Цели и задачи урока.
Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах внутренних вод России, их зависимости от других компонентов природы.
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта России, презентация к уроку.
Конспект урока
I. Организационный момент. Постановка учебных задач.
II. Актуализация знаний.
Повторение темы: Разнообразие внутренних вод России. Реки.
1. Работа по карте.
Показать реки бассейнов Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого океанов. Реки бассейна внутреннего стока. Ученики называют реки, а затем по карте показывают: непременно от истока к устью, называют исток.
2. Выступления учащихся.
Описание одной из рек по плану, предложенному на предыдущем уроке.
3. Работа в парах.
Повторить термины по теме: “Реки”.
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя, беседа с учащимися о различных видах внутренних вод России, с использованием настенной физической карты России и слайдов презентации.
( Приложение 1)
- Мы познакомились с особенностями рек России. Сегодня мы познакомимся с другими видами внутренних вод.
1. Озера - это замкнутые котловины, заполненные водой.
- В нашей стране озёр немногим меньше 3 млн., причём преобладают малые озёра площадью до 1 кв.км.
- С помощью карт атласа давайте выделим территории с наиболее высокой степенью озёрности.
- Северо-запад Русской Равнины или “Озёрный край”, Западная Сибирь, Северо- Сибирская, Индигирская, Колымская и Ленско-Вилюйская низменности.
- Назовите важнейшие условия для образования озёр.
- Наличие котловин и благоприятный климат.
- Используя рисунки 1,2 и карты атласа, объясните образование сточных и бессточных озёр.
- Сточные озёра образуются в районах с влажным климатом. Как, правило, они пресные, так как реки, вытекающие из озера, выносят соли.
- В сухом климате озёр меньше и качественно они другие: менее полноводные, бессточные, иногда пересыхающие, очень часто засоленные.
Беседа о различии озёр по происхождению, показ по карте. Выступления учащихся с использованием слайдов презентации. Выделение на физической карте России различных по происхождению озёр разными цветами с помощью карточек на клеевой основе.
- Давайте вспомним, как различаются озёра по происхождению.
1) Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах, трещинах земной коры). Такие озера продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира – Байкал.
2) Реликтовое остаточное море – озеро - Каспийское.
3) Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.
4) Термокарстовые озёра образуются в районах вечной мерзлоты, летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные водой.
5) Озера ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины.
6) Запрудные озёра образуются путём образования естественных плотин (завалов)
7) Путём отсечения части акваторий морей образуются лиманные озёра.
8) Старичные озёра возникают в результате полного обособления от реки каких-то участков русла.
Рассказ учителя:
9) Человек является силой, создающей искусственные водоемы - пруды и более крупные - водохранилища. Больше всего водохранилищ на Волге. Имеются искусственные водоёмы и у нас в Алтайском крае. В республике Алтай – Чемальское водохранилище.
Работа с учебником. Класс делится на группы. Используя текст учебника, учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1. Почему в одних районах озер очень много, а в других их почти нет? Количество озёр уменьшается к югу в связи с ростом засушливости климата.
2. Каковы условия образования озер? Влажный климат, избыточное увлажнение; наличие котловин; близкое залегание грунтовых вод; близкое залегание водоупорных пластов, не позволяющих поверхностной воде просачиваться.
3. Назовите причины, влияющие на размещение озёр. Климат, геологическое строение, особенности залегания грунтовых вод, рельеф.
4. Какое влияние оказывают озёра на компоненты природы? Меняют микроклимат,
способствуют поднятию уровня грунтовых вод, превращаются в болота, в которых происходит накопление торфа, в соленых озерах идет накопление солей, влияют на рельеф.
Выступления учащихся.
2. Болото - участок земной поверхности с избыточным увлажнением и застойным водным режимом, в котором происходит накопление органического вещества в виде неразложившихся остатков растительности. Площадь болот в России около 2 млн. кв. км, то есть свыше 10% всей территории.
Беседа с учащимися:
- Вспомните, как изображаются болота на карте. Назовите и покажите на карте основные районы размещения болот.
- Самую большую площадь в России болота занимают на Западно-Сибирской равнине. Много болот и на Северо-Западе Русской равнины.
- Прежде, чем изучить причины заболоченности рассмотрим возможную судьбу водяной капельки, с помощью рисунка 3.
Рисунок 3
Проанализируем вероятность каждого из путей применительно к Западно-Сибирской равнине и Северо-Западной части Русской равнины и сформулируем условия образования болот. Анализ рисунка. Вывод.
Для того чтобы, образовались болота необходимо:
1) избыточное увлажнение (k > 1);
2) плоский рельеф, замедленный сток;
3) близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы);
4) близость грунтовых вод;
Образованием болот завершается и эволюция мелких озёр.
- Болота - это зло или добро? Исстари на Руси болота считались злом. В сказках на болотах всегда обитали злые силы (кикимора, ведьма...). Какое же значение имеют болота? Почему нельзя осушить все болота?
- Болота регулируют сток не только поверхностных, но и грунтовых вод. Поэтому их чрезмерное осушение может нанести вред малым рекам, многие из которых именно в болотах берут своё начало. Болота — богатые охотничьи угодья: здесь гнездится множество птиц, обитают многие промысловые животные. Болота богаты торфом, лекарственными травами, мхами и ягодами.
3. Подземными называются воды, содержащиеся в земной коре. Они связаны с атмосферой и поверхностными водами и участвуют в круговороте воды на земном шаре.
Подземные воды - делятся на грунтовые и межпластовые. Над грунтовыми водами находится водопроницаемый пласт. В деревенских колодцах грунтовая вода. Грунтовые воды выходят на поверхность земли родниками, источниками.
Межпластовые воды залегают глубже, между водоупорными пластами. Запасы межпластовых вод называют артезианскими бассейнами. Получают их, пробурив скважину в межпластовые воды - артезианский колодец.
Пресные подземные воды - самая лучшая по качеству питьевая вода, прошедшая природную фильтрацию (механическую очистку).
Термальные воды - это подземные воды с температурой от +30 до +300°С. Нагреваются они от магмы в районах, где распространен вулканизм (Курилы, Камчатка).
Минеральные подземные воды имеют высокую концентрацию растворенных веществ и газов и используются в лечебных целях.
Составление коллективного рассказа о значении подземных вод.
Запасы и глубина залегания грунтовых вод не одинаковы по регионам и зависят от климата (увлажнение территории), состава горных пород (водоупорный слой), рельеф (котловины).
4. Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лёд, не оттаивающий в течении длительного времени, как правило, десятки или многие сотни лет. Занимает 60% территории России.
Многолетняя мерзлота образовалась во время четвертичного оледенения, там, где земная поверхность не покрывалась ледниками, а среднегодовые температуры были очень низкими. Образование многолетней мерзлоты в четвертичный период подтверждается находками среди мерзлого грунта вымерших животных и растительных организмов.
Анализ карты: распространение многолетней мерзлоты на территории России.
- Какое влияние мерзлота оказывает на природу?
- Многолетняя мерзлота тормозит развитие растений и процессы почвообразования. Она влияет и на подземные воды, являясь водоупорным слоем.
5. Ледники: горные и покровные.
- Определите районы распространения горных и покровных ледников на территории России.
- Горные ледники распространены на Кавказе, Алтае, в Восточной Сибири, Саянах, в Забайкалье и на Камчатке.
- Покровное оледенение – на о-вах Арктики.
- Какова роль ледников в природе?
- Ледники дают начало рекам, являются запасниками влаги, деятельность ледников меняет рельеф.
IV. Закрепление. Игра “Вопрос-загадка”
Учащиеся работают в группах, составляют вопросы-загадки, используя полученные знания.
Затем группы соревнуются между собой. Определяется победитель.
V. Рефлексия
Составление коллективного рассказа на заданную тему.
VI. Домашнее задание. П. 13
Творческое задание:
Характерным для Поволжья, Предуралья и Кавказа являются Карстовые озёра. Они, как правило, небольшие и обладают уникальной особенностью: вода в них может внезапно исчезнуть. Объясните почему. Проиллюстрируйте ваши суждения схемой.
Литература
1. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс, Дрофа 2009.
2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. ВАКО, Москва 2004.
3. Пятунин В.Б. Проверка и оценка результатов обучения географии. Астрель, Москва 2003.
4. Интернет – ресурсы.