Игра-путешествие "Парад овощей" с применением информационных технологий

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: познакомить с полезными свойствами овощей и с их ролью для здоровья человека.

Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint Приложение 1; руководство по управлению презентацией Приложение 2, костюм Зелибобы, маски овощей (картофель, горох, свекла, огурец, лук, капуста, морковь), корзина для овощей, свежие овощи, винегрет, одноразовые тарелки и вилки.

I. Вступительная часть

Учитель

  • Ребята! Сегодня я вас приглашаю на ПАРАД ОВОЩЕЙ, чтобы выяснить, какой овощ самый полезный (слайд №1).
  • Но попасть на него не просто. Нужно отправиться в путешествие по этой карте (слайд№ 2)
  • Ваша задача состоит в том, чтобы узнать как можно больше о полезных и питательных свойствах овощей.

Звучит музыка из телепередачи “Улица Сезам”

Зелибоба

  • Здравствуйте, ребята! Вы готовы отправиться в путешествие за новыми знаниями?
  • Замечательно! А я буду главным паровозом! (Изображает движением и звуком….)

Учитель

  • Подожди, подожди Зелибоба! Не торопись!
  • Ребята, возьмите с собой в дорогу корзину. Во время путешествия по станциям собирайте нее разные овощи. И обязательно приглашайте к нам на ПАРАД всех жителей станций, на которых вы побываете.

Звучит музыка из мультипликационного фильма “Лето”, ребята образуют длинный “поезд”, “паровоз” (его роль выполняет Зелибоба) движется с детьми по кабинету и говорит:

Едет поезд необычный,
Он большой и симпатичный:
Нет вагонов, нет колес-
В нем девчонки и мальчишки,
В нем капуста и горох,
Лук, морковка и укроп…
Остановка!
Поезд, стоп! [1]

II. Путешествие

1. Станция “Картофельная” (слайд №3)

Мисс Картошка

–  Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Зелибоба!
Я картошка – очень скромная.
Но любовь ко мне – огромная! [1]

–  Может быть, я не права? Ребята, в какой семье обходятся без картошки?

Учитель вступает и поддерживает диалог

–  Оказывается, нет такой семьи в нашем классе

Мисс Картошка

–  Я и мои родственники – Картофелины очень гордимся, что нас называют “вторым хлебом” и мы каждый день нужны хозяйкам для приготовления самых разных блюд.

Учитель

–  Ребята, как вы думаете, почему картофель называют “вторым хлебом”?

Зелибоба

–  Я знаю, я знаю! Картофель очень питательный, клубни картофеля содержат большое количество углеводов, которые являются источником энергии.

Мисс Картошка

–  В картофеле есть необходимые организму минеральные вещества (слайд №4): калий, фосфор, йод, магний, марганец, медь и другие. Они помогают расти здоровыми.

Учитель

–  Картофель содержит витамины (слайд №5.) Витамин В 1 укрепляет нервную систему и необходим для хорошего роста

Учитель подводит итог

–  Какие полезные вещества содержаться в картофеле?

Мисс Картошка

–  Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились, и я вам дарю картофелину.

Зелибоба

–  Спасибо, Мисс Картошка! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ. Садись в наш поезд и в путь!

Звучит музыка. Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда

2. Станция “Гороховая” (слайд №6)

Горошинка

–  Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся.

Раскололся тесный домик на две половинки,

И посыпались оттуда бусинки – дробинки. [2]

–  Вы догадались, как меня зовут?

–  Нас, горошинок, часто сравнивают с бусинками. А как вы думаете, почему?

–  Молодцы, ребята! Вы очень наблюдательны.

Учитель

–  Ребята, а вы знаете, что горох и фасоль называют растительным мясом.

Горошинка

–  А все потому, что горох и фасоль являются рекордсменами по содержанию белка. Белки помогают быть сильным и способствуют хорошему росту.

Учитель

–  Ребята! Кто из вас хочет вырасти и быть сильным?

Горшинка

–  Ребята молодцы! Я вручаю вам баночку зеленого горошка, который очень хорош в различных салатах.

Зелибоба.

–  Спасибо, Горошинка! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ. Садись в наш поезд и в путь!

Звучит музыка. Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда

3. Станция “Свекольная” (слайд №7)

Свеколка

–  Здравствуйте! Рада видеть дорогих гостей
Я кругла и крепка,
Темно – красные бока,
Я гожусь на обед,
И в борщи, и в винегрет. [2]

Зелибоба

–  Свеколка, мы с ребятами направляемся на ПАРАД ОВОЩЕЙ, заехали за тобой, чтобы пригласить к нам в гости.

Свеколка

–  Я с удовольствием отправлюсь с вами, но сначала хочу рассказать ребятам о полезных свойствах свеклы.

–  Свекла отличается значительным содержанием углеводов.

Зелибоба (тянет руку, хочет ответить)

–  А я знаю, что в состав свеклы входят минеральные вещества и витамины.

Учитель

–  Ребята, и все эти вещества, содержащиеся в свекле, помогают быть сильными, иметь хороший аппетит и не плакать по пустякам.

Учитель подводит итог

–  Кто хочет быть сильным? – поднимите руки вверх

–  Кто хочет иметь хороший аппетит? – погладьте себя по животу

–  Кто не хочет плакать по пустякам? – улыбнитесь

Игра “Узнай свеклу”

На столе разложены разнообразные овощи. С завязанными глазами на ощупь нужно найти свеклу.

Свеколка

–  Молодцы, ребята! Хорошо потрудились, и ваша корзинка пополняется свеклой.

Зелибоба

–  Спасибо, Свеколка! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ. Садись в наш поезд и в путь!

Звучит музыка. Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда

4. Станция “Огуречная” (слайд №8)

Огуречик

–  Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся

Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол,

А зимою я – соленый, и вокруг меня – рассол. [2]

–  До сих пор многие люди считают огурец овощем хотя и вкусным, но с точки зрения питания, в общем бесполезным. Что в нем толку? Калорий почти никаких. Витаминов на копейку. Одна вода...

Зелибоба (тянет руку, хочет ответить)

–  От доктора Айболита я узнал, что огуречная вода признана медициной и косметической (слайд №9) Она освежает не только кожу, но и очищает весь организм, регулирует работу почек, печени и сердца. Огурцы и огуречный сок уменьшают и прекращают кашель, успокаивают нервную систему и обладают жаропонижающим, противовоспалительным действием.

Учитель

–  И не сытен огурец, и витаминами беден, но когда нарезанный он лежит на тарелке, свежий, прохладный, сочный, от одного его запаха повышается аппетит.

–  Ребята! Кто из вас сможет по запаху определит, на какой тарелке лежит огурец?

Игра “Найди огурец”

Ребенку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, на какой из трех тарелок находятся нарезанные огурцы (предлагаются три тарелки с луком, помидором и огурцом)

Огуречик

–  Молодцы, ребята! Хорошо потрудились, и ваша корзинка пополняется свежими огурчиками.

Зелибоба

–  Спасибо, Огуречик! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ.

Садись в наш поезд и в путь!

Звучит музыка. Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда

5. Станция “Луковая” (слайд №10)

Луковка

–  Здравствуйте, ребята!
Говорят я горький,
Говорят, я сладкий,
Стрелочкой зеленой
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том дою я слово,
Ешьте меня всяким –
Будете здоровы. [1]

Учитель

–  Ребята, что вы знаете о полезных свойствах лука?

Учитель

–  В луке есть фитонциды – вещества с сильно выраженным противомикробным действием.

Луковка

–  Ребята! Помните! По нормам, рассчитанным учеными – медиками, на каждого человека должно приходиться в год до 8 килограмм лука.

Зелибоба

–  В луке содержатся витамины: А, В, С.

Учитель подводит итог

–  Объяснить значение пословицы “Лук от семи недуг” [3]

Игра “Секреты кулинарии”

Луковка

–  Еще в древности люди заметили, что лук является очень вкусной приправой для многих блюд.

Учитель

–  Ребята, а кто из вас помогает маме в приготовлении пищи?

–  Кто из вас знает, в какие блюда кладут лук, а в какие – нет. Сейчас проверим!

Разделите карточки с названиями блюд на две группы: 1) название тех блюд, в которые нужно добавлять лук во время приготовления пищи, 2) название тех блюд, в которые лук не кладут.

Лук нужен Лук не нужен
борщ вареники компот оладьи
тушеная капуста жареная картошка кисель торт
котлеты щи каша манная блины

Луковка

–  Молодцы, ребята! Хорошо потрудились, и ваша корзинка пополняется репчатым и зеленым луком.

Зелибоба

–  Спасибо, Луковка! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ.

Садись в наш поезд и в путь!

Звучит музыка. Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда

6. Станция “Капустная” (слайд №11)

Барыня Капуста

–  Здравствуйте, ребята! Я рада снова с вами встретиться.

В жаркий день и в день прохладный капуста хочет быть нарядной.
Стоит она на крупной ножке в охапке держит все одежки. [1]

–  Ребята, кто из вас не видал капусту? Оказывается нет таких среди вас.

–  А кто пробовал капусту? Похлопайте в ладоши.

–  Кто ел капусту в сыром виде? Погладьте себя по голове.

–  Кто ел в вареном виде? Погладьте себя по животу.

–  Действительно, этот овощ едят и в сыром виде, и варенном.

Барыня Капуста

–  С давних пор я - народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую квасили, запасали впрок.

Учитель

–  Много поговорок сложили на Руси о капусте, а чтобы их прочитать, нужно, сложить по смыслу эти поговорки (правую часть - с левой). Ребята выполняют задание, читают и объясняют смысл каждой поговорки.

Без капусты щи не густы. [3]
Заяц – трус, а и тот на капусту охотится. [3]

Барыня Капуста

–  Капуста - ценный источник аскорбиновой кислоты.

Учитель

–  Аскорбиновая кислота - это витамин С - он укрепляет весь организм и защищает нас от болезней

Зелибоба

–  Ребята! А еще в капусте есть такое чудесное вещество, которое помогает вам расти – это каротин

Учитель подводит итог

–  Какие полезные вещества содержаться в капусте?

Физминутка

Барыня Капуста

–  Ребята, а теперь игра. Повторяйте все движения за мной.

Как на грядке сто одежек появились без застежек - покачивание в стороны
Вот такие кочаны, вот такой величины! - руки в стороны, вверх потягивание
Было пусто, стало густо, поднялась моя капуста - полуприседание
Что ж вы, дети, - вытянуть одну руку вперед
Что ж вы, тети, - вытянуть вторую руку вперед
Есть капусту не идете? [1] - хлопки в ладоши

Барыня Капуста

–  Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились, и ваша корзина пополняется капустой

Зелибоба

–  Спасибо, Барыня Капуста! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ.

Садись в наш поезд и в путь!

Звучит музыка. Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда

7. Станция “Морковная” (слайд №12)

Морковка

–  Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами.

Я – красная девица,
Зеленая косица!
Собой горжусь,
Для всего гожусь!
И для сока, и для щей,
Для салатов и борщей,
И пироги и винегрет,
И зайчишкам на обед! [2]

Морковка

–  Ребята, отгадайте загадку.

Красная девица ухитрилась схорониться,

Но зеленая коса так и просится в глаза. [2]

–  Как в этой загадке называют морковку?

–  Знаете ли вы еще загадки о морковке, где о ней говорят как о девице красной?

Дети называют загадки - учитель дополняет

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. [2]
Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы рвали. [2]
В темном тереме девица, наверху ее косица. [2]
Дернешь за косу плутовку и увидишь что? …[1]

Морковка

–  Ребята, для организма человека морковь и морковный сок очень полезны.

–  Морковь богата каротином, который в организме человека превращается в витамин А.

Зелибоба

–  Витамин А – это витамин роста. Я очень люблю морковку! Видите, какой я вырос большой!

Учитель

–  Морковь в любом виде – свежем, пареном, вареном – полезна для всех. Она поддерживает организм в здоровом состоянии.

–  Ребят, Кто из вас хочет вырасти большим и здоровым? Что вам поможет стать такими?

Морковка

–  Ребята, я вам всем желаю расти большими и здоровыми.

–  У меня для вас есть важный совет, но к сожалению он рассыпался, соберите его (слайд №10-

“Лучше маленькая морковка, чем большая конфета”)

–  Молодцы, ребята! Вы справились во всеми заданиями (кладет морковку в корзину)

Зелибоба

–  Спасибо, Морковка! Мы приглашаем тебя к нам на ПАРАД ОВОЩЕЙ.

Садись в наш поезд и в путь!

МУЗЫКА Ребята повторяют движения за Зелибобой, имитируя движение поезда.

III. Заключительная часть - ПАРАД ОВОЩЕЙ.

Зелибоба

–  Ребята, вот мы с вами и прибыли к месту назначения. Сколько гостей собралось и корзина наша полным полна замечательных овощей (слайд №14)

Учитель

–  Ребята что вы узнали во время путешествия об овощах?

–  Осталось только выяснить, какой же овощ самый полезный?

–  Овощи даже затеяли спор по этому поводу.

Картошка.

Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?

Лук.

Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Горох.

Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка,
Если только захочу,
Всех горошком угощу!

Свекла.

Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай-
Лучше свеклы нету!

Капуста.

Ты уж, свекла, помолчи
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!

Огурец.

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Морковь.

Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.

Лук.

Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зеленый лук!

Картошка.

Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала….
Но картошка так нужна
И большим, и малым!

Горох.

Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно.

Свекла.

Кто из нас, из овощей,
Всех важней и всех вкусней?

Капуста.

Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?

Зелибоба.

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее.[4]

Учитель

–  Ребята, а вы как думаете? Ответы детей

Овощи хором.

Ешьте больше овощей –
Будете здоровы! (слайд №15)

IV. Итог путешествия. Сюрприз – “Винегрет – самый витаминный салат”

Учитель

–  Ребята, как называется салат в состав, которого входят все овощи, привезенные вами из путешествия по станциям? (слайд №16)

–  Ребята, ваши родители очень хотя, чтобы вы выросли здоровыми и заботятся о вашем правильном питании. Сегодня ваши мамы потрудились на славу. Приготовили для вас очень вкусный винегрет и хотят угостить наших гостей и вас.

Литература:

  1. Разговор о правильном питании: Занятия, конкурсы, праздники, викторины, соревнования - М.: ООО “Нестле Фуд”, 2003.
  2. 1 000 загадок – Ярославль “Академия развития”, 1997.
  3. 20 000 русских пословиц и поговорок – М.: Центрполиграф, 2009.
  4. Маршак С.Я. Спор овощей. – М.: Детская литература, 1991.