Цель: познакомить с полезными свойствами овощей и с их ролью для здоровья человека.
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint Приложение 1; руководство по управлению презентацией Приложение 2, костюм Зелибобы, маски овощей (картофель, горох, свекла, огурец, лук, капуста, морковь), корзина для овощей, свежие овощи, винегрет, одноразовые тарелки и вилки.
I. Вступительная часть
Учитель
- Ребята! Сегодня я вас приглашаю на ПАРАД ОВОЩЕЙ, чтобы выяснить, какой овощ самый полезный (слайд №1).
- Но попасть на него не просто. Нужно отправиться в путешествие по этой карте (слайд№ 2)
- Ваша задача состоит в том, чтобы узнать как можно больше о полезных и питательных свойствах овощей.
Звучит музыка из телепередачи “Улица Сезам”
Зелибоба
- Здравствуйте, ребята! Вы готовы отправиться в путешествие за новыми знаниями?
- Замечательно! А я буду главным паровозом! (Изображает движением и звуком….)
Учитель
- Подожди, подожди Зелибоба! Не торопись!
- Ребята, возьмите с собой в дорогу корзину. Во время путешествия по станциям собирайте нее разные овощи. И обязательно приглашайте к нам на ПАРАД всех жителей станций, на которых вы побываете.
Звучит музыка из мультипликационного фильма “Лето”, ребята образуют длинный “поезд”, “паровоз” (его роль выполняет Зелибоба) движется с детьми по кабинету и говорит:
Едет поезд необычный,
Он большой и симпатичный:
Нет вагонов, нет колес-
В нем девчонки и мальчишки,
В нем капуста и горох,
Лук, морковка и укроп…
Остановка!
Поезд, стоп! [1]
II. Путешествие
1. Станция “Картофельная”
(слайд №3)Мисс Картошка
– Здравствуйте, ребята! Здравствуй,
Зелибоба!
Я картошка – очень скромная.
Но любовь ко мне – огромная! [1]
– Может быть, я не права? Ребята, в какой семье обходятся без картошки?
Учитель вступает и поддерживает диалог
– Оказывается, нет такой семьи в нашем классе
Мисс Картошка
– Я и мои родственники – Картофелины очень гордимся, что нас называют “вторым хлебом” и мы каждый день нужны хозяйкам для приготовления самых разных блюд.
Учитель
– Ребята, как вы думаете, почему картофель называют “вторым хлебом”?
Зелибоба
– Я знаю, я знаю! Картофель очень питательный, клубни картофеля содержат большое количество углеводов, которые являются источником энергии.
Мисс Картошка
– В картофеле есть необходимые организму минеральные вещества (слайд №4): калий, фосфор, йод, магний, марганец, медь и другие. Они помогают расти здоровыми.
Учитель
– Картофель содержит витамины (слайд №5.) Витамин В 1 укрепляет нервную систему и необходим для хорошего роста
Учитель подводит итог
– Какие полезные вещества содержаться в картофеле?
Мисс Картошка
– Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились, и я вам дарю картофелину.
Зелибоба
– Спасибо, Мисс Картошка! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ. Садись в наш поезд и в путь!
Звучит музыка. Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда
2. Станция “Гороховая” (слайд №6)
Горошинка
– Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся.
Раскололся тесный домик на две половинки,
И посыпались оттуда бусинки – дробинки. [2]
– Вы догадались, как меня зовут?
– Нас, горошинок, часто сравнивают с бусинками. А как вы думаете, почему?
– Молодцы, ребята! Вы очень наблюдательны.
Учитель
– Ребята, а вы знаете, что горох и фасоль называют растительным мясом.
Горошинка
– А все потому, что горох и фасоль являются рекордсменами по содержанию белка. Белки помогают быть сильным и способствуют хорошему росту.
Учитель
– Ребята! Кто из вас хочет вырасти и быть сильным?
Горшинка
– Ребята молодцы! Я вручаю вам баночку зеленого горошка, который очень хорош в различных салатах.
Зелибоба.
– Спасибо, Горошинка! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ. Садись в наш поезд и в путь!
Звучит музыка. Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда
3. Станция “Свекольная” (слайд №7)
Свеколка
– Здравствуйте! Рада видеть дорогих гостей
Я кругла и крепка,
Темно – красные бока,
Я гожусь на обед,
И в борщи, и в винегрет. [2]
Зелибоба
– Свеколка, мы с ребятами направляемся на ПАРАД ОВОЩЕЙ, заехали за тобой, чтобы пригласить к нам в гости.
Свеколка
– Я с удовольствием отправлюсь с вами, но сначала хочу рассказать ребятам о полезных свойствах свеклы.
– Свекла отличается значительным содержанием углеводов.
Зелибоба (тянет руку, хочет ответить)
– А я знаю, что в состав свеклы входят минеральные вещества и витамины.
Учитель
– Ребята, и все эти вещества, содержащиеся в свекле, помогают быть сильными, иметь хороший аппетит и не плакать по пустякам.
Учитель подводит итог
– Кто хочет быть сильным? – поднимите руки вверх
– Кто хочет иметь хороший аппетит? – погладьте себя по животу
– Кто не хочет плакать по пустякам? – улыбнитесь
Игра “Узнай свеклу”
На столе разложены разнообразные овощи. С завязанными глазами на ощупь нужно найти свеклу.
Свеколка
– Молодцы, ребята! Хорошо потрудились, и ваша корзинка пополняется свеклой.
Зелибоба
– Спасибо, Свеколка! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ. Садись в наш поезд и в путь!
Звучит музыка. Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда
4. Станция “Огуречная” (слайд №8)
Огуречик
– Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся
Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол,
А зимою я – соленый, и вокруг меня – рассол. [2]
– До сих пор многие люди считают огурец овощем хотя и вкусным, но с точки зрения питания, в общем бесполезным. Что в нем толку? Калорий почти никаких. Витаминов на копейку. Одна вода...
Зелибоба (тянет руку, хочет ответить)
– От доктора Айболита я узнал, что огуречная вода признана медициной и косметической (слайд №9) Она освежает не только кожу, но и очищает весь организм, регулирует работу почек, печени и сердца. Огурцы и огуречный сок уменьшают и прекращают кашель, успокаивают нервную систему и обладают жаропонижающим, противовоспалительным действием.
Учитель
– И не сытен огурец, и витаминами беден, но когда нарезанный он лежит на тарелке, свежий, прохладный, сочный, от одного его запаха повышается аппетит.
– Ребята! Кто из вас сможет по запаху определит, на какой тарелке лежит огурец?
Игра “Найди огурец”
Ребенку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, на какой из трех тарелок находятся нарезанные огурцы (предлагаются три тарелки с луком, помидором и огурцом)
Огуречик
– Молодцы, ребята! Хорошо потрудились, и ваша корзинка пополняется свежими огурчиками.
Зелибоба
– Спасибо, Огуречик! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ.
Садись в наш поезд и в путь!
Звучит музыка. Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда
5. Станция “Луковая” (слайд №10)Луковка
– Здравствуйте, ребята!
Говорят я горький,
Говорят, я сладкий,
Стрелочкой зеленой
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том дою я слово,
Ешьте меня всяким –
Будете здоровы. [1]
Учитель
– Ребята, что вы знаете о полезных свойствах лука?
Учитель
– В луке есть фитонциды – вещества с сильно выраженным противомикробным действием.
Луковка
– Ребята! Помните! По нормам, рассчитанным учеными – медиками, на каждого человека должно приходиться в год до 8 килограмм лука.
Зелибоба
– В луке содержатся витамины: А, В, С.
Учитель подводит итог
– Объяснить значение пословицы “Лук от семи недуг” [3]
Игра “Секреты кулинарии”
Луковка
– Еще в древности люди заметили, что лук является очень вкусной приправой для многих блюд.
Учитель
– Ребята, а кто из вас помогает маме в приготовлении пищи?
– Кто из вас знает, в какие блюда кладут лук, а в какие – нет. Сейчас проверим!
Разделите карточки с названиями блюд на две группы: 1) название тех блюд, в которые нужно добавлять лук во время приготовления пищи, 2) название тех блюд, в которые лук не кладут.
Лук нужен | Лук не нужен | ||
борщ | вареники | компот | оладьи |
тушеная капуста | жареная картошка | кисель | торт |
котлеты | щи | каша манная | блины |
Луковка
– Молодцы, ребята! Хорошо потрудились, и ваша корзинка пополняется репчатым и зеленым луком.
Зелибоба
– Спасибо, Луковка! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ.
Садись в наш поезд и в путь!
Звучит музыка. Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда
6. Станция “Капустная” (слайд №11)
Барыня Капуста
– Здравствуйте, ребята! Я рада снова с вами встретиться.
В жаркий день и в день прохладный капуста хочет быть нарядной.
Стоит она на крупной ножке в охапке держит все одежки. [1]
– Ребята, кто из вас не видал капусту? Оказывается нет таких среди вас.
– А кто пробовал капусту? Похлопайте в ладоши.
– Кто ел капусту в сыром виде? Погладьте себя по голове.
– Кто ел в вареном виде? Погладьте себя по животу.
– Действительно, этот овощ едят и в сыром виде, и варенном.
Барыня Капуста
– С давних пор я - народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую квасили, запасали впрок.
Учитель
– Много поговорок сложили на Руси о капусте, а чтобы их прочитать, нужно, сложить по смыслу эти поговорки (правую часть - с левой). Ребята выполняют задание, читают и объясняют смысл каждой поговорки.
Без капусты | щи не густы. [3] |
Заяц – трус, | а и тот на капусту охотится. [3] |
Барыня Капуста
– Капуста - ценный источник аскорбиновой кислоты.
Учитель
– Аскорбиновая кислота - это витамин С - он укрепляет весь организм и защищает нас от болезней
Зелибоба
– Ребята! А еще в капусте есть такое чудесное вещество, которое помогает вам расти – это каротин
Учитель подводит итог
– Какие полезные вещества содержаться в капусте?
Физминутка
Барыня Капуста
– Ребята, а теперь игра. Повторяйте все движения за мной.
Как на грядке сто одежек появились без застежек - покачивание в стороны
Вот такие кочаны, вот такой величины! - руки в стороны, вверх потягивание
Было пусто, стало густо, поднялась моя капуста - полуприседание
Что ж вы, дети, - вытянуть одну руку вперед
Что ж вы, тети, - вытянуть вторую руку вперед
Есть капусту не идете? [1] - хлопки в ладоши
Барыня Капуста
– Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились, и ваша корзина пополняется капустой
Зелибоба
– Спасибо, Барыня Капуста! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ.
Садись в наш поезд и в путь!
Звучит музыка. Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда
7. Станция “Морковная”
(слайд №12)Морковка
– Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами.
Я – красная девица,
Зеленая косица!
Собой горжусь,
Для всего гожусь!
И для сока, и для щей,
Для салатов и борщей,
И пироги и винегрет,
И зайчишкам на обед! [2]
Морковка
– Ребята, отгадайте загадку.
Красная девица ухитрилась схорониться,
Но зеленая коса так и просится в глаза. [2]
– Как в этой загадке называют морковку?
– Знаете ли вы еще загадки о морковке, где о ней говорят как о девице красной?
Дети называют загадки - учитель дополняет
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. [2]
Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы рвали. [2]
В темном тереме девица, наверху ее косица. [2]
Дернешь за косу плутовку и увидишь что? …[1]
Морковка
– Ребята, для организма человека морковь и морковный сок очень полезны.
– Морковь богата каротином, который в организме человека превращается в витамин А.
Зелибоба
– Витамин А – это витамин роста. Я очень люблю морковку! Видите, какой я вырос большой!
Учитель
– Морковь в любом виде – свежем, пареном, вареном – полезна для всех. Она поддерживает организм в здоровом состоянии.
– Ребят, Кто из вас хочет вырасти большим и здоровым? Что вам поможет стать такими?
Морковка
– Ребята, я вам всем желаю расти большими и здоровыми.
– У меня для вас есть важный совет, но к сожалению он рассыпался, соберите его (слайд №10-
“Лучше маленькая морковка, чем большая конфета”)
– Молодцы, ребята! Вы справились во всеми заданиями (кладет морковку в корзину)
Зелибоба
– Спасибо, Морковка! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ.
Садись в наш поезд и в путь!
МУЗЫКА Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда.
III. Заключительная часть - ПАРАД ОВОЩЕЙ.
Зелибоба
– Ребята, вот мы с вами и прибыли к месту назначения. Сколько гостей собралось и корзина наша полным полна замечательных овощей (слайд №14)
Учитель
– Ребята что вы узнали во время путешествия об овощах?
– Осталось только выяснить, какой же овощ самый полезный?
– Овощи даже затеяли спор по этому поводу.
Картошка.
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Лук.
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Горох.
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка,
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Свекла.
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай-
Лучше свеклы нету!
Капуста.
Ты уж, свекла, помолчи
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Огурец.
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь.
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Лук.
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зеленый лук!
Картошка.
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала….
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Горох.
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно.
Свекла.
Кто из нас, из овощей,
Всех важней и всех вкусней?
Капуста.
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Зелибоба.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее.[4]
Учитель
– Ребята, а вы как думаете? Ответы детей
Овощи хором.
Ешьте больше овощей –
Будете здоровы! (слайд №15)
IV. Итог путешествия. Сюрприз – “Винегрет – самый витаминный салат”
Учитель
– Ребята, как называется салат в состав, которого входят все овощи, привезенные вами из путешествия по станциям? (слайд №16)
– Ребята, ваши родители очень хотя, чтобы вы выросли здоровыми и заботятся о вашем правильном питании. Сегодня ваши мамы потрудились на славу. Приготовили для вас очень вкусный винегрет и хотят угостить наших гостей и вас.
Литература: