Обучая левое полушарие, вы обучаете
только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!
И.Соньер
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария.
Профессор Трауготт: “Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации”.
Профессор Хризман: “Исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию”.
Профессор Колесов: “Истинное мышление – образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно”.
Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.
Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализацию
Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования.
Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи.
Среди выдающихся математиков и физиков преобладают левополушарные. Пифагор говорил: “Все есть число…”, а Ферма мыслил формулами. Однако правополушарный Ньютон открыл закон всемирного тяготения с помощью яблока. Правополушарный Эйнштейн решил проблему, которая, которая не давала покоя ведущим физикам мира.
Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа).
Левополушарные учащиеся редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельной работы. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали.
Правополушарный ученик видит конкретные объекты. Для них характерны отвлекаемость, способность к саморазвлечению. Любит самостоятельный выбор. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее.
Когда классу предоставляется выбор возможных ответов, правополушарные ученики склонные к догадкам, имеют больше шансов. Полагаясь на интуицию, они часто находят правильный вариант. А доказательство может даль только “левый мозг”.
Благодаря пространственной природе геометрии многие правополушарные ученики, считающиеся слабыми, будут блистать в сравнении с левополушарными. Напротив, алгебра требует логически поставленного мышления, что является преимуществом левого полушария.
Методика преподавания в средней школе построена с “левополушарным” акцентом. Для того что бы создать ситуацию успеха на уроках нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.
Очень важны первые уроки математики в 5 классе. Не всегда на уроках присутствует мультимедийный проектор. Я встретилась со своим классом 1 сентября. В своей работе я стараюсь применять методику работы с левополушарными и правополушарными детьми.
Предлагаю вашему вниманию различные фрагменты, которые можно использовать на различных уроках при изучении левополушарных и правополушарных учащихся.
Здравствуйте, дорогие ребята. Мы с вами продолжаем путешествовать в страну “Математика”. Эта страна состоит из множества островков.
Прежде чем отправиться в путешествие нам нужно познакомиться с экипажем. Разрешите, капитаном корабля быть мне. Зовут меня………..
На нашем корабле плывут три Коли,……..(в это время дети встают)
Путешествовать нам будет помогать учебник “Математика-5”. Авторы: Наум Яковлевич Виленкин и другие.
Составим карту путешествия: давайте обратимся к “Оглавлению” учебника. Каждая глава учебника – это новый остров:
1 остров “Натуральные числа” (нарисовать на доске остров цветным мелом).
2 остров Обыкновенные дроби.
3 остров Десятичные дроби.
Числа совсем незнакомые. Когда доберемся до этого острова вы очень много, узнаете об этих числах.
Наша карта готова? Берем с собой смекалку, сообразительность, настойчивость, трудолюбие и в путь.
Внимание! На горизонте суша, посмотрите в подзорную трубу какой это материк перед нами (заранее приготовить карточки с отверстием).
“Натуральные числа”
На доске записаны числа: 345 453 920 354. Что заметили. Какое число лишнее. Почему. Как называются числа, записанные на доске.
20 25 3 46
Простучите число, которое лишнее, по-вашему мнению. Почему?
Задание для левополушарных детей: Найдите ошибку:
33+24 : 3=19
Задание для правополушарных детей: Заполнить
таблицу (первые четыре столбика № 54) (вторые
четыре столбика № 54 составить свои примеры) Физкультминутка: Руки к верху поднимаем, Тест: 1) Сколько минут составляет треть часа
А потом их опускаем,
А потом их разведем,
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
А) | 20 | Б) | 180 | С) | 4 |
2) Сколько сантиметров в метре
а) | 100 | б) | 10 | с) | 1000 |
3) Каравай хлеба весит 800 грамм. Сколько весит осьмушка каравая.
а) | 100 | б) | 160 | с) | 8 |
4) Петя выполнял домашнее задание по математике 40 минут. На решение задачи у него ушло половина всего времени. Сколько минут Петя решал задачу.
а) | 20 | б) | 200 | с) | 80 |
Для правополушарных детей тест тот же только с наглядным материалом
1) Сколько минут составляет треть часа
А) | 20 | Б) | 180 | С) | 4 |
2) Сколько сантиметров в метре
а) | 100 | б) | 10 | с) | 1000 |
3) Каравай хлеба весит 800 грамм. Сколько весит осьмушка каравая.
а) | 100 | б) | 160 | с) | 8 |
4) Петя выполнял домашнее задание по математике 40 минут. На решение задачи у него ушло половина всего времени. Сколько минут Петя решал задачу.
а) | 20 | б) | 200 | С) | 80 |