Чтобы сделать ребенка умным
и рассудительным, сделайте
его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
1 слайд (см. презентацию) Самое драгоценное, что есть у человека, - это здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее десятилетие состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие ребёнка – важное условие успешного усвоения им школьной программы.
2 слайд Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Вот почему я уделяю большое внимание, здоровью своих учеников, занимаясь им во внеурочное время. Ведущей формой здоровьесберегающей деятельности является для нас игра.
3 слайд. Наиболее важным направлением в этой работе, на мой взгляд, является обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни. Прежде всего, это профилактические методы:
- оздоровительная гимнастика:
а) для бодрости:
“Лягушки”
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
б) на прогулке:
“Зимняя зарядка”
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом,
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хвати снега нам и вам.
Мы теперь метатели,
Бьем по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
4 слайд. В своей повседневной работе стараюсь прививать детям и закреплять элементарные навыки (например, мытье рук, использование носового платка при чихании, кашле).
Каждый месяц провожу ролевые игры по освоению простейших навыков первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах). Родителям предоставляю информацию о развитии ребёнка, информации о результатах диспансеризации и дополнительных медицинских услугах.
5 слайд. Одним из важных средств оздоровления организма является массаж. Он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает работу сальных и потовых желёз, что положительно влияет на обмен веществ. Массаж вызывает у детей приятные ощущения, бодрое настроение, побуждает к активности. Точечный массаж по А.А.Уманской способствует профилактике гриппа.
6 слайд. В числе оздоровительных мероприятий основное внимание уделяю элементам лечебной физкультуры, гимнастике для глаз, дыхательной гимнастике. Что касается элементов лечебной физкультуры - упражнения на осанку, например:
1. Ходьба: на носках, руки за голову; на пятках, руки на пояс.
2. Чередование бега по хлопку (2 такта – обычный, 2 такта – с подскоками).
3. Упражнение – “настройка” (на ковриках).
И.п. – о.с., руки в стороны:
1 – 2 – подняться на носки, руки вверх;
3 – 4 – опуститься, руки в стороны, вернуться в и.п. (4 раза)
- упражнения для мышц шеи;
- упражнения для рук и плеч;
- упражнения для мышц туловища.
7 слайд Упражнения-задания на развитие двигательного творчества, например:
Мимикой, походкой, звуками изобразить:
- встревоженного кота,
- грустного пингвина,
- восторженного кролика,
- хмурого орла,
- разгневанного поросёнка.
8 слайд. Во время полярной ночи и в период выхода из неё все системы организма испытывают большую нагрузку. Недостаток света, отсутствие солнца не лучшим образом сказываются и на настроении детей. Особую нагрузку в период полярной ночи испытывают глаза. К тому же многочасовые просмотры различных передач, игры на компьютере, занятия в школе способствуют сильному напряжению и без того уставших глаз. Поэтому врачи советуют уделять большое внимание профилактике зрительного утомления. Я провожу такие:
1) Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15 – 20 секунд. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30 – 40 секунд.
2) Движения глазными яблоками.
Сначала следует выполнять эти движения влево и вправо до предела, но без чрезмерного напряжения и очень медленно. Голову при этом не наклонять. Выполнять упражнение по 4 – 5 раз в каждую сторону. Закрыть глаза
и расслабить мышцы на 30 – 40 секунд.
3) Вращение глазными яблоками.
Плавными движениями вращать глазами по кругу, сначала по часовой стрелке, а затем против. Повторить по 3 вращения в каждую сторону. Расслабиться в течение 30 – 40 секунд.
9слайд. Для тренировки зрения активно применяю цветотерапию. Пособием может служить панно из геометрических фигур, которые располагаются в виде различных узоров. Дети смотрят на эти узоры и проговаривают свои действия:
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
и вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
а лишь глазами осторожно
ты вдоль по линиям води
и на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
и в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открыли, наконец.
Зарядка кончилась.
Ты молодец!
Эти упражнения дети выполняют во время самоподготовки в группе продленного дня.
10 слайд. Не нужно забывать и о дыхании. Во время занятий использую упражнения дыхательной гимнастики.
1) “Холодный ветер”. Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).
2) “Теплый ветер”. Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком “ха – а”, будто согревая руки (2 раза).
3) “Нюхаем цветы”. Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза).
4) Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот. (2 раза).
11 слайд. От чего зависит здоровье человека? (Не умеем радоваться.)
Радость – особая мудрость, и болезни её не боятся. Радостный человек много смеётся. А смех снимает нервное напряжение, стресс.
Во время смеха в крови увеличивается количество антител и повышается сопротивляемость инфекциям. Смех способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, и, наконец, просто снимает нервное напряжение, стресс. Поэтому люди, обладающие чувством юмора, дольше не стареют, меньше болеют и быстрее выздоравливают.
Жестокость – это путь к гибели и болезням.
12 слайд. В заключении, хочу подчеркнуть, что сохранение здоровья детей – одна из актуальных проблем современной школы. Только совместная работа медиков, педагогов по профилактике заболеваний, укреплению здоровья обучающихся позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников. И хотела бы вернуться к словам известного французского философа Ж.-Ж.Руссо “Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.
Список литературы
1. Здоровье детей. – 2009 - № 17, с. 18 – 19; с.40 – 42.
2. Иванова В.А. Я здоровье сберегу, сам себе я помогу. – Начальная школа плюс до и после. – 2007 - №1; с. 19 – 20..
3. Козык Н.И. Занятия в “Школе здоровья”. – Начальная школа. – 2006 - № 8; с. 92 – 93.
4. Корольков С.Г . Создание условий для сохранения здоровья обучающихся на уроках и во внеурочное время. Методист - 2008 - № 10. Мастер-класс. – 2008 - № 10; с. 2 – 21
5. В.М.Кузнецова. Минуты здоровья. – Мурманск НИЦ “Пазори” 2001г.
6. Приоритетный национальный проект “Образование” в Мурманской области. 2006.
7 .Спутник классного руководителя. – 2009 - № 4; с. 58. – 62.