Урок русского языка в 9-м классе "Подготовка к ГИА-9"

Разделы: Русский язык


(Часть Б; СПП с несколькими придаточными)

Цели урока:

  • Образовательные:

- систематизировать и обобщить знания по темам: “Орфограммы- гласные в корне слова” (Б2, ч.2), “Приставки, их правописание” (Б3, ч.2), “Правописание глагола и его форм” (Б4, ч.2), “Виды связи в предложениях с несколькими придаточными” (Б14,ч.2);

- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;

  • Развивающие:

- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;

- развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;

- формировать умение пользоваться справочными пособиями;

- формировать навыки исследовательской работы;

  • Воспитывающие:

- воспитывать любовь к родному русскому языку;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

Оборудование урока:

- пакеты заданий для индивидуальной работы, тесты, таблицы, справочные материалы;

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем подготовку к итоговой аттестации, и работать мы сегодня будем с частью Б. Наша задача - повторить ранее изученный материал по заданиям А7, Б1, Б2, Б3 и Б4 и систематизировать знания по заданию Б14, так как оно совпадает с изучаемой нами темой.

    Итак, объем работы достаточный, поэтому приступим. Запишем в тетрадях число и тему урока.

  3. Проверка домашнего задания
  4. Мы начинаем с повторения выразительно- изобразительных средств русского языка.

    Вопрос - в каком задании из части А содержится данная тема? (А7). Перед вами на доске тропы и фигуры речи. Что такое тропы? (слова и словосочетания в переносном значении). А фигуры речи? (стилистические приемы, в которых слово не обязательно выступает в переносном значении). Итак, цифровой диктант. Я даю определения, вы в соответствующую колонку разносите цифры, для контроля один ученик работает у доски (см. Приложение 1). Проверка. Теорию мы вспомнили, теперь переходим к практике – проверяем домашнее задание. Вы должны были найти из художественных произведений примеры использования тропов и фигур речи. (Проверка домашнего задания)

  • Небольшая разминка по Б1

    Вопрос – что включает в себя это задание? (Замена стилистически нейтральной лексики на стилистически окрашенную и наоборот). См. Приложение 2.

    1. Опрос
    2. Повторяем ранее изученное. Индивидуальная работа у доски. Предложен текст, из которого ученик выписывает слова с чередующимися гласными в корне, распределяя их по группам (Б2). Из этого же текста второй ученик выписывает слова с орфограммой в приставках, также распределяя их по группам (Б3).(См. Приложение 3) Параллельно с ними на месте это же задание делают 2 эксперта. После того, как работа у доски будет закончена, они сверяют свои работы с работами на доске. А класс с третьим учеником работает по заданию Б4- это правописание глагола и его форм (см. Приложение 4). Проверка. Проверка индивидуальных заданий.

    3. Новый материал
    4. Итак, ребята. Теперь давайте вспомним, какие виды подчинительной связи возможны в предложениях с несколькими придаточными. На доске я представлю вам схемы предложений, а вы в это время вспоминаете вид подчинения. Следующий вид нашей работы - работа в группах. Мы обращаемся к заданию Б14 ГИА. Первая группа работает с первым вариантом теста. Задача - найти предложение с однородным соподчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Вторая группа - найти во втором варианте теста предложение с последовательным подчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Третья группа – найти в пятом варианте теста предложение с неоднородным соподчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. После того, как работа будет выполнена, эксперты от каждой группы выходят к доске и показывают результаты своей работы. (работа выполняется по “Тренировочным вариантам экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме”/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. – М.:АСТ: Астрель, 2009)

    5. Закрепление
    6. Теперь каждая группа получает задания: находит в тексте предложения и составляет их схемы.1я группа- с последовательным и параллельным подчинением, 2я- с параллельным и однородным, 3я - с однородным и последовательным подчинением. См. Приложение 5. Проверка.

    7. Итоги урока
    8. Итак, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, вспомнив ранее изученное (А7-Б4) и освоив новую для нас тему СПП с несколькими придаточными. Закреплять эту тему и углубляться в нее мы будем на следующем занятии. Мы рассмотрим СПП с разными комбинациями сочетания соподчинения и последовательного подчинения.

    9. Домашнее задание

    1 - выписать из произведения М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 3 предложения с параллельным, однородным и последовательным подчинением, составить их схемы.2- выписать из предложений 8 словосочетаний и определить их тип грамматической связи, совершив, где возможно, замену на синонимические словосочетания.