Траектория преемственности, основанная на особенностях интеллектуальных возможностей "право- и левополушарных" детей

Разделы: Математика, Школьная психологическая служба


Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!

И.Соньер

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария.

Профессор Трауготт: “Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации”.

Профессор Хризман: “Исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию”.

Профессор Колесов: “Истинное мышление – образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно”.

Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализацию

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи.

Среди выдающихся математиков и физиков преобладают левополушарные. Пифагор говорил: “Все есть число…”, а Ферма мыслил формулами. Однако правополушарный Ньютон открыл закон всемирного тяготения с помощью яблока. Правополушарный Эйнштейн решил проблему, которая, которая не давала покоя ведущим физикам мира.

Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа).

Левополушарные учащиеся редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельной работы. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали.

Правополушарный ученик видит конкретные объекты. Для них характерны отвлекаемость, способность к саморазвлечению. Любит самостоятельный выбор. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее.

Когда классу предоставляется выбор возможных ответов, правополушарные ученики склонные к догадкам, имеют больше шансов. Полагаясь на интуицию, они часто находят правильный вариант. А доказательство может даль только “левый мозг”.

Благодаря пространственной природе геометрии многие правополушарные ученики, считающиеся слабыми, будут блистать в сравнении с левополушарными. Напротив, алгебра требует логически поставленного мышления, что является преимуществом левого полушария.

Методика преподавания в средней школе построена с “левополушарным” акцентом. Для того что бы создать ситуацию успеха на уроках нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.

Очень важны первые уроки математики в 5 классе. Не всегда на уроках присутствует мультимедийный проектор. Я встретилась со своим классом 1 сентября. В своей работе я стараюсь применять методику работы с левополушарными и правополушарными детьми.

Предлагаю вашему вниманию различные фрагменты, которые можно использовать на различных уроках при изучении левополушарных и правополушарных учащихся.

Здравствуйте, дорогие ребята. Мы с вами продолжаем путешествовать в страну “Математика”. Эта страна состоит из множества островков.

Прежде чем отправиться в путешествие нам нужно познакомиться с экипажем. Разрешите, капитаном корабля быть мне. Зовут меня………..

На нашем корабле плывут три Коли,……..(в это время дети встают)

Путешествовать нам будет помогать учебник “Математика-5”. Авторы: Наум Яковлевич Виленкин и другие.

Составим карту путешествия: давайте обратимся к “Оглавлению” учебника. Каждая глава учебника – это новый остров:

1 остров “Натуральные числа” (нарисовать на доске остров цветным мелом).

2 остров Обыкновенные дроби.

3 остров Десятичные дроби.

Числа совсем незнакомые. Когда доберемся до этого острова вы очень много, узнаете об этих числах.

Наша карта готова? Берем с собой смекалку, сообразительность, настойчивость, трудолюбие и в путь.

Внимание! На горизонте суша, посмотрите в подзорную трубу какой это материк перед нами (заранее приготовить карточки с отверстием).

“Натуральные числа”

На доске записаны числа: 345 453 920 354. Что заметили. Какое число лишнее. Почему. Как называются числа, записанные на доске.

20 25 3 46

Простучите число, которое лишнее, по-вашему мнению. Почему?

Задание для левополушарных детей: Найдите ошибку:

33+24 : 3=19

  1. 60 : 3=20(км/ч)
  2. 60 : 12=5(ч)
  3. 20-5=15(ч)

Задание для правополушарных детей: Заполнить таблицу (первые четыре столбика № 54) (вторые четыре столбика № 54 составить свои примеры)

Физкультминутка:

Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем,
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Тест:

1) Сколько минут составляет треть часа

А) 20 Б) 180 С) 4

2) Сколько сантиметров в метре

а) 100 б) 10 с) 1000

3) Каравай хлеба весит 800 грамм. Сколько весит осьмушка каравая.

а) 100 б) 160 с) 8

4) Петя выполнял домашнее задание по математике 40 минут. На решение задачи у него ушло половина всего времени. Сколько минут Петя решал задачу.

а) 20 б) 200 с) 80

Для правополушарных детей тест тот же только с наглядным материалом

1) Сколько минут составляет треть часа

А) 20 Б) 180 С) 4

2) Сколько сантиметров в метре

а) 100 б) 10 с) 1000

3) Каравай хлеба весит 800 грамм. Сколько весит осьмушка каравая.

а) 100 б) 160 с) 8

4) Петя выполнял домашнее задание по математике 40 минут. На решение задачи у него ушло половина всего времени. Сколько минут Петя решал задачу.

а) 20 б) 200 С) 80