Понимание художником красоты природы

Разделы: МХК и ИЗО


Конспект урока по изобразительному искусству

Конспект урока сопровождается презентацией (приложение 1), полнее раскрывающей тему урока и помогающей эмоциональному восприятию красоты пейзажей.

Тема урока: Отношение художника к миру природы.

Цель урока: Познакомить учащихся с историей возникновения пейзажа как самостоятельного жанра; с творчеством русских художников, передать их отношение к природе; научить передавать свои мысли и чувства в рисунке.

Оборудование: Репродукции пейзажей русских художников, картины Н. Рериха, презентация урока, детские работы.

Материалы и инструменты: бумага, кисти, акварельные краски.

План урока

I. Организационный момент.

II.Пейзаж – жанр изобразительного искусства.

  1. Виды изобразительного искусства.
  2. Виды жанров.
  3. Возникновение пейзажа.
  4. Пейзажи русских художников.

III. Творчество Н. К. Рериха.

IV. Демонстрация детских работ.

V. Практическая работа.

VI. Подведение итогов урока.

  1. Анализ работ.
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание.

Ход урока

I.Организационный момент

  1. Приветствие классу
  2. Проверка готовности к уроку

II.Пейзаж – жанр изобразительного искусства.

  1. Виды изобразительного искусства.

Мы с вами познакомились с видами изобразительного искусства. Давайте вспомним, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

  • Живопись
  • Графика
  • Скульптура
  • Декоративно-прикладное искусство
  1. Виды жанров.

Говоря о жанре изобразительного искусства, мы должны ответить на вопрос – что изображено на картине. Картины, на которых изображена природа, называется “Пейзаж”.

Пейзаж - это картина, на которой изображены лес, поле, река, город, море, горы и т.д.

Виды жанров

  • Пейзаж
  • Портрет
  • Натюрморт
  • Анималистический
  • Бытовой
  • Исторический
  • Батальный
  1. Возникновение пейзажа.
  • Жанр пейзажа гораздо моложе сюжетных картин и произведений, связанных с изображением человека. Прекрасные скульптурные портреты создавались где-то в третьем тысячелетии до нашей эры, то есть более 4 тысяч лет назад.
  • Первые пейзажи появились в далёком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается XVI век.
  • Считать его самостоятельным художественным явлением начинают лишь с XVII века.
  1. Пейзажи русских художников.

Давайте рассмотрим произведения великих русских живописцев и попробуем понять какое чувство они испытывали к природе, к местам, которые они изображали.

Картина Ивана Ивановича Шишкина “Рожь”. Какими красками написана картина? В картине нет ничего лишнего, композиция призвана показать широту, простор и свободу русского пейзажа.

<Рисунок 1>

Знаменитое произведение Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Казалось бы, что может быть прекрасного в обычных деревенских задворках с сугробами снега и тонкими кривыми берёзками? Но как красива картина, как трогателен едва уловимый ритм тянущихся ввысь берёзок! Рассматривая пейзаж, невольно проникаешься ощущением его особой национальной неповторимости и глубинной народности.

<Рисунок 2>

Лучшие традиции пейзажной живописи были представлены в творчестве выдающегося художника конца XIX века Исаака Ильича Левитана. Всё красочное богатство русского пейзажа передано на его полотнах. Особое место среди его работ занимает картина “У озера”. Необыкновенная красота и проникновенность, прекрасный пейзаж как бы передаёт саму душу русской земли.

<Рисунок 3>

III.Творчество Н. К. Рериха.

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники.

Особенно прекрасны горные пейзажи в исполнении мастера. Горы в картинах художника не мёртвые складки земной коры, сам дух гор оживает в его работах. Разнообразие по цветовому решению, по сюжету. На его картины можно любоваться бесконечно.

<Рисунок 4>

img5.jpg (27573 bytes)

<Рисунок 5>

<Рисунок 6>

<Рисунок 7>

IV. Демонстрация детских работ.

Давайте посмотрим на работы учеников, посвящённых горным пейзажам.

Демонстрация работ (Приложение 2)

<Рисунок 8>

<Рисунок 9>

V. Практическая работа.

Давайте посмотрим, как изобразить горы в технике акварели.

  • Наметить линию горизонта.
  • Изобразить горные вершины, учитывая склоны гор, остроту и высоту горных вершин.
  • Наметить детали переднего плана долины.
  • Подобрать цветовое решение неба, гонных вершин и долины, учитывая освещение.

Выполнение практической части работы учащимися. Во время работы можно поставить музыку, создающую настроение или поставить слайд-шоу “Красота природы”

VI. Подведение итогов урока.

1.Анализ работ.

После окончания учащимися рисования производится демонстрация лучших и наиболее удачных работ. Можно устроить блиц-выставку рисунков на магнитной доске или на одной из парт класса.

2.Выставление оценок. Учащимся объявляются оценки по результатам урока.

3. Домашнее задание.

4. Уборка рабочего места.

Методические рекомендации к презентации урока

Презентация “Отношение художника к миру природы” иллюстрирует урок по этой теме в 6 классе по программе Б. М. Неменского. Показ презентации активизирует внимание учащихся, позволяет учителю подробно остановиться на тех моментах урока, которые заслуживают более пристального внимания. В презентации присутствуют ссылки на другие мультимедийные дополнения к уроку, что помогает создать нужный эмоциональный фон, погрузиться в красоту мира природы.

Второй слайд презентации помогает повторить виды искусства, о которых учащиеся узнали в начале учебного года. Виды искусства – живопись, скульптура, графика и декоративно-прикладное искусство появляются по щелчку мыши на слайде. Каждый вид искусства может появиться только после ответа учащихся, либо после подсказки учителя.

На третьем слайде повторяются жанры изобразительного искусства вообще и живописи в частности. Также как и в предыдущем слайде, каждый последующий жанр искусства появляется по щелчку мыши. Позволяя подробнее остановиться на каждом или на тех, что вызвали затруднения при ответе учеников.

На этом слайде учитель говорит о пейзаже. Что такое пейзаж, определение пейзажа.

Говоря о жанре изобразительного искусства, мы должны ответить на вопрос – что изображено на картине. Картины, на которых изображена природа, называется “Пейзаж”.

Пейзаж - это картина, на которой изображены лес, поле, река, город, море, горы и т.д.

Если класс Достаточно сильный, возможно рассказать о видах пейзажа – городском, индустриальном, морском (марина или маринистическом).

В этом слайде более подробно рассматривается разновидности пейзажей – городской, сельский, маринистический и индустриальный. Каждая следующая картинка открывается по щелчку мыши

Краткая историческая справка о возникновении пейзажа. В слайде говориться о том, что пейзаж – один из самых молодых жанров в искусстве, и возник позже портрета и анималистического жанра. По-видимому, изображение природы не являлось важным для древнего человека, так-так он не отделял себя от неё.

Время появления первых пейзажей в Европе – XVI век. Хотя, нельзя сказать, что элементы пейзажа не изображались ранее. Самостоятельность пейзажа определяется не только отсутствием в картине людей. Самостоятельный пейзаж обладает некоей законченной программой, выражает настроение, сюжет. При этом в картине вполне могут присутствовать изображения как людей, так и животных.

На слайде представлены пейзажи разных стилей и авторов: Hokusai Katsushik Under the Wave off Kanagawa; The Sea at L'Estaque Cezanne; Ван Гог. Разнообразие пейзажей, их техника исполнения, тем не менее, не производит впечатления чужеродности. Каждый пейзаж прекрасен по своему.

Пейзаж занимал важное место в творчестве русских живописцев. История сохранила имена выдающихся художников, посвятивших своё творчество исключительно пейзажу. Среди них наибольшей известностью обладают: Шишкин И. И.; Саврасов А. К.; Айвазовский А. К.; Левитан И. И.; Поленов В. Д.; Куинджи А. И.; Васильев Ф. А. Но на уроке невозможно, к сожалению, рассмотреть все, даже наиболее известные произведения. Поэтому на следующих слайдах рассматриваются работы Шишкина Ивана Ивановича; Саврасова Алексея Кондратьевича и Левитана

Шишкин – один из самых выдающихся русских живописцев. Рассмотрим картину Ивана Ивановича Шишкина “Рожь”. Какими красками написана картина? В картине нет ничего лишнего, композиция призвана показать широту, простор и свободу русского пейзажа.

Знаменитое произведение Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Казалось бы, что может быть прекрасного в обычных деревенских задворках с сугробами снега и тонкими кривыми берёзками? Но как красива картина, как трогателен едва уловимый ритм тянущихся ввысь берёзок! Рассматривая пейзаж, невольно проникаешься ощущением его особой национальной неповторимости и глубинной народности.

 

Лучшие традиции пейзажной живописи были представлены в творчестве выдающегося художника конца XIX века Исаака Ильича Левитана. Всё красочное богатство русского пейзажа передано на его полотнах. Особое место среди его работ занимает картина “У озера”. Необыкновенная красота и проникновенность, прекрасный пейзаж как бы передаёт саму душу русской земли.

На этом слайде в сжатом виде рассказывается о творчестве Николая Константиновича Рериха. Нужно подчеркнуть, что Рерих обладал необыкновенно разносторонними талантами и талант художника – лишь один из них.

На этом слайде представлен портрет Николая Константиновича Рериха, выполненный сыном художника Святославом Николаевичем Рерихом.

Поскольку тема урока предполагает изображение учащимися горного пейзажа, на этом слайде рассказывается не просто о работах мастера, а о горных пейзажах. Пожалуй, никому больше в истории живописи не удавалось настолько прекрасно передать красоту гор.

Шамбала… Таинственная страна, о которой сложено столько легенд. Как прекрасен этот пейзаж, окрашенный розоватыми оттенками заката и пронзительной синевой гор! Глядя на картину, мы верим, что мастер видел Тайну своими глазами и смог донести до нас её неповторимое очарование.

Брахмапутра – река, протекающая по территории Китая, Индии и Бангладеш. Картина производит совершенно другое впечатление. Мрачноватые краски гор, серое небо, извилистая река, производят впечатление чего-то тревожного и вместе с тем могучего и величественного.

Художник любил изображать персонажей индийских ведических легенд. Фигура человека, сам пейзаж напоминают больше фантастическую неземную планету, чем реальное место на Земле. Нереальность и красота пейзажа оставляют ощущение сказки.

Великан. Казалось бы, это название говорит просто о величине горы. Но присмотритесь внимательнее! Гора живая! У неё есть лицо. Может быть, это окаменевший гигант и правда когда-то был живым, но окаменел, и с тех пор многие столетия взирает на мир с каменным спокойствием и с затаённым любопытством.

Слайд заканчивает серию живописи великих мастеров. Далее нужно сказать учащимся. Что не только великие мастера могут рисовать прекрасные горные пейзажи. С этого слайда можно начать демонстрацию презентации детских работ на тему “горный пейзаж”. Ссылка выглядит в виде звёздочки над фотографией гор.

На 29 слайде - список использованных материалов для презентации.