Цель урока: Расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.
Задачи урока:
- Развитие творческого мышления, внимания и памяти.
- Сопоставление и выявление сходных и различных черт в музыке разных композиторов.
- Освоение навыков пластического интонирования.
- Закрепление умения определять на слух средства музыкальной выразительности.
Музыкальный материал: Л. ван Бетховен Соната для фортепиано №14 “Лунная”, К. Дебюсси “Лунный свет”.
Оборудование для урока:
- Фортепиано.
- DVD плеер. телевизор или видеопроектор.
- Портреты Л. Бетховена, Дж. Гвиччарди, К. Дебюсси.
- Аудиозаписи “Лунной” сонаты Бетховена, “Лунного света” Дебюсси.
- Бетховен Л. Соната для фортепиано№14 “Лунная” – клавир.
- Цветные карточки (цветной картон).
Структура урока:
- Организационный момент. Основной этап урока.
- Беседа.
- Слушание и анализ музыкального произведения (“Лунная соната” Бетховена).
- Пластическое интонирование.
- Слушание и анализ музыкального произведения (“Лунный свет” К. Дебюсси).
- Просмотр видеоролика на музыку Дебюсси, анализ, сравнение.
- Составление цветной палитры лунного цвета (аппликация).
- Итог урока. Обобщение и закрепление полученных знаний.
Ход урока
1.Учитель: (приложение: презентация – слайд №2).
Погружаясь в сон глубокий, душу
На простор ночной я отпущу, –
Полетать над морем и над сушей,
Над пустыней и в густом лесу.
Ночь укрыла землю покрывалом
Снов, фантазий, сказок и мечты…
Звезды и луна глядят устало,
Охраняя мир, покой и сны.
Наш сегодняшний урок я не случайно начала стихами, так как посвящен он будет самому загадочному, романтическому, сказочному и поэтичному времени суток. Героиня нашего урока – прекрасное и завораживающее ночное светило, царица ночи – её величество Луна. Наш урок мы назовем “Лунная мелодия”, потому что сегодня мы услышим произведения композиторов разных эпох, стран, но все эти произведения посвящены луне.
2.
Для начала, предлагаю вам поиграть в ассоциации. Какие мысли, эмоции, переживания вы испытываете при словах Ночь, Луна? Какие ассоциации у вас связаны с этими понятиями?
Ответы детей.
(Далее на слайде презентации (приложение: презентация – слайд №3) появляются слова, которыми могут ассоциироваться с ночным пейзажем: “загадочность”, “романтика”, “опасность”, “страх”, “фантастика”, “холодность”, “волшебство”, “одиночество”, “таинственность”, “веселье”, “свет”, “радость”, “бодрость” и т.д. Предложить детям выбрать подходящие слова).
Суммируя ответы детей и слова на карточках.
Учитель: Разные люди воспринимают луну и ночь по-разному: для некоторых – время опасности, тревоги и одиночества, а для других – самое романтичное время суток, когда поэты пишут стихи, творится волшебство, встречаются влюбленные.
Луне посвящали свои творения многие художники, музыканты, поэты. Сейчас мы отправимся в музыкальное путешествие и услышим музыку великого немецкого композитора Людвига ванн Бетховена.
(Приложение: презентация – слайд №4)
Учитель: Посмотрите на портрет композитора. Как вы думаете, какой характер у человека, изображенного на портрете? Какую жизнь он прожил?
Ответы детей.
Учитель: во взгляде Бетховена мы ощущаем суровость, строгость, Перед нами человек несгибаемой силы духа, силы характера, потому что вся жизнь композитора была нескончаемой борьбой с судьбой, с тяжелым недугом, которым он страдал с 25 лет. Это была глухота. Для композитора потерять слух – приговор, конец творческого пути!.. Но только не для Бетховена: своими произведениями он вновь и вновь доказывал человечеству, что он не покорится своему недугу, своей судьбе.
Бетховен родился в Германии, в
небольшом городе Бонне. Примерно в 20 лет он
переезжает в Вену – столицу Австрии. Где живет до
конца своих дней. В Вене он познакомился с
прекрасной юной девушкой – 16-летней Джульеттой
Гвиччарди. Бетховен влюбился в эту красавицу (приложение:
презентация – слайд №5), и это, конечно,
льстило юной Джульетте. Имя своей возлюбленной
Бетховен обессмертил, посвятив ей одно из самых
известных своих произведений – Сонату для
фортепиано № 14, которая получила название
“Лунная”. “Лунная соната” – это размышления
композитора наедине с природой, где он
раскрывает свои чувства к Джульетте Гвиччарди.
Перед прослушиванием вопросы, нацеливающие на
восприятие:
(Приложение: презентация – слайд №6) Учитель:
|
Прослушивание “Лунной сонаты” в аудиозаписи.
Ответы детей на поставленные перед прослушиванием вопросы. Обобщение учителем сказанного детьми.
3. Пластическое интонирование.
Учитель исполняет на фортепиано начальный период “Лунной” сонаты”. Далее идет разговор о характере аккомпанемента (3 восходящие ноты, напоминающие движение волн) и об особенностях мелодической линии (тема на высоте одной ноты, исполненная в пунктирном ритме, придаёт музыке мужественный характер, но с оттенком отчаяния). Детям предлагается в пластических движениях передать особенности рисунка мелодии и гармонии. Для этого дети делятся на 3 группы: “гармонии” и “мелодии” и “басового голоса”.
Группа “гармонии”:
Плавными движениями рук, похожими на движения волн, воспроизводит в воздухе восходящую направленность звуков арпеджио. В процессе “интонирования” оценивается точное соответствие движений рук и звуков гармонии, выразительность жестов.
Группа “мелодии”:
Собранной ладонью на одной высоте “интонирует” звуки мелодического голоса. Оценивается точное воспроизведение пунктирного ритма, выразительность жестов.
Группа “баса”: нисходящие, плавные движения рук, как бы “погружаясь” в глубину.
4.Учитель: Итак, наше музыкальное путешествие по “лунному пути” продолжается. На этот раз мы отправляемся во Францию начала ХХ века.
В это время по всей Европе начинает распространяться новое направление в живописи с очень красивым, но сложным названием – ИМПРЕССИОНИЗМ (Приложение: презентация – слайд №7). Картины художников – импрессионистов – Клода Моне, Огюста Ренуара и других (Приложение: презентация – слайды №8, 9, 10) – были полны ярких красок, света; свои картины художники всегда рисовали на улице, на лоне природы, поэтому мы будто ощущаем дуновение ветра, колыхание листвы деревьев, биение теплого воздуха, буйство красок природы.
Вы спросите, как же импрессионизм в живописи связан с музыкой и, тем более, с луной? На наших предыдущих уроках мы с вами не раз говорили о том, что все виды искусства взаимосвязаны между собой, что между живописью, архитектурой, поэзией и музыкой много общего! Так вот, импрессионизм зародился в живописи, а проявил себя ещё и в музыке. Одним из композиторов – импрессионистов был француз (Приложение: презентация – слайд №11). Своим музыкальным произведениям Дебюсси любил давать очень поэтичные, “живописные” названия: “Следы на снегу”, “Опавшие листья”, “Море: от рассвета до полудня”. Действительно, будто это не музыкальное произведение, а картина, написанная не красками, а звуками! Обратите внимание, что многие произведения Дебюсси связаны с картинами природы.
Сегодня мы услышим, и даже увидим одно из произведений К. Дебюсси. Оно, так же, как и соната Бетховена, посвящено ночи. Название произведения – “Лунный свет”.
Перед прослушиванием вопросы, нацеливающие на восприятие:
- Какой инструмент солирует в этом произведении?
- Характер, настроение музыки (нежный, спокойный, умиротворенный, безмятежный)
Прослушивание аудиозаписи “Лунного света” Дебюсси (переложение для арфы).
Ответы детей на поставленные ранее вопросы. Ведётся разговор об арфе и соответствии её тембра музыке К. Дебюсси. (Приложение: презентация – слайд №12)
5.
Учитель: Наше второе прослушивание мы совместим с просмотром видеоролика на музыку Дебюсси.
Ваша задача – полностью погрузиться в музыку, насладиться её звучанием. А ещё самые внимательные ребята наверняка услышат некоторое различие между первым и вторым вариантом исполнения (в видеозаписи переложение для фортепиано). Представьте, что вы художник-импрессионист. Перед вами палитра с красками. Вы хотите нарисовать ночной пейзаж с отблесками лунного света на морской глади, на листьях деревьев и т.д. Ваша картина станет иллюстрацией к музыке, которую вы сейчас услышите. Краски какого цвета будут преобладать на вашей картине?
Просмотр видеоролика на музыку К. Дебюсси (переложение для фортепиано). (Видеоролик на музыку “Лунный свет” Дебюсси представлен в авторском видеопособии “Волшебный экран”). Варианты видеоряда можно выбрать, пройдя по ссылке
http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82+%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B8
Ответы детей.
6.
Учитель, подводя итог ответам детей:
Светлая музыка Дебюсси определяет и цветовую гамму иллюстраций к “Лунному свету” – приглушенные тона, оттенки серебристого, желтого. Видеоролик наполняет нас покоем, умиротворенность. Здесь нет места страстям, драматизму “Лунной сонаты” Бетховена.
7.
Составление цветовой палитры. Детям раздаются разноцветные карточки. Задача: выбрать те цвета, которые могли бы быть использованы для иллюстрации к музыке Дебюсси. Необходимо составить небольшую композицию из выбранных карточек.
Ответы детей с пояснением и рассказом об их композиции.
8.
Мы послушали два произведения, по сути, с одинаковым названием двух композиторов разных эпох, стран, художественных направлений. Удивительно, как по-разному воспринимают композиторы одни и те же явления природы, времена года, времена суток! Каждый вкладывает свой смысл, свое наполнение в музыку, исходя из своего жизненного опыта, характера. Я уверена, что ваши творения на тему луны также будут отличаться друг от друга. Наша прогулка “под луной” подходит к концу, и мне бы хотелось проверить, как вы запомнили новый материал (быстрый опрос по пройденной теме: презентация – слайд №13):
- Как звали Бетховена?
- В каком веке он жил?
- В какой стране он жил?
- Каким недугом страдал Бетховен?
- Какое название носит Соната № 14?
- Кому она посвящена?
- Как звали Дебюсси?
- В каком веке он жил?
- В какой стране он жил?
- Какое художественное направление он представляет?
- Как переводится “импрессионизм”?
- Какое произведение вам больше понравилось?
Домашнее задание:
Из цветных карточек сделать аппликацию “Лунный свет”.