А это, в свою очередь, негативно влияет на формирование у детей мотивации к данному виду деятельности.
Как сделать процесс обучения татарскому языку доступным, занимательным и интересным, обеспечивая при этом такой уровень усвоения знаний языка, при котором ребёнок легко смог бы пользоваться им и быть хорошим партнёром в игровой коммуникации.
Учитывая тот факт, что полнота, точность и лёгкость воспроизведения во многом зависит от особой деятельности специально направленной на запоминание словесного материала, я предлагаю альтернативный метод обучения дошкольников, позволяющий использовать особые приёмы и способы запоминания. Одним из таких методов является метод опорных схем.
Суть метода заключается в изображении предмета или события. Схемы, символы, модели должны рождаться на глазах детей в момент объяснения нового материала в виде рисунков, схематических изображений.
Процесс ознакомления с новым словом осуществляется через зрительную память ребёнка. Поэтому сначала ребёнок называет слово по-русски, затем слово проговаривается по-татарски с одновременным показом схемы.
Работы с опорными схемами я начинаю со средней группы. В начале это простые слова, таких как «я», «мальчик», «девочка» и т.д.
В старшей и подготовительной к школе группе – это сложные слова-схемы: «зима», «дети», «посуда».
При этом методе включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают правильное произношение татарских слов.
С самого начала обучения детей татарскому языку я веду учёт результатов речевого развития детей. Контроль способствует реализации индивидуального подхода к детям в процессе обучения. Учёт результатов позволяет судить об эффективности использования метода опорных схем.
Результаты диагностики позволяют убедиться в том, что у детей накоплен богатый лексический материал, они умеют слушать и понимать меня, умеют применять свои знания на практике. Дети становятся более раскрепощенными, и у них происходит сознательное овладение татарским языком, как реальным средством общения.
И ещё мне хотелось бы уделить особое внимание использованию опорных схем при заучивании стихотворений. Этот метод облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов.
В целях наиболее эффективного обучения детей татарскому языку методом опорных схем, мной были придуманы, апробированы схемы на различные темы. Например,
Занятие по обучению татарскому языку с русскоязычными детьми подготовительной группы