Объем аудиторных часов – 17.
Этот курс предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся в девятом классе в рамках экономического и естественно-математического профиля. Курс направлен на то, чтобы развить интерес школьников к математике, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом в основном курсе материале, ознакомить с наиболее известными приемами математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Цели курса:
- Раскрытие широты применения в жизни такого простого и известного учащимся математического аппарата, как процентные вычисления.
- Развитие потенциальных возможностей девятиклассников в решении уравнений и неравенств с двумя переменными как основного средства математического моделирования прикладных задач.
- Создание мотивационной основы для качественной подготовки учащихся к выпускным экзаменам, к участию в олимпиадах. Подготовка к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения.
- Развитие познавательных интересов учащихся, которому будет способствовать возможность выбора различных видов деятельности (учебные теоретические исследования, решение прикладных задач, изучение общекультурной составляющей предметных знаний, конструирование и моделирование, поиск различной информации, решение задач повышенной трудности), создание ситуаций достижения успеха.
Задачи курса:
- познакомить девятиклассников задачами о ресурсах, транспортной задачей; научить строить математические модели этих задач; общим видом задачи линейного программирования; экономическими и управленческими задачами, решаемыми с использованием геометрического метода решения неравенств с двумя переменными и их систем;
- усвоение навыков практической, самостоятельной деятельности при составлении справочников и творческих работ;
- развивать способности учащихся к математической деятельности, творческого мышления.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы курса | Кол.час. | Виды деятельности | Навыки и умения |
1. | Введение | 1 |
1)Беседа. | 1)Умение производить анализ. |
2. | Основные типы задач линейного программирования | 2 |
1)Лекция-беседа. 2)Аналитическая работа. |
1)Умение составлять математическую модель. |
3. | Методы решения неравенств с двумя переменными и их систем на основе свойств линейной функции. | 2 |
1)Лекция-беседа. 2)Аналитическая работа. 3)Практическая работа. |
1)Умение производить анализ. 2) Умение составлять математическую модель. |
4. | Решение экономических и управленческих задач с использованием геометрического метода решения неравенств с двумя переменными и их систем. | 6 |
1)Проблемная лекция. 2) Аналитическая работа. 3)Составление справочника. |
1)Умение производить анализ. 2)Умение составлять справочник. |
5. | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 4 |
1)Проблемная лекция. 2)Аналитическая работа. 3)Составление таблицы. |
1)Умение производить анализ. 2)Умение составлять таблицы. |
6. | Решение экономических задач. | 2 |
1)Творческая работа. 2)Семинарское занятие. |
1)Умение пользоваться литературой. 2)Умение планировать и составлять творческие работы. |
Тема 2. Основные типы задач линейного программирования. (2 часа)
Задача о ресурсах, транспортная задача; этапы построения математической модели; общий вид задачи линейного программирования.
Тема 3. Методы решения неравенств с двумя переменными и их систем на основе свойств линейной функции. (2 часа)
Рыночное равновесие; динамика равновесия при изменении условий, рынок отдельных продуктов.
Тема 4.. Решение экономических и управленческих задач. (6 часов)
Экономические и управленческие задачи, решаемые с использованием геометрического метода решения неравенств с двумя переменными и их систем.
Тема 5. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (4 часа)
Распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосование.
Тема 6. Творческая работа “Решение экономических задач”. (2 часа)
Индивидуальное решение экономических задач, составленных самими школьниками.
- Бутузов В.Ф. и др. Математика 9. Учебник для гуманитариев / “Сантакс-Пресс”. М.- 1996.
- Дорофеев Г.В. и др. Курс по выбору для 9 класса “Избранные вопросы математики”/ Математика в школе. №10, 2003.
- Симонов А.С. Экономические задачи на уроках математики/ Математика.. Приложение к газете “Первое сентября”.1997. №4, 5, 6.