Цели:
- Обучающая: составление композиции из геометрических фигур, закрепление знаний геометрических фигур, числового ряда (прямого 1 -8 и обратного 8 – 1), сравнение чисел в пределах 8, выполнение арифметических действий сложения и вычитания; составление и решение задачи;
- Коррекционная: коррекция и развитие трудовых умений, мелкой моторики, математических представлений, речи, восприятия (целостность, цвет и форма), зрительной памяти, внимания;
- Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности в работе, положительной мотивации к учению.
Оборудование. На доске: таблица “Правила безопасной работы ножницами”, индивидуальные карточки с изображением правил работы с ножницами, карточки Ножницы передавай …. , Следи, чтобы пальцы …. , образцы правил работы с шаблонами, образец аппликации, предметная карта, магнитные числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), картинка с изображением 2 предметов (бабочек), число 4, картинки цветов (с числом 5, с числом 6, с числом 8), картинки (бабочки с примерами 5+3, 7-2, 4+2), картинка с ребусом, картинка “Запутанные предметы (бабочки), индивидуальные карточки с бабочками, индивидуальные картинки с бабочками, записи на доске, таблица “Как надо сидеть”.
У учащихся: подставка с инструментами, листок в клетку, цветные карандаши, альбомный лист, цветная бумага, шаблоны (треугольник, овал, круг, цветок), коробочка для мусора, флажок.
Ход урока
- Организационный момент. Организация рабочего места.
- Урок труда. Проверим, всё ли готово к уроку. Я называю – вы показываете.
- Ножницы, материал, коробочка для мусора, шаблоны.
- С каким материалом будем работать?
- Какой нужен инструмент при работе с бумагой?
- Повторим правила безопасной работы с ножницами.
(Чтение правил хором по таблице на доске).
(Далее учитель показывает карточки).
- Какое правило на этой карточке? (2 карточки)
(Не оставляйте ножницы открытыми на парте.
Храни ножницы в подставке острыми частями вниз.)
- Прочитайте начало предложения и продолжите.
Ножницы передавай …… (кольцами вперёд).
Следи, чтобы пальцы ……. (не попали под лезвия ножниц).
- Мы будем работать с шаблонами. Какая ошибка допущена?
( Шаблон обведён на цветной стороне.
Шаблон обведён посередине листа.)
- У всех на парте флажок. Будьте внимательны. Если какое – то правило нарушено или беспорядок на парте, я забираю флажок.
Если нужна моя помощь – флажок вверх.
- Какие качества вырабатываем в себе на уроке труда? (Аккуратность, терпение, трудолюбие)
- Сегодня на уроке мы изготовим аппликацию из геометрических фигур. Вспомним геометрические фигуры.
- Назовите фигуры и их цвет.
- Какие числа спрятались за фигурами?
- Упражнение по коррекции памяти.
- Внимательно посмотрите и запомните. (Закрываем).
- Какая фигура жёлтого цвета? (круг)
- Какого цвета квадрат? (красного)
- За какой фигурой спряталось число 3? (за прямоугольником)
- Какое число спряталось за треугольником? (5)
- За какой фигурой спряталось число 7? Какого он цвета? ( за оранжевым овалом)
- Числовой ряд.
- Назовите числа.
- Какие числа пропущены?
- Вставьте числа.
- Где стоит число 2, 4, 8?
- Прочитайте числа по порядку.
- Прочитайте числа в обратном порядке.
- Разгадайте ребус.
- Помощником вам будет загадка.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
- Упражнение на внимание “Запутанные предметы”.
- Кто на рисунке? (Бабочки)
- Внимательно посчитайте, сколько бабочек? (8)
- Сегодня из бумаги мы выполняем аппликацию “Бабочка”. В классе 8 учеников - у нас получится 8 бабочек. (Показ образца).
6. Анализ образца.
- Назовите предметы.
- Назовите части бабочки. (голова, туловище, крылья).
- Из чего составлена бабочка? (Из геометрических фигур).
- Сколько фигур необходимо для изготовления бабочки? Какие это фигуры?
- Бабочка расположена на листе слева или справа?
- С какой стороны расположен цветок?
7. Элемент урока математики.
- Сейчас я проверю, как вы умеете считать.
- Посмотрите, как надо сесть при письме.
- Возьмите листок в клетку и ручку.
- Запишите, сколько в аппликации всего треугольников? (4)
- Запишите, сколько в аппликации овалов? (1)
- Запишите, сколько в аппликации зелёных треугольников? (2)
- Запишите, сколько в аппликации всего фигур? (6)
- Проверьте, правильно ли вы записали. (Самопроверка с доски)
- Сравним количество геометрических фигур в аппликации, чтобы при изготовлении не сделать лишние детали.
- Сколько кругов? (1) Запишите.
- Сколько овалов? (1) Запишите.
- Сравните. Прочитайте. (1 = 1)
- Сколько жёлтых треугольников? (2) Запишите.
- Сколько кругов? (1) Запишите.
- Сравните. Прочитайте. (2 > 1)
- Сколько всего треугольников? (4) Запишите.
- Сколько всего фигур для бабочки? (6) Запишите.
- Сравните. Прочитайте. (4 < 6)
- Положите листы в подставку.
8. Физпауза “Бабочка”.
Спал цветок и вдруг проснулся, (руки под голову – “спим”)
Больше спать не захотел. (наклоны головы в стороны)
Шевельнулся, потянулся, (руки в сторону, руки вверх)
Взвился вверх и полетел. (маховые движения руками)
Солнце утром лишь проснётся, (приседания)
Бабочка кружит и вьётся. (кружение)
- Хлопни в ладоши 3 раза.
- Прыгнуть столько же (картинка с изображением 2 бабочек).
- Присядьте столько, сколько обозначает это число [4].
- Планирование работы.
(Работа по предметной карте на доске).
- Составим план нашей работы.
- Что выполним сначала?
- Что выполним потом?
- Обведи шаблоны.
- На бумаге какого цвета обведём ?
- Вырежи.
- Какие фигуры вырезали?
- Расположи на листе.
- Где расположен овал? круг? треугольники?
- Приклей.
- Не забываем пользоваться тряпочкой.
(Учащиеся отвечают по плану на вопросы. Затем 1 ученик повторяет весь план работы).
Образец предметной карты
- Выполнение изделия учащимися.
- Словесный отчёт о проделанной работе.
- Оценка качества готовых изделий.
- Дидактические игры.
Дифференцированная работа.
1 группа – ученики обводят все шаблоны, вырезают, приклеивают.
2 группа – ученики обводят только фигуры бабочки (шаблон цветка уже обведен), вырезают, приклеивают.
3 группа - ученики обводят только фигуры бабочки, вырезают (цветок уже вырезан), приклеивают.
(Частичная помощь учителя слабым учащимся).
Индивидуальное (дополнительное) задание (для тех, кто выполнит работу первым).
- Решить примеры и раскрасить бабочку.
- Какую аппликацию выполнили на уроке?
- Из какого материала аппликация “Бабочка”?
- Повторим план работы.
- Что выполнили сначала, потом?
(Повторение плана работы учениками).
- Сравним свою работу с образцом.
- Поднимите руку, кому нравится его работа?
- Как выполнена работа: аккуратно, хорошо или не очень?
- Что не получилось? В чём недостатки в работе?
Учитель выставляет отметки с комментарием.
- Поднимите свою бабочку и покажите нашим гостям. Положите на край парты.
- Подведём итог нашего соревнования. Поднимите руку, у кого ни разу не забирала флажок. Молодцы, вы умеете работать аккуратно и правильно.
- Игра “Цветочная поляна”.
Цель: закрепление умений и навыков при выполнении арифметических действий сложения и вычитания.
Оборудование: картинки цветов (с числом 5, с числом 6, с числом 8), картинки бабочек с примерами (5+3, 7-2, 4+2).
- На цветочной поляне расцвели цветы.
- Какое число на каждом цветочке? Назовите.
- Наступило утро. К цветочкам полетели бабочки.
- На какой цветок сядет бабочка? Для этого надо прочитать и решить примеры. Ответ в примере соответствует числу на цветке.
Учитель показывает по очереди картинки бабочек с примерами
(5+3, 7-2, 4+2).
Ученики решают примеры и прикрепляют бабочку рядом с цветочком.
- Составление задачи.
- Сколько бабочек на полянке? (3)
- Сколько ещё летит бабочек? (2)
-Составьте по этой картинке задачу.
(На цветочной поляне было 3 бабочки. К ним прилетело ещё 2 бабочки. Сколько бабочек стало на цветочной поляне?)
- Как узнать, сколько стало бабочек? (3+2=5)
- Сколько стало бабочек? Назовите ответ.
- Упражнение по коррекции внимания.
- На какой цветок сядет каждая бабочка?
- А теперь бабочки дарят вам свои фотографии. На перемене раскрасите красиво эту бабочку.
- Подведение итогов. Уборка рабочего места.
- Понравился вам урок? Что понравилось?