Три пути ведут к знанию
Путь размышления – это путь самый благородный.
Путь подражания – это путь самый лёгкий.
Путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций.
- Системообразующий фактор (цели и результаты)
- Социально-педагогические условия функционирования
Создание условий для проектирования, движения, корректировки, оценки индивидуального пути освоения учеником учебного предмета. Сопоставление полученных результатов с результатами своими и сверстников.
а) общие – разработка модели технологической системы, приемлемой как для городской, так и для сельской школы;
б) специфические – системное применение требует наличие определённых материальных ресурсов (компьютера с программным обеспечением и выходом в интернет, принтера, ксерокса);
в) временные – 8–11-й класс.
3. Структурные компоненты
а) система управления (управляемая и управляющая системы)
Ученик – равноправный, активный субъект в структуре со – самоуправления своим учебно – познавательным процессом (от целеполагания до оценки и коррекции).
Учитель – организатор процесса овладения технологическими приёмами познавательной деятельности; координатор само и соуправления обучающихся.
б) содержание (направления)
приоритет технологического (научение приёмами работы с модулем, рефлексии, рейтингом), психологического (формирование адекватной самооценки личности, умения выстраивать модель личностного развития).
в) средства, формы, методы
рабочая тетрадь, компьютер, интернет – ресурс;
индивидуальная, парная, групповая, фронтальная формы работы;
высокий уровень технологичности, преобладание методов самоконтроля, самооценки, стимулирования саморазвития и самокоррекции.
- Функциональные компоненты
Целеполагание (внешнее и внутреннее) каждого этапа, компонента познавательного процесса, анализ уровня деятельности и результатов процесса, проектирование развития. Рефлексия личностная и групповая.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Применение на практике разработанных модулей, а там, где модули ещё не разработаны, по – возможности, использование отдельных технологических приёмов. Отработка применения на практике элементов и всей системы рейтинга.
2009 – 2010 уч. г - применение системы в практике преподавания химии 10 класса.
2010 – 2011 уч. г. – применение системы в практике преподавания химии 8 – 11 кл.
2011 – 2012 уч. г. – применение системы в практике преподавания биологии 8 – 11 кл.
ИННОВАЦИОННАЯ, ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ:
2009 – 2010 уч. г - разработка модулей, разработка положения рейтинговой системы, практическое использование разработанных материалов, их корректировка в преподавании химии 10 класса, теоретическая разработка данных вопросов по курсу химии 8, 9, 11 кл.
2010 – 2011 уч. г. – практическое применение системы в практике преподавания химии 8 – 11 классов, разработка модулей, рейтинговой системы по курсу биологии 8 – 11 кл.
2011 – 2012 уч. г. – применение системы в практике преподавания химии и биологии, корректировка материалов, обобщение наработанного опыта.
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ: Детальная проработка всей доступной литературы по данным вопросам. Написание необходимых технологических материалов, научно - методических обоснований действий системы. Документальное оформление работы и её результатов.
ЦЕЛЬ – СОЗДАНИЕ МОДУЛЬНО –
РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
(КУРС ХИМИИ И БИОЛОГИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ).
Как любая деятельность, нацеленная на конечный результат, работа над данной темой началась с рефлексии своей деятельности:
- вижу проблему…- предлагаю решение…- могу решить сам…
- могу оказать помощь…- кого и что могу привлечь для достижения результата…
Кроме ответов на эти вопросы, по прошествии какого – либо промежутка времени (чаще всего полугодия) проводилась оценочная рефлексия:
актуальное я – ретроспективное я – идеальное я – рефлексивное я –
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И РЕЙТИНГОВАЯ
СИСТЕМА ОЦЕНКИ
(анализ теоретического материала)
Мысль о том, что человека трудно научить вопреки его желанию, а если и есть желание, то, как это сделать с учётом требований сегодняшнего дня, как помочь стать успешным в любой деятельности и побудила меня обратить своё внимание на модульную технологию.
Основными мотивами внедрения в учебный процесс именно модульной технологии являются: гарантированность достижения результатов обучения, паритетность отношений учителя и ученика, возможность работы в парах, с учителем индивидуально, возможность выбора уровня обучения, возможность работать в индивидуальном темпе, раннее предъявление конечных результатов, “мягкий” контроль в процессе освоения материала.
Суть модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей (поставленных перед собой), т. е. обучается по целевой программе учебно – познавательной деятельности, определяя систему ученического самоконтроля, самооценки, обеспечивая самоуправляемый рефлексивный процесс работы с модулем.
Модульное обучение строится на трёх “китах”:
- идея развивающего обучения: школьник выполняет задания, находясь в зоне своего ближайшего развития, получая дозированную, дифференцированную помощь учителя и одноклассников; в начале работы с модулями ученик обращается за помощью, в процессе освоения, он становится способным выполнять сам, переходя в зону актуального развития, причём этот процесс разделён на содержательные и технологические элементы, отработка одного ведёт к работе и освоению другого.
- принцип активной деятельности: учитель систематически мотивирует ученика на принятие, способность самому ставить перед собой цели, планировать и осуществлять по намеченному плану процесс своего обучения, постоянно осуществляя самоконтроль, самооценку, обеспечивая самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
- принцип программированности процесса обучения: модуль имеет чётко структурированную форму, предоставляющий возможность активно, самостоятельно, с индивидуальным темпом работы, регулярной проверкой, рефлексией своей деятельности осуществлять процесс самообучения, т. к. помощь учителя и учеников строго индивидуальна.
Главные принципы модульной технологии:
- Конструирование учебного материала, обеспечивающее достижение каждой поставленной перед учеником или им самим цели (содержание)
- Вариативность подходов и приёмов овладения содержанием, реализация поставленной цели (методы)
- Паритетность самостоятельности усвоения знаний учащимися
- Принцип обратной связи коррелируемой обозначенным целям.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Рейтингом учащегося считается его результат в гипотетическом макротурнире, основой которого являются результаты сопоставления ответов, различных работ учащихся по выбранной теме или заданных целях с выявлением места учащегося по отношению к себе предыдущему и среди определённой группы.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний как средства успешного усвоения различных дисциплин очевидны, они позволяют педагогу действовать максимально эффективно, а ученику видеть перспективу своего развития и получать наиболее объективную оценку своих знаний, умений.
Факторы преимущества рейтинговой системы
контроля:
Стимулируется интерес учащихся к конкретной
теме и дисциплине в целом
Рейтинговая система – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации, как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности, позволяющем присвоить персональный рейтинг. (М.П.Батура, Л.В.Ломако)
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
С точки зрения учащихся эта технология должна обеспечивать справедливую оценку. С точки зрения учителя и руководителя должна давать достоверную информацию, возможность анализа и управления учебным процессом в рабочем режиме.
ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНО – РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
Применение модульной технологии я начала с теоретической проработки вопроса. Первым шагом практической реализации была отработка умений учащихся ставить цель перед собой на конкретный урок и составление плана урока, привитие умений использования различных видов и форм рефлексии своей деятельности.
С начала учебного года я перешла на системное использование данной технологии в практике преподавания химии в 10 классе. Весь курс разбит на модули. Модуль может включать в себя 1 тему, на проработку которого отводится 1 – 4 уроков.
У учащихся 2 тетради: тетрадь модулей и проверочных работ. Рабочая тетрадь пополняется листами модулей по мере изучения материала (заранее, за 2 урока). Тетрадь проверочных работ (листы) выдаётся на полугодие. Листы, выдаваемые учителем, подшиваются в тетради (папки).
Модули заполняются как на уроке, так и отдельные учебные элементы идут в качестве домашнего задания. Работа над модулем осуществляется как индивидуально, так и в паре, коллективно и с помощью учителя. Целеполагание модуля осуществляется учителем, особенно на первых этапах освоения технологии, а затем учащимся даётся только ключевые позиции, которые они должны знать и уметь по данной теме. А цель конкретного модуля они определяют для себя сами. Каждый учебный элемент заканчивается либо отметкой ученика, либо рефлексией. Причём начало модуля, и окончание обязательно сопровождаются рефлексией. Системная рефлексия – отметка уровня своих знаний по конкретной теме на рефлексивной линейке, в конце модуля также используются различные формы оценочных содержательных рефлексий. Дифференцированный подход осуществляется за счёт разноуровневых заданий проверочных работ и заданий учителя.
В качестве примера приведу схему модуля по теме:
Модуль № 14.
АЛЬДЕГИДЫ и КЕТОНЫ (см. таблицу).
П – повышенный уровень.
Каждый учебный элемент (УЭ) является самостоятельной структурной единицей модуля.
Использование модульной технологии позволяет без особых затруднений применять рейтинговую систему контроля знаний, умений учащихся.
Первый шаг в рейтинговании результатов работы учащихся заключается в определении контрольных точек, баллов за определённые формы работ.
В качестве контрольных точек могут выступать:
- Контрольная работа – за каждое задание определено максимальное количество баллов, которые ученик может получить; всего - 50 баллов.
- Проверочная работа – каждое задание “оценено” баллами, всего 15 - 30 баллов, причём они могут быть выполнены как дома, так и на уроке.
- Самостоятельная работа – максимум – 15 баллов.
- Домашнее задание – максимум – 5 баллов.
- Реферат, доклад, участие в конференциях…..максимум – 10 баллов.
- Подготовка дополнительного материала к уроку, в том числе презентаций - 7 б.
- Выполнение практической работы по теме – 3 балла.
- Решение проблемных задач – 5 баллов.
- Устный ответ – 5 баллов.
- Активность на учебных занятиях – 5 баллов.
Результаты фиксируются в течение всего процесса обучения, являются открытыми, возможность повысить баллы в контрольных точках учащиеся имеют постоянно.
Если учащийся набирает максимальное количество баллов, то отметка выставляется без зачётного задания. Если же учащийся желает повысить свою отметку, то выполняет зачётное задание.
Кроме конкретных знаний, умений, навыков учащихся по темам учебного курса, рейтингу подвергается и определённая группа общеучебных умений и навыков:
параметры |
умение ставить перед собой цель |
умение определять пути дости жения целей |
умение состав лять план работы |
умение выпол нять задания различного уровня |
умения исследова тельской деятельности |
навык адекватной рефлексии |
умение самооценки и определение путей исправлений |
умение работать в паре, группе |
фамилии учащих ся |
||||||||
Иванов | 7 |
5 |
4 |
2 |
1 |
6 |
4 |
8 |
Петров |
10 – бальная система