Интегрированный урок (труд + математика)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обучающая: составление композиции из геометрических фигур, закрепление знаний геометрических фигур, числового ряда (прямого 1 -8 и обратного 8 – 1), сравнение чисел в пределах 8, выполнение арифметических действий сложения и вычитания; составление и решение задачи;
  2. Коррекционная: коррекция и развитие трудовых умений, мелкой моторики, математических представлений, речи, восприятия (целостность, цвет и форма), зрительной памяти, внимания;
  3. Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности в работе, положительной мотивации к учению.

Оборудование. На доске: таблица “Правила безопасной работы ножницами”, индивидуальные карточки с изображением правил работы с ножницами, карточки Ножницы передавай …. , Следи, чтобы пальцы …. , образцы правил работы с шаблонами, образец аппликации, предметная карта, магнитные числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), картинка с изображением 2 предметов (бабочек), число 4, картинки цветов (с числом 5, с числом 6, с числом 8), картинки (бабочки с примерами 5+3, 7-2, 4+2), картинка с ребусом, картинка “Запутанные предметы (бабочки), индивидуальные карточки с бабочками, индивидуальные картинки с бабочками, записи на доске, таблица “Как надо сидеть”.

У учащихся: подставка с инструментами, листок в клетку, цветные карандаши, альбомный лист, цветная бумага, шаблоны (треугольник, овал, круг, цветок), коробочка для мусора, флажок.

Ход урока

  1. Организационный момент. Организация рабочего места.
  2. - Урок труда. Проверим, всё ли готово к уроку. Я называю – вы показываете.

    - Ножницы, материал, коробочка для мусора, шаблоны.

  3. Повторение познавательных сведений.
  4. - С каким материалом будем работать?

    - Какой нужен инструмент при работе с бумагой?

    - Повторим правила безопасной работы с ножницами.

    (Чтение правил хором по таблице на доске).

    (Далее учитель показывает карточки).

    - Какое правило на этой карточке? (2 карточки)

    (Не оставляйте ножницы открытыми на парте.

    Храни ножницы в подставке острыми частями вниз.)

    - Прочитайте начало предложения и продолжите.

    Ножницы передавай …… (кольцами вперёд).

    Следи, чтобы пальцы ……. (не попали под лезвия ножниц).

    - Мы будем работать с шаблонами. Какая ошибка допущена?

    ( Шаблон обведён на цветной стороне.

    Шаблон обведён посередине листа.)

  5. Организация соревнования.
  6. - У всех на парте флажок. Будьте внимательны. Если какое – то правило нарушено или беспорядок на парте, я забираю флажок.

    Если нужна моя помощь – флажок вверх.

    - Какие качества вырабатываем в себе на уроке труда? (Аккуратность, терпение, трудолюбие)

    - Сегодня на уроке мы изготовим аппликацию из геометрических фигур. Вспомним геометрические фигуры.

  7. Элемент урока математики.
  • Геометрические фигуры. Числа.

- Назовите фигуры и их цвет.

- Какие числа спрятались за фигурами?

  • Упражнение по коррекции памяти.

- Внимательно посмотрите и запомните. (Закрываем).

- Какая фигура жёлтого цвета? (круг)

- Какого цвета квадрат? (красного)

- За какой фигурой спряталось число 3? (за прямоугольником)

- Какое число спряталось за треугольником? (5)

- За какой фигурой спряталось число 7? Какого он цвета? ( за оранжевым овалом)

  • Числовой ряд.

- Назовите числа.

- Какие числа пропущены?

- Вставьте числа.

- Где стоит число 2, 4, 8?

- Прочитайте числа по порядку.

- Прочитайте числа в обратном порядке.

  1. Сообщение темы урока.

- Разгадайте ребус.

- Помощником вам будет загадка.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

  • Упражнение на внимание “Запутанные предметы”.

- Кто на рисунке? (Бабочки)

- Внимательно посчитайте, сколько бабочек? (8)

- Сегодня из бумаги мы выполняем аппликацию “Бабочка”. В классе 8 учеников - у нас получится 8 бабочек. (Показ образца).

6. Анализ образца.

- Назовите предметы.

- Назовите части бабочки. (голова, туловище, крылья).

- Из чего составлена бабочка? (Из геометрических фигур).

- Сколько фигур необходимо для изготовления бабочки? Какие это фигуры?

- Бабочка расположена на листе слева или справа?

- С какой стороны расположен цветок?

7. Элемент урока математики.

- Сейчас я проверю, как вы умеете считать.

- Посмотрите, как надо сесть при письме.

- Возьмите листок в клетку и ручку.

- Запишите, сколько в аппликации всего треугольников? (4)

- Запишите, сколько в аппликации овалов? (1)

- Запишите, сколько в аппликации зелёных треугольников? (2)

- Запишите, сколько в аппликации всего фигур? (6)

- Проверьте, правильно ли вы записали. (Самопроверка с доски)

- Сравним количество геометрических фигур в аппликации, чтобы при изготовлении не сделать лишние детали.

- Сколько кругов? (1) Запишите.

- Сколько овалов? (1) Запишите.

- Сравните. Прочитайте. (1 = 1)

- Сколько жёлтых треугольников? (2) Запишите.

- Сколько кругов? (1) Запишите.

- Сравните. Прочитайте. (2 > 1)

- Сколько всего треугольников? (4) Запишите.

- Сколько всего фигур для бабочки? (6) Запишите.

- Сравните. Прочитайте. (4 < 6)

- Положите листы в подставку.

8. Физпауза “Бабочка”.

Спал цветок и вдруг проснулся, (руки под голову – “спим”)

Больше спать не захотел. (наклоны головы в стороны)

Шевельнулся, потянулся, (руки в сторону, руки вверх)

Взвился вверх и полетел. (маховые движения руками)

Солнце утром лишь проснётся, (приседания)

Бабочка кружит и вьётся. (кружение)

- Хлопни в ладоши 3 раза.

- Прыгнуть столько же (картинка с изображением 2 бабочек).

- Присядьте столько, сколько обозначает это число [4].

  1. Планирование работы.

(Работа по предметной карте на доске).

- Составим план нашей работы.

- Что выполним сначала?

- Что выполним потом?

  • Обведи шаблоны.

- На бумаге какого цвета обведём ?

  • Вырежи.

- Какие фигуры вырезали?

  • Расположи на листе.

- Где расположен овал? круг? треугольники?

  • Приклей.

- Не забываем пользоваться тряпочкой.

(Учащиеся отвечают по плану на вопросы. Затем 1 ученик повторяет весь план работы).

Образец предметной карты

  1. Выполнение изделия учащимися.
  2. Дифференцированная работа.

    1 группа – ученики обводят все шаблоны, вырезают, приклеивают.

    2 группа – ученики обводят только фигуры бабочки (шаблон цветка уже обведен), вырезают, приклеивают.

    3 группа - ученики обводят только фигуры бабочки, вырезают (цветок уже вырезан), приклеивают.

    (Частичная помощь учителя слабым учащимся).

    Индивидуальное (дополнительное) задание (для тех, кто выполнит работу первым).

    - Решить примеры и раскрасить бабочку.

  3. Словесный отчёт о проделанной работе.
  4. - Какую аппликацию выполнили на уроке?

    - Из какого материала аппликация “Бабочка”?

    - Повторим план работы.

    - Что выполнили сначала, потом?

    (Повторение плана работы учениками).

  5. Оценка качества готовых изделий.
  6. - Сравним свою работу с образцом.

    - Поднимите руку, кому нравится его работа?

    - Как выполнена работа: аккуратно, хорошо или не очень?

    - Что не получилось? В чём недостатки в работе?

    Учитель выставляет отметки с комментарием.

    - Поднимите свою бабочку и покажите нашим гостям. Положите на край парты.

    - Подведём итог нашего соревнования. Поднимите руку, у кого ни разу не забирала флажок. Молодцы, вы умеете работать аккуратно и правильно.

  7. Дидактические игры.
  • Игра “Цветочная поляна”.

Цель: закрепление умений и навыков при выполнении арифметических действий сложения и вычитания.

Оборудование: картинки цветов (с числом 5, с числом 6, с числом 8), картинки бабочек с примерами (5+3, 7-2, 4+2).

- На цветочной поляне расцвели цветы.

- Какое число на каждом цветочке? Назовите.

- Наступило утро. К цветочкам полетели бабочки.

- На какой цветок сядет бабочка? Для этого надо прочитать и решить примеры. Ответ в примере соответствует числу на цветке.

Учитель показывает по очереди картинки бабочек с примерами

(5+3, 7-2, 4+2).

Ученики решают примеры и прикрепляют бабочку рядом с цветочком.

  • Составление задачи.

- Сколько бабочек на полянке? (3)

- Сколько ещё летит бабочек? (2)

-Составьте по этой картинке задачу.

(На цветочной поляне было 3 бабочки. К ним прилетело ещё 2 бабочки. Сколько бабочек стало на цветочной поляне?)

- Как узнать, сколько стало бабочек? (3+2=5)

- Сколько стало бабочек? Назовите ответ.

  • Упражнение по коррекции внимания.

- На какой цветок сядет каждая бабочка?

- А теперь бабочки дарят вам свои фотографии. На перемене раскрасите красиво эту бабочку.

  1. Подведение итогов. Уборка рабочего места.

- Понравился вам урок? Что понравилось?