Элективный курс для учащихся 11-х классов "Решение задач по курсу общей неорганической химии"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся 11-х классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, что является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс химии в классах социально-экономического, гуманитарного профилей отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени на решение задач. Одним из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса “Решение задач по курсу общей и неорганической химии”, структура которого позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и поможет сдать ЕГЭ.

Элективный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) в течение года.

Главным назначением данного курса является:

  • совершенствование качества обучения подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
  • обеспечение сознательного усвоения школьниками теоретического материала по химии, формирование умений использовать при решении задач приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, формирование необходимых навыков работы с источниками информации.

Цель курса: Формирование у школьников умений решать качественные и расчетные задачи по химии (типовые и комбинированные), а также углубление и расширение знаний по темам: “Основные понятия и законы химии”, “Строение атома”, “Химическая связь”, “Термодинамика химических процессов”, “Химическая кинетика”, “Окислительно-восстановительные реакции”, “Растворы”, “Вещества и их свойства”.

Задачи курса:

  • формирование умений комплексного осмысления знаний;
  • развитие умений применять полученные знания для решения расчетных и качественных задач;
  • формирование умений составлять условия типовых и комбинированных задач по различным темам элективного курса;
  • создание условий для развития у школьников умений самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, другими источниками информации;
  • оказание помощи выпускникам в подготовке к поступлению в высшие учебные заведения.

В предложенном элективном курсе предполагается более детальное изучение тем школьного курса: “Основные законы и понятия общей химии”, “Термодинамика химических процессов”, “Растворы”, “Электролиз”, “Вещества и их свойства”.

Содержание элективного курса способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.

Нормативные документы, реализуемые данной программой

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 03.2004;

2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от.05.03.2004;

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009/2010 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 “О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений”.

При изучении элективного курса предполагается использовать следующие методы:

  • рассказ, беседа, объяснение способов решения новых типов задач, самостоятельное решение задач, составление учащимися оригинальных задач, средств наглядности; лабораторные работы.

Формы контроля: классные и домашние контрольные работы, самостоятельные работы, зачеты, письменные творческие работы.

В результате освоения содержания данного элективного курса учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Требования к знаниям и умениям учащихся

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
  • стандартные алгоритмы решения задач;
  • способы решения различных типов задач.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • производить расчеты по химическим формулам: рассчитывать отношение масс и массовые доли элементов в веществе, выводить молекулярную формулу вещества по массовым долям элементов.
  • производить расчеты по физическим формулам с использованием понятий “молярная масса”, “молярный объем”, “число Авогадро”, “относительная плотность газа”, проводить вычисления по объединенному газовому закону и уравнению Менделеева-Клапейрона;
  • составлять электронные и электронно-графические формулы s-, p-,d-,f-элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;
  • давать характеристику химическим элементам по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строению атома;
  • давать развернутое описание свойств оксидов и гидроксидов данного химического элемента, ориентироваться в изменении их свойств в периодах и главных подгруппах;
  • выполнять расчеты по химическим уравнениям: рассчитывать массы и объемы реагентов или продуктов реакции;
  • вычислять по химическим уравнениям, если исходное вещество взято в избытке или содержит примеси, а также с учетом выхода продукта реакции от теоретически возможного;
  • выполнять расчеты по термохимическим уравнениям;
  • рассчитывать скорость гомогенных и гетерогенных реакций, в том числе на основе закона действия масс и правила Вант-Гоффа;
  • определять смещение химического равновесия по принципу Ле-Шателье;
  • производить вычисление состава раствора с использованием понятия “массовая доля растворенного вещества в растворе”;
  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса;
  • составлять уравнения электролиза расплавов и растворов электролитов,

Изучение данного элективного курса позволит научиться школьникам:

  • самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
  • участвовать в групповой работе;
  • самостоятельно решать задачи поискового и творческого и характера, формулировать полученные результаты;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • отделять главное от второстепенного;
  • конкретно обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации;
  • объективно определять свой вклад в общий результат.

Программа элективного курса
“Решение задач по курсу общей и неорганической химии”.

Тема 1. Основные понятия и законы химии (5ч)

Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Расчеты по химическим формулам отношения масс элементов в веществе и массовых долей элементов. Вывод молекулярной формулы вещества по заданному отношению масс элементов, по массовым долям элементов в нем. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Объемные отношения газов при химических реакциях. Закон Авогадро, следствия из него. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Простейшие расчеты по физическим формулам и химическим уравнениям. Объединенный газовый закон. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Вычисление молярной массы вещества. Расчеты по химическим уравнениям: вычисление массы или объема продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси или взято в избытке. Вычисления по химическим уравнениям с использованием понятия “практический выход продукта реакции”.

Тема 2. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (4ч)

Основные сведения о строении атома. Квантовые числа. Атомные орбитали. Принцип наименьшей энергии. Правило Клечковского. Принцип Паули. Составление электронных и электронно-графических формул s-, p-, d-, f- элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Валентные возможности атомов химических элементов. Нормальное и возбужденное состояние атома химического элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Периоды и группы в свете электронной теории. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений в периодах и главных подгруппах периодической системы.

Тема 3. Химическая связь (2ч)

Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (неполярная и полярная), ионная, металлическая. Электроотрицательность химических элементов. Заряды ионов, степени окисления химических элементов в соединениях. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от строения их кристаллической решетки.

Тема 4. Растворы (6ч)

Растворы. Растворитель, растворенное вещество. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Объемная доля растворенного вещества. Решение задач с использованием понятий массовая доля растворенного вещества в растворе. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Составление ионных уравнений реакций. Гидролиз. Уравнения гидролиза различных веществ в молекулярной и ионной формах.

Тема 5. Термодинамика химических процессов(2ч)

Основные понятия химической термодинамики: внутренняя энергия, энтальпия и тепловой эффект реакции. Стандартные условия. Реакции экзотермические и эндотермические. Термохимические уравнения. Составление термохимических уравнений. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 6. Химическая кинетика (4ч)

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, концентрация реагирующих веществ, давление, величина площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, температура, катализаторы. Закон действующих масс. Константа скорости. Расчеты с применением закона действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Температурный коэффициент. Решение задач с использованием правила Вант-Гоффа. Катализаторы и катализ. Ферменты. Ингибиторы. Каталитические яды.

Обратимые реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Условия смещения химического равновесия. Решения задач на основе принципа Ле-Шателье.

Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции (4ч)

Степень окисления. Процессы окисления и восстановления. Окислтельно-восстановительные реакции. Составление окислительно-восстановительных реакций по методу электронного баланса. Электролиз. Составление уравнений электролиза расплавов и растворов веществ.

Тема 8. Сложные неорганические вещества (8ч)

Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Химические свойства оксидов (основных, амфотерных, кислотных). Химические свойства кислот, оснований, солей. Амфотерные гидроксиды.

Лабораторные опыты

1.Исследование химической активности металлов при взаимодействии их с кислотами и солями.

2. Изучение химических свойств различных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей.

3. Исследование зависимости скорости химической реакции от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, величины площади поверхности их соприкосновения, температуры, катализатора.

См. приложение 1.