Преподавание в начальной школе . Урок обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с гласными звуками «а», «о», «э»,  «и», «ы»; дать понятие «гласный звук»;

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания учащихся об изученном;
    • закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова;
    • продолжить формировать умения работать с текстом;
    • продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
    • формировать творческую активность учащихся;
    • формировать фонематический слух.
  • Воспитательные:
    • содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
    • содействовать профилактике утомляемости учащихся.
  • Развивающие:
    • развивать наблюдательность;
    • развивать и обогащать речь учащихся;
    • развивать логическое мышление;
    • развивать познавательный интерес к чтению;
    • способствовать развитию эмоциональной сферы.

Оборудование: рисунок – домики для гласных, схемы­ человечков, зеркало у каждого ребенка, схемы предложения;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Сегодня мы узнаем много нового и познакомимся со звуками. Работа предстоит большая и, надеюсь, интересная. На нашем пути предстоит встретиться с разного рода сложностями и ловушками. Поэтому будьте предельно внимательны, чтобы не попасть в капкан.

Учитель: На урок я принесла большую книгу Мудрости.

Книга эта не простая.
Книгу эту не листают.
В ней увидите вы, дети,
Сказку лучшую на свете!

– Ну, что? Заинтересовались? А чтобы узнать, какая сказка прячется в моей книге, вы должны вместе дружно сказать:

Любят сказку малыши,
Книжка, сказку расскажи!

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель:
– Что-то не появляется сказка. А вот конверт. В нём лежат задания. Надо составить предложения  для трёх схем.

– Вы молодцы! Давайте произнесём ещё раз наши волшебные слова. (Книга мудрости открылась). Сказка начинается.

IV. Открытие новых знаний

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были человечки. Жили – не тужили. Решили отпраздновать свой день рождения. Пригласили много гостей. Когда все гости собрались, прилетела и злая колдунья. Зато, что её не пригласили на праздник, она  отобрала у человечков имена. Погоревали человечки, погоревали,  да  собрались в путь-дорогу. Шли они, шли. Смотрят, замок колдуньи, а перед ним поляна. На поляне много животных. Животные ругаются, спорят. Подошли человечки, послушали спор, да  решили помочь.

Наша задача с вами выделить первые звуки у каждого слова, обозначающего животное.

Это  старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист).

– Какой звук в начале слова? (А). Верно. Давайте посмотрим в зеркало. Как мы произносим этот звук.

Вдруг один из наших человечков обрадовался. Он вспомнил своё имя. «Меня зовут звук  А» –  сказал звук А. Все человечки разволновались.  

– Давайте каждому человечку поможем.

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадай-ка кто? (Индюк)

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Осы)

Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На болоте, за лесочком
Слышно тихое "кря-кря",
Это, плавает, ныряет,
Птица. Угадай, кто я? (Утка)

Ах, – сказала буква «А»,
– Не погибла я едва!
– Э-э-э, – ответил страус Эму.
– За тебя так рады все мы!
Звери пели, обнимались,
Танцевали и смеялись. (Эму)

– Какого зверя назвали? Какой звук в начале слова? Все эти звуки называются гласными от слов «глас» – голос, то есть они голосовые. Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь.

Ааааааааааааа! Оооооооооооооооо! Уууууууууууууууууууу!
Ну что ж. Мы помогли человечкам. Идём обратно.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер дует тише, тише,
Деревца всё выше, выше.

Обозлилась колдунья. Догнала человечков. Испугались звуки. Тогда колдунья сказал: «Ладно, я не злодейка. Выполните правильно три моих испытания, тогда отпущу домой»

1-е испытание. Отгадайте звук по мимике лица (Приложение).
2-е испытание. Назовите слова которые начинаются со звуков а, и, у, э.
3-е испытание. Найдите гласные в словах. Откройте страницу 25. У вас даны картинки.

– Вам надо найти в словах гласные звуки.

 «Ну, хорошо. Я вас отпускаю», – сказала злая колдунья. И наши человечки вернулись домой.

V. Закрепление

– А мы давайте ещё раз вспомним их имена. Какие звуки мы с вами изучили? Гласные. Назовите их.   Давайте попробуем их найти среди других букв. (Буквенная эстафета). Выберите буквы на доске, которые обозначают гласные звуки.

VI. Итог урока

VII. Организационный конец