Урок окружающего мира в 1-м классе. Тема: "Живая природа"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить знания о живой природе и её признаках; дать знания о некоторых растениях и животных, занесенных в Красную книгу;
  • развивать кругозор, внимание, память;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе;
  • профилактика утомления учащихся в процессе усвоения нового материала;

Форма урока: путешествие-игра.

Оборудование: карта путешествия, кроссворд, ствол дерева, листочки, записи звуков живой природы, Красная книга, компьютерная презентация (слайды с изображениями животных и растений, занесенных в Красную книгу)

Подготовка к уроку: дети получают задания найти самостоятельно из различных источников информацию о некоторых животных и растениях, занесенных в Красную книгу.

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой. В классе звучит музыка, учащиеся входят и занимают свои места.

– Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

– Садитесь.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

Ребята, вы слышите звуки? Что это за звуки и где мы оказались? ( В лесу)

Сегодня у нас необычный урок. Лесные жители обратились к нам за помощью. В лесу живет Злая Колдунья, которая не любит звуки живой природы. Она хочет, чтобы все вокруг стало неживым, молчаливым и чтобы наступила тишина в лесу. И она заколдовала Фею живой природы. Фея уснула, а с ней уснуло и все живое (выключается музыка). Спасти Фею могут только такие ребята, которые любят живую природу и много про нее знают. Вы готовы спасти лес? Тогда в путь!

III. Совместное “открытие” знаний

Перед вами карта путешествия. Выходим из школы. Первая остановка-домик Мудрой совы. Давайте послушаем, что нам загадала Мудрая Сова. (Приложение 1)

– Мы справились с загадками Мудрой Совы и идем дальше. Но Сова нас предупредила: впереди будут нас ждать разные животные и растения. Все, что нового вы о них узнаете, нужно будет запомнить, чтобы в конце пути разгадать головоломку Злой Колдуньи.

Нас встречает Слон. Давайте с ним поздороваемся.

Физминутка

В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.

– А что вы знаете о слонах? Совершим заочное путешествие (Приложение 1)

Доклад ученика

Следующая остановка-цветок.

Отгадывание загадки

Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал-
Веселых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок!

(Незабудка) (Приложение 1)

Доклад ученика

Физминутка

Как приятно в речке плавать! Берег слева, берег справа.
Речка лентой впереди. Сверху мостик – погляди!
Чтобы плыть еще скорей, надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками. Кто угонится за нами?
А теперь пора нам, братцы, на песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем и на травке отдыхаем.

Отгадывание загадки

Кругом вода, а с питьем беда. Что это? (Море)

Следующая остановка – нас встречают дельфины. (Приложение 1) Что вы можете о них сказать?

Доклад ученика

– На какие две группы делятся все деревья? (лиственные и хвойные)

– А чем они отличаются? А какие хвойные деревья вы знаете?

Доклад ученика о пихте (Приложение 1)

Гимнастика для глаз

Следующая остановка-это хищное животное семейства кошачьих, которое может съесть даже маленького слоненка. Кто это? ( Тигр)

Ученик читает стихотворение о тигре (Приложение 1)

Физминутка

Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер и направо и налево!
К небу ручки протянули – позвоночник растянули!
Отдохнуть мы все успели и за парты снова сели.

- Следующая остановка-колокольчик. Что вы можете о нем сказать? (Приложение 1)

Доклад ученика

Загадка

Далеко мой стук слышится вокруг.
Червякам я – враг, а деревьям – друг. ( Дятел)

Физминутка

Тук-тук, тук-тук. Мы в лесу слыхали стук.
Тук-тук, тук-тук! Это дятел сел на сук.
Тук-тук, тук-тук!

– Скажите, ребята, чем дятел помогает деревьям? (Приложение 1)

Доклад ученика

Загадка

Не море, не земля, корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)
– А что растет на болоте? ( Клюква)
– А чем полезна клюква? (Приложение 1)
– А какие съедобные грибы вы знаете?

Физминутка

Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята.
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Утомил всех долгий путь, дети сели отдохнуть!

-Сегодня я хочу вам рассказать о грибе, который называется рыжик. (Приложение 1)

Зрительная гимнастика

– Следующая остановка-это роза (Приложение 1)

Доклад ученика

Делаем последнюю остановку– дворец Феи Живой Природы (Приложение 1)

IV. Самостоятельное применение знаний.

Злая Колдунья приготовила нам кроссворд. Сможете ли вы на ответить на вопросы кроссворда? (Приложение 1)

V. Итог работы. Рефлексия.

– Перед нашим возвращением из путешествия определим, достигли ли мы цели нашего пути. (Цель достигнута. Мы справились с головоломкой и разбудили Фею Живой Природы!)

– Фея нам оставила послание. Давайте его прочитаем. (Приложение 1)

Я хочу вам показать Красную книгу. Посмотрите, какая она объемная. Очень много растений и животных нуждаются в охране. И многие виды исчезают совсем. Чтобы не потерять всю эту красоту, нужно очень бережно относиться к природе.

Фея вам всем передала листочки, чтобы вы ей помогли оживить вот это дерево. На листочках напишите пожелания всем людям на планете, как нужно относиться к природе – растениям и животным.

– Как сегодня работалось каждому из вас? С каким настроением заканчиваете урок? Если все удалось, закрасьте листочек зеленым цветом. Если вы считаете, что вы могли бы работать лучше, то закрасьте листочек желтым цветом.

– Прикрепите свой листик к дереву.

Мы спасли лес и он ожил! (включается музыка)

Физминутка

Мы трудились очень много, отправляемся в дорогу.
Побываем тут и там, поглядим по сторонам.
Нам навстречу скачет зайка, в небе кружат птицы.
Но пора вернуться в школу, надо нам учиться!