"Сложение и вычитание в пределах 100". Математика (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  • совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи и уравнения;

  • закреплять знания о периметре и его нахождении;

  • учить работать самостоятельно, вырабатывать навыки самоконтроля.

Ход урока

Организационный момент.

- Доброе утро, ребята. К нам сегодня пришли гости. Давайте покажем, как мы умеем решать задачи, примеры, уравнения и находить периметр.

- У нас сегодня не обычный урок, а урок – экскурсия. (слайд 1 (см. презентацию))

- Ребята, какое сейчас время года? (зима)

- Как изменилась погода с приходом зимы?

(Солнце поднимается невысоко. Дни стали короче, а ночи длиннее.

Водоёмы покрылись льдом. Дуют холодные ветры. Бывают снегопады и метели.)

- Молодцы!

- Приглашаю вас, друзья, сегодня на экскурсию в зимний лес. (слайд 2)

Нас встречает зимний лес
Он стоит как белый терем
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру!

- Посмотрите, какой необычно красивый зимний лес. Он кажется волшебным, как сказка. И, что здесь происходят чудеса.

- Но на улице очень холодно, поэтому я предлагаю вам немножко согреться!

Устный счет

- Состав числа. (слайд 3)

- Из чего состоит число 52, 43, 66, 99, 84, 27, 90.

- Найдите закономерность и продолжите ряд чисел … (слайд 4)

3 , 6 , 9, 12, …………………..30

10 , 12 , 14 , 16,………………40

10, 20, 30……………………100

-Молодцы!

- Осенью медвежонок весил 32 кг, а зимой, когда он спал, похудел сначала на 5 кг, а к весне ещё на 7 кг. Сколько кг весил медвежонок, когда проснулся? (слайд 5)

32 – (5 + 7) = 20 (кг)

Ответ: масса медвежонка равна 20 кг

- Хорошо, ребята, согрелись?

- Продолжаем экскурсию.

- Как красив зимний лес! (слайд 6)

- Но всё ли здесь так тихо и спокойно? Давайте пройдём дальше.

- Что это? (Это следы животных, которые обитают в наших лесах) (слайд 7)

- А вот и первый зверёк. Кто это? (Белочка) (слайд 8)

- Она рада видеть нас, но только если мы не будем её обижать. (слайд 9)

Белочка приготовила нам интересное задание, чтобы нам было нескучно.

Работа в тетрадях

- Откройте тетради, запишите “Число”, “Классная работа.”

Решение задачи:

Грибов – 35 шт.

Орехов - ? , на 7 шт. б.

Сколько всего грибов и орехов набрала белка?

-Что известно? Какой главный вопрос в задаче?

- Сможем ли мы сразу ответить на него? Почему?

(Запись на доске учеником)

1. 35 + 7 =42 ореха

2. 35 + 42 =77шт. всего

Ответ: 77 штук грибов и орехов вместе.

- Молодцы, правильно (Проверка на доске)

- Ребята белочка ещё предлагает нам работу, чтобы мы не замёрзли. (слайд 10)

Решение геометрической задачи.

- Утром проснулась белочка,

Позавтракать решила она.

На берёзке – грибочки,

На сосне шишки.

Собрала запасы, вернулась в дупло.

- Найдите весь путь белочки, если от ели до берёзы 15 м., от березы до сосны 14 м., а от сосны до ели 20м.

- Как называется фигура, которая у меня получилась? (Треугольник)

- Докажите, что это треугольник.(3 угла , 3 стороны)

- Найдите периметр этой фигуры.

Р = 15 + 14 + 20

Р = 49 м

Ответ: Р = 49м. (Решение у доски)

Физкультминутка. (слайд 11)

Выходим на полянку.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает нас кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками)

- Продолжаем прогулку по зимнему лесу.

- Кто, ребята, знает, какие животные обитают в наших лесах? (слайд 12-16)

(Лось, кабан, волк, лиса, заяц)

- Как же приходится зимой этим животным? (Голодно и холодно)

- Ведь они сами себе добывают пищу.

- А шубка у них очень тёплая! Густой подшёрсток их хорошо согревает.

- И человек, конечно, должен помогать животным переносить суровую зиму. (Стога сена заготовить для лосей, соль разложить.)

- Этим занимаются работники леса.

- Давайте выполним следующее задание, чтобы узнать, кто же обитает в наших лесах ещё?

4. Самостоятельная работа. (слайд 17)

- У вас на парте лежат карточки. Самостоятельно выполните это задание и проверьте у соседа. (Взаимопроверка)

20 + Х = 77 Х + 46 = 49 43 – а = 39

- Хорошо, все справились с заданием? (слайд 18)

- А теперь скажите, кто же ещё живёт в нашем лесу? (птицы) (слайд 19)

- Правильно. Назовите, какие птицы вам известны?

(Синичка, дятел, клёст, поползень, воробей)

- А как птичкам приходится зимой? Чем они питаются?

(Плодами рябины, семенами шишек)

- Очень трудно птицам зимой, поэтому они прилетают к жилью человеку.

- Как же человек может помочь птицам?

(Изготовить и развесить кормушки. На ветки повесить кусочки сала несолёного.

Соль для птиц – смерть!)

- А вы как помогаете птицам зиму пережить?

(Демонстрация кормушек, изготовленных детьми)

- Отлично, ребята, молодцы! Весной вас птицы обязательно отблагодарят за это. Они будут петь для вас песни, уничтожать вредных насекомых. Чтобы они не портили деревья. Ведь здоровое дерево выделяет много кислорода.

- Давайте порадуем птиц кормушками, насыплем туда корм и повесим сегодня птичьи столовые в саду.

- Птицы предлагают нам выполнить их задание:

Найдите значение выражения. (слайд 20)

В – 22, А + 24 , если В = 80, А = 36

- Справились с заданием? Молодцы! (слайд 21)

- И ещё у вас есть на парте карточки. Решите эти примеры дома. (слайд 22)

(88 – 8) – 50 = 90 – (33+7) =

(73 – 70) – 3 = 15 +(90-80) =

Итог урока. Рефлексия.

- Вы думали, решали, отвечали

И друг другу помогали.

Поработали на пять,

Будем дружно отдыхать!

- Наша экскурсия подходит к концу. Где мы сегодня побывали. Произвело ли впечатление на вас это путешествие?

- Какие задания выполняли?

- Молодцы! А какой праздник приближается? (Новый год) (слайд 23)

- Я вас поздравляю с Новым годом! Хороших вам отметок в новом году!

- Спасибо за урок. До свидания.

Литература

М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова Методическое пособие к учебнику “Математика 2 класс”. – М.: Просвещение, 2002.

А.А.Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. Методические рекомендации к учебнику “Мир вокруг нас” 2 класс, - М.: Просвещение, 2002.