Программа элективного курса "Математика в экономике"

Разделы: Математика, Экономика


Объем аудиторных часов – 17.

Этот курс предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся в девятом классе в рамках экономического и естественно-математического профиля. Курс направлен на то, чтобы развить интерес школьников к математике, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом в основном курсе материале, ознакомить с наиболее известными приемами математических знаний в различных жизненных ситуациях.

Цели курса:

  • Раскрытие широты применения в жизни такого простого и известного учащимся математического аппарата, как процентные вычисления.
  • Развитие потенциальных возможностей девятиклассников в решении уравнений и неравенств с двумя переменными как основного средства математического моделирования прикладных задач.
  • Создание мотивационной основы для качественной подготовки учащихся к выпускным экзаменам, к участию в олимпиадах. Подготовка к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения.
  • Развитие познавательных интересов учащихся, которому будет способствовать возможность выбора различных видов деятельности (учебные теоретические исследования, решение прикладных задач, изучение общекультурной составляющей предметных знаний, конструирование и моделирование, поиск различной информации, решение задач повышенной трудности), создание ситуаций достижения успеха.

Задачи курса:

  • познакомить девятиклассников задачами о ресурсах, транспортной задачей; научить строить математические модели этих задач; общим видом задачи линейного программирования; экономическими и управленческими задачами, решаемыми с использованием геометрического метода решения неравенств с двумя переменными и их систем;
  • усвоение навыков практической, самостоятельной деятельности при составлении справочников и творческих работ;
  • развивать способности учащихся к математической деятельности, творческого мышления.

Учебно-тематический план

№ п/п Темы курса Кол.час. Виды деятельности Навыки и умения
1. Введение

1

1)Беседа. 1)Умение производить анализ.
2. Основные типы задач линейного программирования

2

1)Лекция-беседа.
2)Аналитическая работа.
1)Умение составлять математическую модель.
3. Методы решения неравенств с двумя переменными и их систем на основе свойств линейной функции.

2

1)Лекция-беседа.
2)Аналитическая работа.
3)Практическая работа.
1)Умение производить анализ.
2) Умение составлять математическую модель.
4. Решение экономических и управленческих задач с использованием геометрического метода решения неравенств с двумя переменными и их систем.

6

1)Проблемная лекция.
2) Аналитическая работа.
3)Составление справочника.
1)Умение производить анализ.
2)Умение составлять справочник.
5. Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

4

1)Проблемная лекция.
2)Аналитическая работа.
3)Составление таблицы.
1)Умение производить анализ.
2)Умение составлять таблицы.
6. Решение экономических задач.

2

1)Творческая работа.
2)Семинарское занятие.
1)Умение пользоваться литературой.

2)Умение планировать и составлять творческие работы.

Тема 2. Основные типы задач линейного программирования. (2 часа)

Задача о ресурсах, транспортная задача; этапы построения математической модели; общий вид задачи линейного программирования.

Тема 3. Методы решения неравенств с двумя переменными и их систем на основе свойств линейной функции. (2 часа)

Рыночное равновесие; динамика равновесия при изменении условий, рынок отдельных продуктов.

Тема 4.. Решение экономических и управленческих задач. (6 часов)

Экономические и управленческие задачи, решаемые с использованием геометрического метода решения неравенств с двумя переменными и их систем.

Тема 5. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (4 часа)

Распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосование.

Тема 6. Творческая работа “Решение экономических задач”. (2 часа)

Индивидуальное решение экономических задач, составленных самими школьниками.

  1. Бутузов В.Ф. и др. Математика 9. Учебник для гуманитариев / “Сантакс-Пресс”. М.- 1996.
  2. Дорофеев Г.В. и др. Курс по выбору для 9 класса “Избранные вопросы математики”/ Математика в школе. №10, 2003.
  3. Симонов А.С. Экономические задачи на уроках математики/ Математика.. Приложение к газете “Первое сентября”.1997. №4, 5, 6.