Повышение интереса к чтению через читательские конференции

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые мы ставим перед собой – это привитие интереса и любви к чтению. Актуальность заключается в том, что читательские интересы и читательская культура школьников является важнейшими показателями духовного потенциала учащихся и общества. Мы хотим добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах младших школьников. По – настоящему интересными для детей являются те мероприятия, в которых они сами принимают живое и непосредственное участие. Для этого ежегодно проводим в школе читательские конференции.

Читательская конференция по сказке А.Волкова “Волшебник Изумрудного города”

Цель:

  1. привитие читательского интереса к произведениям А.Волкова;
  2. учить вдумчивому чтению произведений художественной литературы;
  3. воспитывать на поступках героев.

Оборудование: презентация “Волшебник Изумрудного города”, портрет писателя А.Волкова, выставка книг А.Волкова, песенка Элли и ее друзей.

Ход конференции.

  1. Вступление
  2. -Ребята, мы сегодня собрались на обсуждение произведения А.Волкова “Волшебник Изумрудного города”. Вы его все прочли, у вас наверняка появились свои любимые герои, кто – то из героев вас смог заинтриговать, заинтересовать. Может у вас возникли мысли, с которыми вы хотите с нами поделиться. Мы все будем рады вашим выступлениям.

  3. Выступления детей:
  • Рассказ подготовленного ученика о жизни и творчестве А.Волкова.

Александр Мелентьевич Волков

Рассказы детей о книгах А.Волкова (Презентация - слайды с обложками книг)

- 1 книга “Волшебник Изумрудного города”

Ужасный ураган, вызванный злой волшебницей Гингемой, заносит домик с девочкой Элли из Канзаса в удивительную Волшебную Страну, где разговаривают звери и птицы, и вернуть Элли домой может только волшебник Гудвин, живущий в Изумрудном городе. По пути в Изумрудный город Элли встречает трех существ, чьи заветные желания она должна выполнить, чтобы попасть домой, в Канзас.

- 2 книга “Урфин Джюс и его деревянные солдаты”

Бывшему прислужнику Гингемы, злому и коварному столяру Урфину Джюсу, случайно попадает в руки живительный порошок. С его помощью он оживляет целую армию свирепых деревянных солдат и завоевывает Изумрудный город, взяв в плен Страшилу и пришедшего к нему на помощь Железного Дровосека. Получив тревожное письмо о событиях в Волшебной стране, Элли приходит на помощь к друзьям и спасает Изумрудный город от злого захватчика, и помогает ей в этом ее дядя, одноногий моряк Чарли Блек.

-3 книга “Семь подземных королей”

Во время экскурсии в пещеру Элли и ее двоюродного брата Фреда Каннинга случается обвал. Дети чудом остаются в живых, и, пытаясь выбраться из западни, неожиданно попадают в Страну Подземных Рудокопов, что расположена в огромной пещере под Волшебной Страной. Они помогают вернуть Усыпительную воду в колодец, который был разрушен изменником Руфом Биланом, сбежавшим из Изумрудного города после разгрома деревянной армии Урфина Джюса, и помогают вернутся наверх жителям пещеры после многих лет жизни под землей.

- 4 книга “Огненный бог Марранов”

Десять лет развенчанный король Урфин ждал момента отомстить людям, и вдруг судьба его круто изменилась. Близ его жилища упал гигантский орел Карфакс, раненный в битве с другими орлами. Джюс вылечил орла, и, обманом склонив его на свою сторону, использовал доверчивую птицу для того, чтобы встать во главе воинственного, но отсталого племени Марранов. С их помощью он вновь захватывает власть в Волшебной Стране. Но из-за гор появляется со своим другом Тимом на механических мулах сестра Элли, Энни, родившаяся во время третьего путешествия Элли в Волшебную страну. Они помогают народам Волшебной Страны вновь одолеть захватчика.

- 5 книга “Желтый Туман”

Пять тысяч лет назад могучий волшебник Гуррикап, создавший Волшебную страну, усыпил злую фею Арахну за ее злодеяния на срок ровно в пять тысяч лет. И вот, проснувшись от очарованного сна, она пытается покорить себе Волшебную страну. После неудачных попыток сделать это силой она насылает на Волшебную страну ядовитый Желтый Туман, который закрывает солнечный свет. В Волшебной стране начинается зима, ей грозит гибель, но за горы отправляется гонец и призывает на помощь Энни, Тима и Чарли Блека. Одноногий моряк строит для борьбы с Арахной Железного рыцаря Тили-Вилли, и с его помощью они побеждают нового врага Волшебной страны.

- 6 книга “Тайна заброшенного замка”

Инопланетяне с далекой планеты Рамерия прилетают на Землю, чтобы захватить цветущую планету, и приземляются в самом укромном, по их мнению, месте на Земле – в Волшебной стране. Теперь опасность грозит не только Волшебной стране, но и всему человечеству. На помощь в борьбе с инопланетными захватчиками вновь спешат Энни и Тим в сопровождении старшего брата Альфреда Каннинга, уже побывавшего в Волшебной стране вместе с Элли. Они усыпляют захватчиков и помогают найти средство для освобождения покоренного народа планеты Рамерия, превращенного в рабов.

  • Выступление библиотекаря школы

- Выставка имеющихся в наличии книг А.Волкова. Когда книги издавались и переиздавались, кто иллюстрировал книги.

  • Высказывания зрителей по вопросам

- Читали книги до просьбы учителя или были знакомы раньше?

- Понравились произведения или нет. Чем? Почему?

  1. Театрализованные выступления героев
  2. Дискуссия:
  • В чем на ваш взгляд основная мысль произведения А.Волкова “Волшебник Изумрудного города”?

(Только дружба может помочь преодолеть любые невзгоды и трудности, только рядом с друзьями станешь сильнее, смелее, мудрее, сердечнее, имея друзей, сможешь в себе раскрыть эти качества)

  1. Подведение итогов:
  1. Подведение итогов конкурса рисунков произведению А.Волкова “Волшебник Изумрудного города”;
  2. Исполнение песни Элли и ее друзей “Мы в город Изумрудный …..”;
  3. Награждение самых активных участников конференции среди зрителей.

Решение конференции:

- Читать книги А.Волкова они поучительны и интересны;

- Прочитать тем, кто этого не сделал все 6 книг А.Волкова;

- Порекомендовать своим друзьям, знакомым прочитать книги А.Волкова.

Читательская конференция по сказке – роману Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”

Цели: В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся.

Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.

Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, магнитофон и кассета, телевизор, DVD, фрагменты из мультфильмов, презентация “Добро пожаловать в Цветочный город”, плакаты с высказываниями, костюмы, набор предметов для конкурса, выставка рисунков детей, раздаточный материал для конкурсов, рассказы Н.Н.Носова.

  1. Вступление.
  2. Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости нашей школы! Мы рады приветствовать вас на литературном празднике, который посвящён юбилею замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова. Приглашаем вас принять активное участие в читательской конференции по сказке “Приключения Незнайки и его друзей”.

    В нашей конференции принимают участие 8 команд, каждой команде мы вручаем символ – цветочек, как только команда выполнит полученное задание, поднимет цветочек вверх.

    За правильные ответы, сообразительность, фантазию мы будем вручать жетоны. Один жетон – один балл. Также будут командные задания, которые будут оцениваться по пятибалльной шкале. Те команды, которые наберут наибольшее количество баллов, получат грамоты за свою работу. Желаю вам удачи!

    Работу команд будет оценивать наше жюри: представление жюри.

    Итак, разрешите нашу читательскую конференцию объявить открытой. (аплодисменты)

    Ведущий 1

    Давайте знакомые книжки откроем,
    И снова пойдем от страницы к странице:
    Всегда ведь приятно с любимым героем
    Опять повстречаться, сильней подружиться.
    Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
    Пускай и с героем отлично знакомы,
    И чем там закончится – тоже известно,
    Хорошие книжки всегда интересны.

    Ведущий 2:

    Сегодня мы вновь откроем книги Николая Николаевича Носова, ведь нынче юбилей писателя. Про этого удивительного человека я могу рассказывать часами, он не только смешил своих читателей забавными рассказами, но и старался научить всему, что знал и умел сам. А знал и умел он многое, потому что прожил интересную жизнь.

  3. Биография Н.Носова
  4. Добро пожаловать в Цветочный город
  5. Ведущий 1:

    В одиночестве, в покое,
    Дремлют книжные герои
    На страницах книг своих.
    Пробудите к жизни их!
    Что им маяться от скуки?
    Все герои любят труд!
    Вам друзья и карты в руки.
    Пусть герои оживут.

    Ведущий 2:

      В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. А сам город назывался Цветочным городом.

    Входит Незнайка и говорит:

    Почему-то обо мне знают все на свете.
    Знают даже на Луне взрослые и дети.
    Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
    Что другим не по плечу, мне давно известно.

    - Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

    Ведущий 1: Какой ты хвастун. Тебе ещё многому нужно учиться.

    Незнайка: Нет, я не хвастун, я просто люблю сочинять небылицы и всем их рассказывать. Вы помните историю, которую я придумал об оторвавшемся кусочке солнца?

    Ведущий 2: Незнайка, расскажи ещё раз!

    Незнайка: Нет, мне второй раз рассказывать одну и ту же историю совсем не интересно. Да и всех подробностей я уже не помню. Может быть, ребята расскажут? – Ответы участников.

    Незнайка:

    Ребята, а вы хотели бы стать тоже знаменитыми как я?

    (выходят Знайка и Тюбик)

    Тюбик: Ни за что на свете не соглашайтесь быть такими как Незнайка. Лучше берите пример со Знайки – он такой умный, он очень много знает, потому что читал разные книги.

    Учитель: Друзья, давайте проверим, внимательно ли ребята читали книгу про вас.

    Задание командам: по описанию узнайте героя сказки:

    Незнайка: Это мой самый близкий друг. Он живёт на улице Маргариток. Я рисовал его портрет и очень этим его обидел. Именно по нему я больше всего скучал, когда гостил в Зелёном городе. - Гунька

    Знайка: Эти коротышки были очень хорошими мастерами. Они были похожи друг на друга. Оба ходили в кожаных куртках. Из карманов их курток вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие инструменты.- Винтик и Шпунтик.

    Незнайка: Этот коротышка жил на улице Колокольчиков. У него была маленькая собачка и ещё ружьё, которое стреляло пробками. – Пулька.

    Знайка: Этот герой решил рисовать всё, что увидит во время путешествия на воздушном шаре. Его талант не остался незамеченным и в Зелёном городе. – Тюбик.

  6. Викторина по произведениям о Незнайке
  7. Исполнение песни “В траве сидел кузнечик”. Кто знает слова, пойте вместе с нами.
  8. Стихи – буриме
  9. Учитель: А помните, как Незнайка придумывал рифмы? К какому слову Незнайка рифмы не смог подобрать? К слову “пакля” Незнайка придумывал разные новые слова: бакля, вакля, гакля, макля. А рифма к этому слову есть, например, “сакля” - дом с плоской крышей, в котором жили кавказские горцы.

    Внимание! Задание командам - за одну минуту вам нужно сочинить стихи – буриме. Что это такое? Это стихи из двух строчек, каждая из которых заканчивается рифмой. Командам раздаются листочки:

    Палка – галка, утка – шутка, котёнок – ребёнок,

    Печка – свечка, шар – комар,

    Книжка – шишка, огурец – молодец.

    Учитель: Незнайка брался за множество дел, не всё и не всегда у него получалось. Ему на помощь часто приходили его друзья.

  10. Инсценирование отрывка “Как Незнайка был художником”
  11. Задание группам: Сейчас вы получите отрывки из сказки.
  12. Итог конференции

А сейчас пришло время подвести итог конференции

  • Герои книг Николая Носова учат ценить дружбу, помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми и умелыми.
  • Читая книги, важно думать над их содержанием.
  • Кто много читает, тот много знает.

Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите книги Николая Носова.

Настаёт самый приятный момент: подведение итогов и награждение победителей (сдайте жетоны жюри).

Пока жюри подводит итоги, предлагаем вашему вниманию “Гимн Незнайки”, который исполнят ученики 4 класса.

Слово предоставляется жюри. Вручение грамот самым активным участникам.