Цель урока:
совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи и уравнения;
закреплять знания о периметре и его нахождении;
учить работать самостоятельно, вырабатывать навыки самоконтроля.
Ход урока
Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. К нам сегодня пришли гости. Давайте покажем, как мы умеем решать задачи, примеры, уравнения и находить периметр.
- У нас сегодня не обычный урок, а урок – экскурсия. (слайд 1 (см. презентацию))
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Как изменилась погода с приходом зимы?
(Солнце поднимается невысоко. Дни стали короче, а ночи длиннее.
Водоёмы покрылись льдом. Дуют холодные ветры. Бывают снегопады и метели.)
- Молодцы!
- Приглашаю вас, друзья, сегодня на экскурсию в зимний лес. (слайд 2)
Нас встречает зимний лес
Он стоит как белый терем
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру!
- Посмотрите, какой необычно красивый зимний лес. Он кажется волшебным, как сказка. И, что здесь происходят чудеса.
- Но на улице очень холодно, поэтому я предлагаю вам немножко согреться!
Устный счет
- Состав числа. (слайд 3)
- Из чего состоит число 52, 43, 66, 99, 84, 27, 90.
- Найдите закономерность и продолжите ряд чисел … (слайд 4)
3 , 6 , 9, 12, …………………..30
10 , 12 , 14 , 16,………………40
10, 20, 30……………………100
-Молодцы!
- Осенью медвежонок весил 32 кг, а зимой, когда он спал, похудел сначала на 5 кг, а к весне ещё на 7 кг. Сколько кг весил медвежонок, когда проснулся? (слайд 5)
32 – (5 + 7) = 20 (кг)
Ответ: масса медвежонка равна 20 кг
- Хорошо, ребята, согрелись?
- Продолжаем экскурсию.
- Как красив зимний лес! (слайд 6)
- Но всё ли здесь так тихо и спокойно? Давайте пройдём дальше.
- Что это? (Это следы животных, которые обитают в наших лесах) (слайд 7)
- А вот и первый зверёк. Кто это? (Белочка) (слайд 8)
- Она рада видеть нас, но только если мы не будем её обижать. (слайд 9)
Белочка приготовила нам интересное задание, чтобы нам было нескучно.
Работа в тетрадях
- Откройте тетради, запишите “Число”, “Классная работа.”
Решение задачи:
Грибов – 35 шт.
Орехов - ? , на 7 шт. б.
Сколько всего грибов и орехов набрала белка?
-Что известно? Какой главный вопрос в задаче?
- Сможем ли мы сразу ответить на него? Почему?
(Запись на доске учеником)
1. 35 + 7 =42 ореха
2. 35 + 42 =77шт. всего
Ответ: 77 штук грибов и орехов вместе.
- Молодцы, правильно (Проверка на доске)
- Ребята белочка ещё предлагает нам работу, чтобы мы не замёрзли. (слайд 10)
Решение геометрической задачи.
- Утром проснулась белочка,
Позавтракать решила она.
На берёзке – грибочки,
На сосне шишки.
Собрала запасы, вернулась в дупло.
- Найдите весь путь белочки, если от ели до берёзы 15 м., от березы до сосны 14 м., а от сосны до ели 20м.
- Как называется фигура, которая у меня получилась? (Треугольник)
- Докажите, что это треугольник.(3 угла , 3 стороны)
- Найдите периметр этой фигуры.
Р = 15 + 14 + 20
Р = 49 м
Ответ: Р = 49м. (Решение у доски)
Физкультминутка. (слайд 11)
Выходим на полянку.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает нас кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками)
- Продолжаем прогулку по зимнему лесу.
- Кто, ребята, знает, какие животные обитают в наших лесах? (слайд 12-16)
(Лось, кабан, волк, лиса, заяц)
- Как же приходится зимой этим животным? (Голодно и холодно)
- Ведь они сами себе добывают пищу.
- А шубка у них очень тёплая! Густой подшёрсток их хорошо согревает.
- И человек, конечно, должен помогать животным переносить суровую зиму. (Стога сена заготовить для лосей, соль разложить.)
- Этим занимаются работники леса.
- Давайте выполним следующее задание, чтобы узнать, кто же обитает в наших лесах ещё?
4. Самостоятельная работа. (слайд 17)
- У вас на парте лежат карточки. Самостоятельно выполните это задание и проверьте у соседа. (Взаимопроверка)
20 + Х = 77 Х + 46 = 49 43 – а = 39
- Хорошо, все справились с заданием? (слайд 18)
- А теперь скажите, кто же ещё живёт в нашем лесу? (птицы) (слайд 19)
- Правильно. Назовите, какие птицы вам известны?
(Синичка, дятел, клёст, поползень, воробей)
- А как птичкам приходится зимой? Чем они питаются?
(Плодами рябины, семенами шишек)
- Очень трудно птицам зимой, поэтому они прилетают к жилью человеку.
- Как же человек может помочь птицам?
(Изготовить и развесить кормушки. На ветки повесить кусочки сала несолёного.
Соль для птиц – смерть!)
- А вы как помогаете птицам зиму пережить?
(Демонстрация кормушек, изготовленных детьми)
- Отлично, ребята, молодцы! Весной вас птицы обязательно отблагодарят за это. Они будут петь для вас песни, уничтожать вредных насекомых. Чтобы они не портили деревья. Ведь здоровое дерево выделяет много кислорода.
- Давайте порадуем птиц кормушками, насыплем туда корм и повесим сегодня птичьи столовые в саду.
- Птицы предлагают нам выполнить их задание:
Найдите значение выражения. (слайд 20)
В – 22, А + 24 , если В = 80, А = 36
- Справились с заданием? Молодцы! (слайд 21)
- И ещё у вас есть на парте карточки. Решите эти примеры дома. (слайд 22)
(88 – 8) – 50 = 90 – (33+7) =
(73 – 70) – 3 = 15 +(90-80) =
Итог урока. Рефлексия.
- Вы думали, решали, отвечали
И друг другу помогали.
Поработали на пять,
Будем дружно отдыхать!
- Наша экскурсия подходит к концу. Где мы сегодня побывали. Произвело ли впечатление на вас это путешествие?
- Какие задания выполняли?
- Молодцы! А какой праздник приближается? (Новый год) (слайд 23)
- Я вас поздравляю с Новым годом! Хороших вам отметок в новом году!
- Спасибо за урок. До свидания.
Литература
М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова Методическое пособие к учебнику “Математика 2 класс”. – М.: Просвещение, 2002.
А.А.Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. Методические рекомендации к учебнику “Мир вокруг нас” 2 класс, - М.: Просвещение, 2002.