Интеллектуальный марафон по литературному чтению "Битва знатоков" для учащихся 4-х классов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели игры:

Развивать читательский интерес, речь, творческую фантазию.

Расширять кругозор.

Учить детей ясно излагать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать и оценивать ответы товарищей.

Оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация “Битва эрудитов” - Приложение 1, карточки с числами 100 - 500 для подсчета баллов, толковые словари, грамоты.

Ход игры

I. Оргмомент.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас на игре “Битва знатоков”! (слайд)

(выступление детей)

1-ый ученик (мальчик)

Здесь собрались великие умы.
Они, наверное, все учат, изучают,
Сидят за книжками, читают все подряд
И в “Битве знатоков” выступают!

2-ой ученик (девочка)

Сегодня здесь начнутся состязанья.
Потребуют они упорства и вниманья.
Покажут знания все умные ребята,
А остальным у них учиться надо.

Учитель:

Мы вам желаем творческих успехов.
Заданья трудные не будут пусть помехой.
Ну что ж, желаем всем “Ни пуха - ни пера!”
Ведь “Битва знатоков” сложнейшая игра!

II Знакомство с правилами игры.

Ведущий: Начинаем игру (слайд). Суть игры заключается в том, что участники отвечают на вопросы различной стоимости. Игра содержит 25 вопросов по 5 темам.

Первая тема – “Басни”. Здесь вы должны назвать мораль предложенных вам басен. Каких баснописцев вы знаете? (Сообщение о Крылове)

Вторая тема – “Стихи”. Здесь вам надо вставить пропущенные слова в отрывки из предложенных стихотворений. Назовите ваших любимых поэтов (Сообщение о М.Ю. Лермонтове)

Третья тема - “Сказки”. Вам предлагается угадать название сказки по её отрывку и по возможности назвать автора. Назовите известных вам сказочников. (Сообщение о Пушкине)

4 тема - “Рассказы”. В этой теме вы будете по портрету угадывать писателя. (Сообщение о Пантелееве)

И 5 тема - “Эрудит”. Вы должны дать определение предлагаемым литературоведческим понятиям.

Каждый вопрос темы имеет свою стоимость — она варьируется от 100 до 500 очков. Чем больше цена вопроса, тем он сложнее. Основная цель игроков — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. Сегодня в игре принимают участие 2 команды:

команда 4-А класса “Книголюбы” и её капитан - ………………………..;

команда 4-б класса “Литературоведы” и капитан команды- …………………….

Право первой выбирать категорию и вопрос принадлежит команде 4-а класса.

Вы выбираете тему и стоимость вопроса, читаете вопрос, обсуждаете всей командой ответ, а капитан команды решает, кто из вас будет отвечать. Если вы правильно отвечаете на вопрос – зарабатываете очки, если не правильно – отвечает другая команда и у неё появляется возможность заработать очки.

Игра продолжается до тех пор, пока в ней не будут разыграны все вопросы.

Победителем будет считаться та команда, которая набрала большее количество очков.

III. Основная часть

Вопросы для проведения игры.

Басни Стихи Сказки Рассказы Эрудит
100 100 100 100 100
200 200 200 200 200
300 300 300 300 300
400 400 400 400 400
500 500 500 500 500

Басни

100 - Вспомни и расскажи мораль басни И.А.Крылова “Стрекоза и муравей”

200 - Вспомни и расскажи мораль басни Л.Н.Толстого “Стрекоза и муравьи”

300 - Вспомни и расскажи мораль басни И.А.Крылова “Квартет”

400 - Вспомни и расскажи мораль басни И.И.Хемницера “Друзья”

500 - Вспомни и расскажи мораль басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”

Стихи

100 - Уже утомившийся день
Склонился в багряные воды.
Темнеют лазурные своды,
Прохладная стелется… .
(В.А.Жуковский “Ночь”)

200 Розы расцветают,
Сердце, … ;
Скоро засияют
Благодатны ... .
(В.А.Жуковский “Песня”)

300 Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога … .
Журча ещё бежит за … ручей .
(А.С.Пушкин “Октябрь уж наступил…”)

400 По дороге зимней, скучной
Тройка … бежит,
Колокольчик однозвучный
… гремит.
( А.С.Пушкин “Зимняя дорога”)

500 Белеет парус одинокий
В тумане моря … !
Что … он в стране далёкой?
Что … он в краю родном?
(М.Ю.Лермонтов “Парус”)

Сказки

100 Жил был царь Берендей. У него было три сына, младшего звали Иваном.

200 Так, но есть причина тут:
У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых;
Приготовили обед;
А двенадцатого нет
(Кем украдено оно,
Знать об этом не дано).

300 По исходе же трёх дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;

400 И как только она поцеловала лепестки. Там внутри, в бутоне, что-то щёлкнуло, и цветок распустился. То был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном пестике цветка сидела девочка.

500 Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.

Рассказы

100 Аркадий Петрович Гайдар

200 Михаил Михайлович Пришвин

300 Виктор Юзефович Драгунский

400 Константин Георгиевич Паустовский

500 Леонид Пантелеев

Эрудит

100 Дать определение понятию “фольклор”

200 Дать определение понятию “басня”

300 Дать определение понятию “легенда”

400 Дать определение понятию “ирония”

500 Дать определение понятию “метафора”

IV. Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий: На этом наша игра заканчивается. Сегодня вы показали свои знания по литературному чтению, доказали, что вы внимательные читатели и любите читать.

Не сравнить с хорошей книгой
Ни кино, ни интернет
Интересней и надёжней,
И вернее друга нет.

Читайте, читайте больше. Ведь читая добрые книги, мы и сами становимся добрыми.

Чистых радостей светлый исток
Закрепленье счастливого мига
Лучший друг, если ты одинок
Это - книга. Да здравствует книга!