Проект "Омск – чистый город"

Разделы: Начальная школа


По составу участников: групповой.

По срокам реализации: краткосрочный (на протяжении трех уроков).

По целевой установке: творческий, созидательный.

Цель экологического проекта “Омск – Чистый город”:

Привлечь внимание учащихся к проблеме мусора в городе Омске и найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов.

Образовательные задачи:

  1. Ребята должны знать экологические проблемы города и находить способы их решения.
  2. Научить самостоятельному поиску решения проблемы, приобретать недостающие знания из разных источников.
  3. Учить собирать и группировать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения практической задачи.

Развивающие задачи:

  1. Развитие коммуникативных, исследовательских умений.
  2. Развитие умений планировать свою деятельность (развитие внутреннего плана действий).
  3. Развитие интеллектуальной сферы (процесса анализа экологических ситуаций), альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание норм поведения при обращении с мусором, следование которым составляет основу экологической культуры.
  2. Оказание посильной помощи в благоустройстве города.
  3. Совершенствование этической культуры взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой.

Цикл уроков по теме “Омск – чистый город”

Урок № 1.

Цель урока: Привлечь внимание к проблеме мусора в городе Омске.

Домашняя подготовка к уроку (учащимся предлагается карточка):

  1. Проведи эксперимент: Понаблюдай в течение нескольких дней, сколько примерно мусора в сутки производит твоя семья (объем и масса мусора). Что выбрасывается в мусор?
  2. Найди в толковом словаре значение слов: отходы, отбросы, мусор.
  3. *Какие бытовые отходы принимают на переработку в нашем городе? – Существует ли в Омске завод по переработке бытовых отходов?

1 урок. 1 этап проектного обучения. ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект. 1. Мотивация учащихся к теме. Представьте себе, что в одном большом-большом городе люди перестали убирать мусор... Что же может произойти? (экологический прогноз): Отходы кругом. Мусора очень много, что невозможно ходить по улицам, развелись крысы – экологическая катастрофа
2. Актуализация знаний – В своём рассказе вы использовали слова: отходы, мусор. – Найдите более широкое понятие, как трактует это слово словарь. Что мы хотим сделать? Уменьшить количество мусора в нашем городе. Как будет называться наш проект? Выбираем самое лучшее название, например, “Чистый город”. Что будет главным его результатом? Мини-проекты, позволяющие уменьшить количество бытового мусора в нашем городе. Отходы – непригодные для производства данной продукции виды сырья, его остатки или образующиеся в результате производства вещества и энергия, которые не могут быть включены в данный производственный цикл. Отходы одного производства могут служить сырьем для другого. Мусор – твердые бытовые отходы и отбросы. Дети на доске выстраивают схему № 1
3. Очерчивание проблемного поля, расстановка акцентов. План изучения темы:
  1. Мусор нашего города (работа с диаграммой). Какой мусор разлагается в природных условиях, а какой нет?
  2. Влияние мусора на природу и здоровье человека? (моделирование)
  3. Как возможно бороться с мусором? Наука гарбология. (3 пути)
  4. Что можно получить из бытового мусора?
  5. Какую пользу принесет уменьшение количества мусора? (для человека, для природы)
1. Разлагается: (пищевые отходы-28,6 %, бумага -, 20,8%, металл – 7,4 %, текстиль – 6,2 %, дерево, листва – 5,1 %). Не разлагается: (стекло – 8,9 %, кожа, резина– 4,9% (долго)

3. Пути: сжигание, захоронение, переработка.

4. Формулирование проблемы. Обобщение изученного: Почему в природе нет старой листвы, нет мертвых животных, нет природного мусора? А в городе, селе есть? Вывод: Биологический круговорот носит замкнутый характер, циклический характер, и практически бесконечен, как сама жизнь.

Чем больше мы берем у природы, тем больше отдаем. Процесс этот носит линейный характер.

  5. Выделение из проблемы подпроблем Отправимся в банк проектов:
  1. Природные разрушители мусора. Научная лаборатория.
  2. Отходы – в доходы.
  3. Урны.
  4. Пункты приема отходов, имеющего разные направления.
  5. Сохрани дерево.
  6. Машина-мусороед.
  7. Средства массовой информации в борьбе за чистоту.
 
2.Организация деятельности. 1. Организация детей в группы. Какой проект тебе интересно осуществить? Дети делятся на группы по интересам
2. Определить цели и задачи каждой группы О чем пойдет речь в каждом проекте? Ребята предлагают свое видение каждого проекта.
3. Планирование работы по решению задач проекта А теперь поговорим об оформлении проекта. – Как можно оформить ваш проект? Варианты оформления проекта: рисунок, схема, таблица, плакат и т.д
4. Определение критериев оценки защиты проекта Какими качествами должна обладать ваша будущая работа: Помощником в нашей работе будет карта “Мой проект” (см. приложение) – А вот представлять на суд зрителей свою разработку мы будем на следующем уроке. Кого мы пригласим экспертную группу? – Чтобы ваше выступление было интересным, каким должно быть само выступление? Критерии проекта: значимость для города, оригинальность, реальность, себестоимость. Критерии выступления (представления проекта): эмоциональность, полнота изложения, культура речи грамотные ответы на вопросы.
5. Распределение обязанностей в группе.   Художники” – оформление, “журналисты” – сбор информации, “координатор проекта” – руководит деятельностью всех членов группы, “менеджер” – пытается выгодно прорекламировать проект.

Урок № 2. 2 и 3 этап проектного обучения. Организация и осуществление деятельности. (Разработка проекта на уроках ИЗО и художественного труда).

Цель: Подготовка школьников к познанию объективных законов природы и общества через самостоятельное конструирование и решение проблем в виде творческих проектов по разным направлениям

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация деятельности Подбор информации, анализ этой информации, выбор способа решения проблемы. Начать сегодняшний урок мне хочется начать словами американского эколога Барри Коммонера, цитируемого сегодня во всей экологической литературе: “Всё должно куда-то деваться”. – Почему именно эти слова мы возьмем в качестве эпиграфа урока? Учитель по очереди обсуждает вместе с ребятами каждый проект:
  1. Природные разрушители мусора. Научная лаборатория.
  2. – Какие природные организмы разрушают мусор в природе? Прочитай об этом в книгах.

  3. Отходы – в доходы.
  4. Как и для чего можно сортировать мусор?

    – Как вторично можно использовать сортированный мусор?

    – Какие доходы это может принести?

    – Как вторично можно использовать пластиковые бутылки?

  5. Урны.
  6. – по форме

    – по внешнему виду

  7. Пункты приема отходов:
  8. – Где установить пункты приема мусора?

    – Что можно принимать в таких пунктах?

    Как заинтересовать людей, чтобы люди сдавали мусор?

  9. Проект “Сохрани дерево”.
  10. – Собери данные, сколько леса понадобится, чтобы изготовить книгу, газету.

    Как использовать старую бумагу?

  11. Машина-мусороед.
  12. – Что будет производить машина-мусороед?

    – На каком топливе она будет работать?

  13. СМИ в борьбе за чистоту (радио, телевидение, газеты)
Попытаемся решить проблему, куда же должно деваться это “всё”.

Приложение урока

Приложение