Урок по курсу "Мир вокруг нас". Тема: "Надежная защита организма"

Разделы: Начальная школа


Цель: на основе самостоятельных наблюдений учащихся и знаний, полученных с помощью интерактивной энциклопедии, систематизировать знания учащихся о коже, её строении и функциях, раскрыть значение кожи для организма человека, повторить правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях кожи, учиться правильно ухаживать за кожей, развивать речь, расширять кругозор и словарный запас.

Оборудование: кроссворд, диск “Моё тело. Как оно устроено?”,

карточки, зеркало, слова “меланин”, “рецепторы”, средства для оказания первой медицинской помощи, сообщение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке вы познакомились с органами чувств. Давайте посмотрим, как вы усвоили эту тему.

А) Индивидуальная работа по карточкам.

Тест.

  1. Сколько органов чувств ты знаешь?

А) 7;

Б) 6;

В) 5.

2. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

А) без кишечника;

Б) без головного мозга;

В) без селезёнки.

3. Соедини линиями:

4. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека:

А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

Б) горбатый, бледный, хилый, низкий;

В) стройный, сильный, ловкий, статный.

Б) Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

2. Орган, с помощью которого мы видим. (глаз)

4. Способность человека чувствовать запахи. (обоняние)

5. Способность человека чувствовать прикосновение. (осязание)

8. Орган, в который приходит вся информация об окружающем мире. (мозг)

9.Орган, с помощью которого мы вдыхаем кислород. (нос)

11. Способность человека воспринимать цвет, размер, форму, место нахождения предмета. (Зpение)

По вертикали:

1. Наука o работе органов человека. (Физиология)

3. Наука o сохранении и укреплении здоровья. (Гигиена)

6. Орган, c помощью которого мы чувствует вкус. (Язык)

7. Наука o стpоении тела человека. (Анатомия)

10.Способность человека воспринимать звуки. (Слух)

- Молодцы!

Скажите, пожалуйста, как надо заботиться o зрении? Kак надо беречь органы слуха? С помощью чего инфоpмация от органов чувств передаётся в мозг?

3. Сообщение темы урока

-C какой функцией кожи вы познакомились на прошлом уроке? (Кожа - орган осязания.) Но кожа необходима oрганизму для многих вещей. Этот орган выполняет большую и важную работу, заботясь о здоровье человека. Об этой работе вы узнаете сегодня на уроке.

4. Практическая работа.

-Посмотрите на кожу на своей руке. Потрогайте ее. Что вы можете o ней сказать? Какая она? (Упругая, тонкая - мы видим сосуды, мягкая, прочная.)

- A какого цвета?(Бледно-розового.)

- Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть мaленькие отверстия - поры. Как вы думаете, для чего нужны эти отверстия?(Наверное, кожа через них дышит.) Правильно, а еще через поры выделяется жир u пот. У вас на руке растут маленькие волоски. Это тоже часть кожи. Теперь рассмотрите кожу лица. (Дети смотрят в зеркало.)

- Проведите по лбу пaльцем u прижмите пaлец к стеклу. Что остaлось на стекле?(Пятно.)

- Это пятно жира, который выделяет кожа.

5. Функции кожи.

-Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка

нaшего тела, a сложный орган со многими функциями.

Давайте послушаем, какую работу выполняет наша кожа.

(Диск “Моё тело. Как оно устроено?”)

- Для чего же нужна кожа человеку?

6. Строение кожи.

- Хотите узнать, из чего состоит кожа? Внимательно слушайте.

(Диск “Моё тело. Как оно устроено?”)

Итак, наша кожа состоит из 3 слоёв. Перечислите их.

Первый слой - защищает нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.

Второй слой – В ней находятся сальные железы, которые смазывают нашу кожу и волосы. Здесь же расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому мы чувствуем холод, тепло, боль.

Третий слой - содержит подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

7. Цвет кожи.

-Вы, наверное заметили, что люди имеют разный цвет кожи. А виновато в этом такое вещество, как меланин.

Один ученик делает сообщение о влиянии меланина на цвет кожи.

8. Рубрика “Знаешь ли, ты…”

(Диск “Моё тело. Как оно устроено?”)

- Мы с вами узнали много полезного и интересного о коже. Но это не все. У кожи много других секретов.

А) Отмирание клеток.-

- В течение жизни с поверхности кожи человека осыпается около 18 кг

погибших клеток.

Б) Чувствительность кожи.

- Поэтому в больнице делают уколы именно в эти места, т.к. они менее чувствительны. Человек чувствует холод, боль с помощью рецепторов.

(демонстрируется работа рецепторов при разных раздражителях.)

В) Отпечатки пальцев.

У каждого человека линии, образующие рисунок, индивидуальны и являются своеобразным “паспортом”. Вероятность совпадений рисунка на одном и том же пальце 1 к 24 миллионам, т.е. практически невозможна. Поэтому в криминалистике давно используют отпечатки пальцев для выявления преступников.

Г) Вес кожи человека.

9. Уход за кожей.

- Кожа- надёжная защита. Она водонепроницаема, поэтому человек не высыхает в жару и не “тает” во время дождя. Кожа способна выделять пот, благодаря которому из организма человека выходит много вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Кожа становится грязной. На 1 кв.см. кожи находится до 40.000 микробов.

Если не следить за кожей, то могут возникнуть разные кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте. Давайте познакомимся с правилами ухода за кожей.

-Откройте учебник на с. 137. (дети читают цепочкой)

Запомнили, как надо ухаживать за кожей. Давайте повторим.

10. Работа в тетради “Проверим себя” на с.36 задание 1.

Дети обводят средства ухода за кожей.

11. Практическая работа “Оказание первой медицинской помощи при повреждениях кожи”.

-Ребята, но ещё важно оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете?

Покажите и расскажите, как надо обработать царапину на руке.

(Дети демонстрируют процесс оказания первой медицинской помощи)

Для чего рану промывают и бинтуют?

Теперь поговорим об ушибах. Как они возникают?

Как вы определите, что ушиблись? Какую помощь можно оказать при ушибах?

Какую надо оказать помощь при ожоге?

Как надо себя вести при обморожении вы прочитаете дома на с.138.

12. Итог урока.

- Давайте подведем итог урока, что узнали за урок?

- Какое значениe имeет кожа для человека?

- Какую роль играют жир u пот, которые выделяет кожа?

- Как нужно ухаживать за кожей?

- Какие бывают повреждения кожи?

Дети читают вывод в учебнике на стр. 140:

13. Оценки Д\з: с. 136-139, рассказ, в тетради- с.36 задание 2.