Образовательные цели: Дать первоначальное представление о реке Волге. Познакомить с понятием исток, приток, устье. Познакомить с городами, расположенными на берегах Волги и с их достопримечательностями.
Ознакомить с национальными обычаями народов живущих на Волге.Развивающие цели:
- Развитие психологических умений: слушать, воспринимать учебную информацию, запоминать увиденное;
- Развитие учебно-интеллектуальных умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
- Развитие организационно-познавательных умений: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в команде, умение сотрудничать.
Воспитательные цели: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности, расширять кругозор,
развивать толерантность.Тип урока: объяснение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах.
Оборудование: Карточки с надписями названий городов и достопримечательностей. Фотографии достопримечательностей городов на Волге (Можно сделать презентацию достопримечательностей, создать фильм или подобрать слайды. По своему желанию учитель может подобрать другие достопримечательности городов.)
Фотографии народов, проживающих на берегах Волги (в национальных костюмах). (Можно взять из журналов).Изображение реки Волги.
У каждого ученика на парте кроссворд и схема – чертеж рекиХод урока
1.Проверка домашнего задания и ранее изученной темы.
Учитель задает вопросы:
– О чем мы говорили на прошлом уроке?
– Какую церковь Русского Севера называют чудом и почему, где она находится? (Преображенская церковь в Кижах).
На доске Написаны названия городов: Вологда, Псков, Архангельск. Под названиями городов в хаотичном порядке расположены карточки с надписями: Иван Васильевич, Софийский Собор, кружева, река Вологда, Ломоносов, Петр 1, Северная Двина, “Поганкины палаты”,Михайловское, младший брат Новгорода. Детям дается задание: Расположите карточки под названиями городов и объясните почему вы так их расположили. (К доске вызывают 3 учеников)
2.Изучение новой темы:
Детям предварительно раздаются кроссворды и схемы с изображением реки.(рис.1) Во время рассказа ученики отмечают названия городов о которых будет рассказывать учитель.
У деревни Волговерховье, недалеко от границы с Новгородской областью едва заметно выбивается ручей. Это исток Волги. (Показ картинки или слайда) В 1649 году недалеко то него был основан монастырь который по истечению времени пришел в запустение. До нашего времени сохранилась лишь Спасо-Преображенская церковь.
Волга – равнинная река, впадает в Каспийское море (показать на карте). При впадении Волга образует дельту площадью 19 тыс. квадратных км. Правый приток волги – Ока, левый – Кама (показать на карте). Волгу принято делить на верхнюю – от истока до Нижнего Новгорода, (впадении Оки), средняя – от устья Оки до устья Камы, нижняя – от впадения Камы до Каспийского моря.
Начнем наше путешествие по Волге и городам на Волге. (Все города о которых идет речь учитель показывает на карте, чтобы учащиеся смогли отмечать их на своём плане-схеме)
Город Тверь. Достопримечательности – Церковь Белая троица – самое древнее каменное здание в Твери. Построено при Иване 4 Грозном. Следующее здание – Путевой дворец. В 1763 году в Твери произошел пожар, уничтоживший всю центральную часть города. По указу Екатерины 2 Тверь была отстроена заново. Одно из зданий в котором останавливались члены царской семьи по пути из Петербурга в Москву стало называться путевым дворцом. Еще одна достопримечательность Твери музей Салтыкова– Щедрина.
Ярославль. Название Ярославль связано с легендой. По которой Ярослав Мудрый с дружиной плыл на ладье и увидел, как люди поселения Медвежий угол грабят купцов. Он захватил это поселение и разбил языческого бога медведя. Так появился город Ярославль.Достопримечательность города – Спасо-Преображенский монастырь. История его начинается с 12 века. В нем была обнаружена рукопись “Слово о полку Игореве”.
Толгский монастырь. Дошел до нас перестроенным, что связано с пожаром. Восстанавливали его на средства Ивана Грозного, который по преданию вылечился в его стенах от болезни ног.
Кострома. Расположилась на двух берегах– реки Волги и реки Костромы. Ипатьевский монастырь. С ним связаны легенда о том, что его основателем был татарский князь Мурза Чет. Направляясь в Москву к Ивану Калите, он внезапно заболел, и был вынужден сделать привал в этом месте. Во сне ему привиделись апостол Филипп и Богоматерь. Чет принял христианство став Захарием и построил храм. Именно от Чета начинается родословная бояр Годуновых.
Там, где Ока впадает в Волгу, стоит Нижний Новгород. Основан в 1221 году князем Юрием Всеволодовичем как опорный пункт обороны русских границ от мордвы, черемисов и татар. В 1341 году стал столицей самостоятельного Суздальско-Нижегородского княжества. Достопримечательности Новгорода – Печерский монастырь и Нижегородский кремль с Коромысловой башней. С Коромысловой башней связана легенда о том, как молодая девица пошла за водой и увидела подступавших к городу врагов. Девушка решила обороняться от врагов коромыслом, да так отважно она сражалась, что враги не рискнули идти на приступ города.
3.Физкультминутка
Как от малого истока (присесть на корточки) Волга разлилась далеко (встать руки вперед)
Широка (развести руки в стороны) и глубока (руки вверх) Волга – матушка река.
Как вы думаете, почему Волгу называют матушкой? (Ответы детей)
Да она действительно является матушкой и не только для русского народа.
По берегам Волги живут марийцы (черемисы) и чуваши. Столица республики Марий-эл – Сызрань. Самобытны костюмы марийцев. Женский костюм состоит из длинной туники с вышивкой. (Показ картинки или слайда). У марийцев есть обычай бережного отношения к родникам колодцам, деревьям. Вода у марийцев считается священной. Несмотря на то, что марийцы приняли христианство у них остались почитаемы языческие обряды. Причем эту веру в природу они сохранили до сих пор.
Столица Чувашии – Чебоксары. У чувашей многие народные праздники посвящены земле-кормилице. Один из них акатуй. Акатуй – это праздник пашни. На этот праздник принято проводить состязания в силе, ловкости, пении, водить хороводы. (Можно показать иллюстрацию национального костюма и рассказать о его особенностях).
В Среднем Поволжье живет народ мордва. Столица Мордовии – Саранск. Мордва разговаривает на разных диалектах одного языка – эрзя и мокша. От того к какому роду принадлежит человек можно было определить по костюму. У народности мокша вначале одевали рубаху, потом передник с рукавами, на него накидку, украшенную бисером. На ноги сапоги, украшенные вышивкой и толстые шерстяные наколенники. На голову – белый платок, потом накручивали тюрбан из шерстяной шали, поверх которого надевали бисерную повязку. А вот у эрзя совсем другой национальный костюм.(Показ картинки или слайда). У мордвы есть интересный обычай: на крестины ребенка принято варить молочную пшенную кашу. Эту кашу должен отведать и пожелать счастья ребенку каждый гость.
Следующий город – Казань – столица современного Татарстана. Достопримечательностью Казани является Казанский кремль с башней Сююмбике. С этой башней связана красивая легенда о красавице Сююмбике.
Интересны обычаи татарского народа. После завершения весенних посевных работ принято отмечать праздник плуга – сабантуй. Этот праздник отмечают и стар и млад. На празднике устраивают состязания в беге, борьбе, конных скачках.
Самара. Основана как деревянная сторожевая крепость по указу царя Федора Ивановича в 1586 году. Об основании города есть легенда. В разгар татаро-монгольского ига митрополит Киевский Алексий проезжал через Самарский край, держа путь в Золотую Орду. Остановился на ночлег в скиту монаха отшельника у Самарского урочища, где предрек основание на этом месте города. Жители Самары считали Алексея святым покровителем города. В честь покровителя города Алексея была построена часовня. В советское время она была разрушена и вновь воссоздана в 1997 году. Еще одна достопримечательность Самары Иверский женский монастырь. Был основан в 1850 году. Монахини монастыря прославили его своим рукоделием.
Саратов. Так же как и Самара изначально была основана сторожевая крепость.Датой основания Саратова считают 1590 год. С этим городом связана легенда о разбойнике Кудияре, который по преданию оборудовал подземные хоромы в которых хранил награбленные сокровища. По указанию Екатерины 2 с 17 века в Поволжье стали селиться немцы. Интересны сохранившаяся до наших дней Немецкая слобода. Еще одна достопримечательность Саратова сохранившаяся до нас в первозданном виде церковь часовня “Утоли мои печали”. Прославил свой город житель Саратова – первый космонавт Юрий Гагарин.
Волгоград. Изначально назывался Царицын и был построен как крепость в 1589 году.Первая церковь, построенная в городе – церковь Ивана Предтечи. В советское время Волгоград был переименован в Сталинград, после перестройки в Волгоград. Всем известна Сталинградская битва. В память о ней на Мамаевом Кургане открыт мемориал павшим героям Великой Отечественной войны. Скульптура этого мемориала “Родина мать зовет” известна многим людям. Она стала визитной карточкой Волгограда.
Астрахань. Расположена на 11 островах Прикаспийской низменности. В 1556 году Иван Грозный присоединил Астраханское ханство к России и велел основать крепость – форпост на южных рубежах России. Достопримечательностью Астрахани является Астраханский кремль, Успенский собор и колокольня Пречистенских ворот стали символами Астрахани.
Здесь в нижнем течении Волги живут калмыки. Столица Калмыкии – Элиста. У калмыков есть обычай – встречать гостя чаем. Причем чай готовят по-особенному. В этот чай наливают верблюжьего молока и кладут сливочное масло. Такой чай прекрасно подкрепляет силы.
Вот и подошло к концу наше путешествие. А теперь посмотрим что вы запомнили.
4. Закрепление материала:
Учитель предлагает детям отгадать кроссворд “По городам Волги”. (рис.1)
После того как дети разгадают кроссворд учитель проводит проверку правильно ли выполнено задание.
На доске в два столбика записаны достопримечательности и названия городов. Ученик должен соединить достопримечательность с названием города.
После этого дети разбиваются на команды по 4 человека. Командам учитель дает картинки с изображением зданий, памятников определенного города и предлагает выполнить следующее задание: “Определите в каком городе находятся эти памятники и здания”.. Капитан команды должен выйти к доске и под названием “своего” города на карте расположить выбранные командой объекты, а так же объяснить этот выбор.
На доске учитель располагает фотографии людей в национальных костюмах народов, живущих на Волге. Детям предлагается определить какой народности принадлежат национальные костюмы и рассказать о каком-либо обычае этого народа.
К доске приглашается ученик показать исток Волги,устье, притоки. Показать верхнюю, среднюю и нижнюю Волгу.
5. Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Назовите, какие города находятся на берегах Волги? Какие национальности проживают на берегах Волги? Можно ли назвать Волгу великой рекой дружбы?
Д/з. стр.71-75.